Экскурсия в осенний сад
Цель: организовать коллективную прогулку;
понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе;
расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.
Ход экскурсии:
Подготовительная работа:
Учитель проводит инструктаж о поведении во время экскурсии .
Накануне экскурсии ученики читают стихи об осени, разгадывают загадки, знакомятся с народными приметами, пословицами и поговорками.
Пословицы и поговорки:
В сентябре лето кончается, осень начинается.
Сентябрь холоден, да сыт.
От осени к лету поворота нет.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Загадки
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата? (Облака.)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Покуда он идет. (Дождь.)
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала.
Солнышко застлала. (Туча. )
Без рук, без ног
По полю скачет,
Под окном стучится,
В дом просится. (Ветер.)
Пришла пора –
Опустели леса:
Листья опадают.
Птицы улетают. (Осень.)
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Собери из листьев веер,
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.
И послушно ветру в след
Листья улетают –
Значит лета больше нет,
Осень наступает.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Осень в саду)
- На какие вопросы можем ответить сегодня?
Во время экскурсии ученикам предлагается понаблюдать за погодой.
Какая сегодня погода?
Какое небо?
Какое солнце?
Сравните сентябрьские дни с летними.
Учитель обращает внимание учеников на краски осеннего парка и просит сравнить их с красками летнего парка. Ученики наблюдают за листопадом.
Что называют осенним листопадом?
Начался ли осенний листопад?
Как вы думаете, в какую погоду листьев облетает больше?
Почему?
Это интересно. Листопад .
- Почему осенью с растений облетают листья?
- Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.
- Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему?
- Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
- Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?
- Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.
- Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
- Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле?
- Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.
Учитель обращает внимание учеников на отдельные деревья и кустарники. Учит отличать деревья.
Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?
Какие лиственные деревья вы знаете?
Видите ли вы их в парке?
Как выглядит их ствол?
Какую форму имеют их листья?
Ученики рассматривают цветущие травянистые растения. Называют цветы, которые они видят.
Учитель обращает внимание детей на насекомых и рассказывает о них.
Каких насекомых можно увидеть летом?
Много ли насекомых сейчас?
Почему пропали насекомые?
Куда они делись?
Ученики наблюдают за птицами. Называют их. Ученики гуляют по осеннему парку, вслушиваются в шелест листьев под ногами, собирают яркие осенние листочки.
После экскурсии ученики делятся своими впечатлениями о том, что особенно понравилось, что удивило, что нового узнали и увидели. Делают рисунки, аппликации из листьев.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.