Конспект 1-го урока литературы в 6 классе на тему "Литература как искусство слова".
Оценка 4.9

Конспект 1-го урока литературы в 6 классе на тему "Литература как искусство слова".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл—7 кл
20.01.2022
Конспект 1-го урока литературы в 6 классе на тему "Литература как искусство слова".
Это первый урок литературы в 6 классе. Приложением к нему являются рабочие листы, которые учащиеся заполняют во время урока. Приёмы: кластер (курсивом даны ответы, детям выдаются листы без них), облако слов, работа с учебным текстом.
Литература как искусство слова.docx

Урок 1. Литература и другие виды искусства.

1. Организационный момент.

2. Беседа.

            - Что вы читали летом? Какие книги вам запомнились? Чем понравились прочитанные книги?

            - Какие литературные герои оставили у вас наиболее яркое впечатление о себе?

            - Что бы вы посоветовали прочитать своим друзьям?

            - В 5 классе мы в основном говорили о книге. Конечно, разговор о ней мы продолжим и в шестом классе, но мы будем размышлять не просто о том, что прочитали, а о книге как о художественном произведении, и не только об отдельно взятом произведении,  а о литературе в целом.

3. Работа по теме урока.

Ø РМ: рабочие листы к уроку.

            - Как вы думаете, какое слово пропущено в высказывании С.Я.Маршака? (читатели).

-  Как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит быть талантливым читателем?

            - Какие виды искусства вы знаете? Задание 1 в РЛ.

            - Заполнение кластера (1 ряд).

            - Чтобы понять, как отражается мир в художественном произведении и чем различаются виды искусства, обратимся к произведениям на одну тему. Перед вами картина И.Левитана «Золотая осень». Почему картина так называется? Какие чувства хотел выразить художник? (Картина И.Левитана заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени. Художник стремился показать красоту природы, передать своё восхищение красками осени.)

            - Мы увидели осень, какой её представил нам художник И.Левитан. Композиторы тоже часто обращались к теме осени. Вот послушайте музыкальную пьесу П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

            - Какое настроение выражено в музыке? Созвучно ли оно картине «Золотая осень»? Какие образы возникли в вашем воображении?

            - Обратимся теперь к литературному произведению. Прочитайте начало поэмы И.А.Бунина «Листопад». Какова тема этого фрагмента? Какой увидел осень поэт? Есть ли что-то общее между картиной Левитана и произведением Бунина? Какие строчки фрагмента поэмы «Листопад» могли бы стать подписью под картиной «Золотая осень»?

            - Мы убедились, что осенний пейзаж можно нарисовать и в живописи, и в музыке, и в литературе. Все три вида искусства помогают человеку показать увиденное в окружающем мире, нарисовать образ, картину и передать его собственные чувства, мысли, эмоции, оценку. Но чем же различаются эти виды искусства?

- Заполнение кластера (2 ряд).

            - Как называются средства языка, с помощью которых писатели и поэты создают словесные картины? Какие тропы вам известны?

- Заполнение кластера (3 ряд).

- Задание 2 в РЛ. Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения во фрагменте поэмы И.Бунина.

- Мы убедились, что литература – это вид искусства, который мы постигаем с вами на наших уроках. В литературе есть свои правила и законы, понятия и термины. Их нужно знать, чтобы стать талантливым читателем. Вспомним некоторые термины.

            - Задание 3 в РЛ – «Облако слов»: или выписать, или выделить цветным маркером термины, относящиеся к литературе.

            - Что обозначают выбранными нами термины? Вспомните их определения или попытайтесь объяснить своими словами.

            - Обратимся к учебному тексту – задание 4 в РЛ. 

            - Назовите 2 основных способа литературного повествования.

            - Всегда ли лирика – это поэзия?

            - Что такое род литературы? Чем лирика отличается от эпоса?

            - Что такое жанр? Объясните, почему жанр называют устойчивой литературной формой. Отвечая на этот  вопрос, задумайтесь, например, почему «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, написанный в XIX в., и «Васюткино озеро» В.П.Астафьева, созданное в XX в., - это рассказы.

4. Запись домашнего задания.

            - Задания 4.1. и 4.2. в РЛ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата: _____________

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Литературе так же нужны талантливые

___________________, как и талантливые писатели.

С.Я.Маршак

Задание 1. Кластер.

 

     Виды искусства

 


 

музыка                                                                                               живопись

 

   литература

 


 

                                                                                                                                        линии и    

звуки                                                                                                        краски

 

слова

 


метафоры                                                                                        олицетворения

 

 

                                                          

эпитеты                                    сравнения

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Анализ стихотворения.

И.А.Бунин «Листопад»

1.       

Лес, точно терем расписной,

 

2.       

Лиловый, золотой, багряный,

 

3.       

Весёлой пёстрою стеной

 

4.       

Стоит над светлою поляной.

 

5.       

Берёзы жёлтою резьбой

 

6.       

Блестят в лазури голубой,

 

7.       

Как вышки ёлочки темнеют,

 

8.       

А между клёнами синеют

 

9.       

То там, то здесь в листве сквозной

 

10.   

Просветы в небо, что оконца.

 

11.   

Здесь пахнет дубом и сосной,

 

12.   

За лето высох он от солнца,

 

13.   

И Осень тихою вдовой

 

14.   

Вступает в пёстрый терем свой.

 

 

Задание 3. «Облако слов».

облако слов
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 4. Анализ учебного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.1.

 

 

 

 

 

 

4.2.

 

 

 

 

 

 

 

 


Литературный род: _______________________

Тип повествования: ______________________


 

Урок 1. Литература и другие виды искусства

Урок 1. Литература и другие виды искусства

Заполнение кластера (3 ряд). -

Заполнение кластера (3 ряд). -

Дата: _____________ ЛИТЕРАТУРА

Дата: _____________ ЛИТЕРАТУРА

Задание 2. Анализ стихотворения

Задание 2. Анализ стихотворения

Задание 4. Анализ учебного текста

Задание 4. Анализ учебного текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2022