Урок 1. Литература и другие виды искусства.
1. Организационный момент.
2. Беседа.
- Что вы читали летом? Какие книги вам запомнились? Чем понравились прочитанные книги?
- Какие литературные герои оставили у вас наиболее яркое впечатление о себе?
- Что бы вы посоветовали прочитать своим друзьям?
- В 5 классе мы в основном говорили о книге. Конечно, разговор о ней мы продолжим и в шестом классе, но мы будем размышлять не просто о том, что прочитали, а о книге как о художественном произведении, и не только об отдельно взятом произведении, а о литературе в целом.
3. Работа по теме урока.
Ø РМ: рабочие листы к уроку.
- Как вы думаете, какое слово пропущено в высказывании С.Я.Маршака? (читатели).
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит быть талантливым читателем?
- Какие виды искусства вы знаете? Задание 1 в РЛ.
- Заполнение кластера (1 ряд).
- Чтобы понять, как отражается мир в художественном произведении и чем различаются виды искусства, обратимся к произведениям на одну тему. Перед вами картина И.Левитана «Золотая осень». Почему картина так называется? Какие чувства хотел выразить художник? (Картина И.Левитана заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени. Художник стремился показать красоту природы, передать своё восхищение красками осени.)
- Мы увидели осень, какой её представил нам художник И.Левитан. Композиторы тоже часто обращались к теме осени. Вот послушайте музыкальную пьесу П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».
- Какое настроение выражено в музыке? Созвучно ли оно картине «Золотая осень»? Какие образы возникли в вашем воображении?
- Обратимся теперь к литературному произведению. Прочитайте начало поэмы И.А.Бунина «Листопад». Какова тема этого фрагмента? Какой увидел осень поэт? Есть ли что-то общее между картиной Левитана и произведением Бунина? Какие строчки фрагмента поэмы «Листопад» могли бы стать подписью под картиной «Золотая осень»?
- Мы убедились, что осенний пейзаж можно нарисовать и в живописи, и в музыке, и в литературе. Все три вида искусства помогают человеку показать увиденное в окружающем мире, нарисовать образ, картину и передать его собственные чувства, мысли, эмоции, оценку. Но чем же различаются эти виды искусства?
- Заполнение кластера (2 ряд).
- Как называются средства языка, с помощью которых писатели и поэты создают словесные картины? Какие тропы вам известны?
- Заполнение кластера (3 ряд).
- Задание 2 в РЛ. Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения во фрагменте поэмы И.Бунина.
- Мы убедились, что литература – это вид искусства, который мы постигаем с вами на наших уроках. В литературе есть свои правила и законы, понятия и термины. Их нужно знать, чтобы стать талантливым читателем. Вспомним некоторые термины.
- Задание 3 в РЛ – «Облако слов»: или выписать, или выделить цветным маркером термины, относящиеся к литературе.
- Что обозначают выбранными нами термины? Вспомните их определения или попытайтесь объяснить своими словами.
- Обратимся к учебному тексту – задание 4 в РЛ.
- Назовите 2 основных способа литературного повествования.
- Всегда ли лирика – это поэзия?
- Что такое род литературы? Чем лирика отличается от эпоса?
- Что такое жанр? Объясните, почему жанр называют устойчивой литературной формой. Отвечая на этот вопрос, задумайтесь, например, почему «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, написанный в XIX в., и «Васюткино озеро» В.П.Астафьева, созданное в XX в., - это рассказы.
4. Запись домашнего задания.
- Задания 4.1. и 4.2. в РЛ.
Дата: _____________
ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Литературе так же нужны талантливые
___________________, как и талантливые писатели.
С.Я.Маршак
Задание 1. Кластер.
Виды искусства
музыка живопись
литература
линии и
звуки краски
слова
метафоры олицетворения
эпитеты сравнения
Задание 2. Анализ стихотворения.
И.А.Бунин «Листопад»
1. |
Лес, точно терем расписной, |
|
2. |
Лиловый, золотой, багряный, |
|
3. |
Весёлой пёстрою стеной |
|
4. |
Стоит над светлою поляной. |
|
5. |
Берёзы жёлтою резьбой |
|
6. |
Блестят в лазури голубой, |
|
7. |
Как вышки ёлочки темнеют, |
|
8. |
А между клёнами синеют |
|
9. |
То там, то здесь в листве сквозной |
|
10. |
Просветы в небо, что оконца. |
|
11. |
Здесь пахнет дубом и сосной, |
|
12. |
За лето высох он от солнца, |
|
13. |
И Осень тихою вдовой |
|
14. |
Вступает в пёстрый терем свой. |
|
Задание 3. «Облако слов».
Задание 4. Анализ учебного текста.
4.1.
4.2.
Литературный род: _______________________
Тип повествования: ______________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.