Конспект факультативного занятия "Животные Удмуртии"
Оценка 4.8

Конспект факультативного занятия "Животные Удмуртии"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
27.10.2020
Конспект факультативного занятия "Животные Удмуртии"
Данная разработка направлена на воспитание любви и уважения к родному краю, на защиту природы. Цель-познакомить учащихся с животными Удмуртии, их ролью в природе; формировать умения учащихся по составлению рассказа Развивающие: развивать умения учащихся узнавать животных по картинке и по описанию; развивать и обогащать речь учащихся через высказывания, рассуждения; развивать монологическую речь.
животные Удмуртии.doc

Факультатив «Мой родной край»

 Тема урока: Животные Удмуртии

Цель: формирование знаний учащихся о животных Удмуртии

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с животными Удмуртии их ролью в природе; формировать умения учащихся по составлению рассказа

Развивающие: развивать умения учащихся узнавать животных пог картинке и по описанию; развивать и обогащать речь учащихся через высказывания, рассуждения; развивать монологическую речь

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к животным; интерес к предмету; воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Оборудование: иллюстрации животных (белка, лиса, волк, рысь, медведь, лось), картины: «Купание медвежат», «Схватка лося с волком»)

 Ход урока:

I.      Орг.момент

 

II.  Сообщение темы и цели урока:

На доске кроссворд:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна –

Просыпается от сна. (медведь)

 

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

 

С ветки на ветку,

Быстрее, чем мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (белка)

 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

 

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о животных)

- Правильно, тема нашего урока: «Животные Удмуртии». Сегодня мы совершим с вами путешествие, в котором познакомимся с животными нашего края, узнаем, какие крупные животные живут в Удмуртии, научимся узнавать их по внешнему описанию и по картинам. А куда мы совершим путешествие, догадайтесь сами:

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший друг,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (лес)

- Лес – наш друг, а друзей любят и берегут.  Сегодня мы побываем с вами в лесу. А поедем мы на паровозике из Ромашкова. (иллюстрация).

- Занимайте скорее свои места в поезде.

- Что нам понадобится на уроке? (внимание, смекалка...)

- Внимание, поезд отправляется! Давайте споём в пути песенку: «Мы едем, едем, едем....».

 

III. Новая тема.

- Ребята, машинист делает остановку. Посмотрите, да это же станция: «Беличья». Кто же тут живёт? (белка)

- Правильно, мы с вами в гостях у белки. (иллюстрация). Что вы знаете о белке? (сообщение учащегося).

- По каким внешним признакам мы можем узнать белку? (дети описывают белку по иллюстрации)

- Едем дальше. А вот и следущая остановка, называется она: «Я, кошка, гуляющая сама по себе». Интересно, к кому в гости это мы пришли? Разве кошка живёт в лесу? Сейчас мы всё узнаем из загадки:

Меньше тигра,

Больше кошки, на ушах кисточки-рожки.

С виду кроток, но не верь,

Страшен в гневе этот зверь. (рысь) (иллюстрация)

- Вот у кого мы в гостях! Что вы знаете о рыси? (сообщение учащегося)

- Правильно, это редкое животное в наших лесах. Она очень похожа на кошку. Только крупнее. Мех у неё густой и мягкий, и очень пушистый. На концах ушей - чёрные кисточки. Рысь превосходно бегает и ползает. За ночь может уйти очень и очень далеко. Рысь очень хорошо лазает по деревьям и плавает. Охотится она, в основном, ночью. В остальное время рысь с удовольствием греется и потягивается на солнышке, точно наша домашняя Мурка. Но как только увидит зайца, тотчас напрягается, притаивается и совершив прыжок, нападает на свою добычу. Вот такова эта кошка!

- Едем дальше! Вот и следущая остановка: «Логово». Кто же здесь живёт? Правильно, волк. Что вы знаете о волке? (сообщение учащегося).

- По каким внешним признакам мы можем узнать волка? (дети описывают волка по иллюстрации)

- Едем дальше! Вот и следущая остановка: «Хитрая кума». Кто же здесь живёт? Правильно, лиса. Какие вы знаете сказки про лису? Каким изображается лиса в сказках? Что вы знаете о лисе? (сообщение учащегося).

- По каким внешним признакам мы можем узнать лису? (дети описывают лису по иллюстрации).

- Едем дальше! Посмотрите, да это же станция: «Берлога». Кто же тут живёт? (медведь). Правильно, это медведь. (иллюстрация). Мы в гостях у медведя. Что вы знаете о медведе?  (сообщение учащегося). Правильно. Медведь занимает первое место по своей огромной силе, неустрашимости. Его боятся все животные, кроме лося и кабана. Медведь – очень красивый зверь. Шерсть у него бурого цвета, пушистая, мягкая, длинная. Медведь – один из крупных животных Удмуртии, второй по величине после лося.

- Какие вы знаете сказки про медведя? Каким изображается медведь в сказках? (...) Правильно, только медведь внешне такой неуклюжый. На самом деле он очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать прыжки, влезать на деревья, прекрасно плавает.

- Кто знает, как называют медведя в народе? (топтыгин, хозяин, косматый, косолапый).

- А кто знает, почему медведя называют косолапым? (ставит ноги немного внутрь).

 

IV. Физкультминутка:

Даже то, кто в детстве слаб,

Неуклюж и косолап, -

Станет ловким,

Станет стройным, как медведь.

Только надо очень, очень,

Очень сильно захотеть

И немножко попотеть.

 

V. Продолжение темы.

- Медведи очень много едят. За сутки наш топтыгин может съесть 20-30кг.

- Чем питаются медведи? (...).

- Правильно, за лето-осень медведь жиреет до 100кг. А что же он делает зимой? (...)

- Медведи зимой спят в берлоге. Делают они её у корня упавшего дерева, или выкапывают. А внутри из мха делает себе мишка постель. Но, если медведь летом не наелся, то всю зиму голодный, худой и злой бродит по лесу, сметая всё на своём пути. Таких медведей называют шатунами.

- В январе-феврале у медведицы рождается 2-3 крошечных медвежонка. Они слепые, голые, беспомощные. Потом медвежата подрастают, становятся толсенькими, смешными, как дети, играют между собой. Мать купает медвежат в ручьях и озёрах, опуская каждого по очереди медвежонка в воду, ухватив его зубами за загривок. (картина «Купание медвежат»).

- Медвежат, которые родились в прошлом году называют пестунами. Потом по лесу они ходят в таком порядке: медведица впереди, сзади её дети, а потом уже пестун. Он ухаживает за медвежатами. Вот такова медвежья семейка!

- Но сейчас медведей становиятся мало и их надо охранять. Многие виды медведей занесены в «Красную книгу». Проводятся различные мероприятия по восстановлению численности медведей. Какие это мероприятия? (охота в определённое время, заказники, заповедники)

- Молодцы! Я очень рада, что вы всё знаете. Но что это? Кто-то нас зовёт?! Да нам же пора в путь! Поезд отправляется! Едем!

- А вот и ещё одна станция: «Самое крупное животное Удмуртии». Что это за животное? Правильно, это – лось. (иллюстрация).

- Что вы знаете об этом животном? (сообщение учащегося).

- Лось - самое крупное животное нашего края. Внешность лося оригинальна. Рога самцов лопатообразные (похожи на лопату) с отростками и похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Уши у лося очень большие. Они достигают длины 25 см. Двигая ушами в разные стороны, лось быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли.

- Кто знает, чем питаются лоси?

Летом лоси питаются сочными растениями и их корневищами, а также листвой молодых деревьев. Зимой же, когда эта пища бывает под снегом, едят ветки деревьев (особенно осины, ивы), кору и немного хвою.

- Лось – ценное промысловое животное. А кто знает почему?(...) Молодцы!

- А кто знает, как зимуют лоси?

- Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда собирается больше. При нападении они обороняются сильным ударом рогами вперёд. Этим приёмом лосю удаётся убивать наповал волка и отогнать медведя. Лоси могут защищаться и ударами копыт и способны даже убить не только волка(картина «Схватка лося с волком»), но и медведя.

- Когда-то лосей было очень-очень много, но они стали объектом охоты и поэтому лоси стали исчезать. В результате этого проводятся различные мероприятия по восстановлению численности лосей.

 

VI. Физкультминутка: «Зарядка для животных».

 

VII. Закрепление:

Возвращаемся обратно. Путешествие наше закончилось.

Игра: «Узнай по описанию».

(Две команды определяют животного по описанию и рассказывают, что узнали о нём.)

 

VIII. Домашнее задание: Нарисовать одного из животных Удмуртии. Поворить роль животных в природе и для человека.

 

IХ. Итог.



Факультатив «Мой родной край»

Факультатив «Мой родной край»

Ходит смело и легко, Рога раскинув широко

Ходит смело и легко, Рога раскинув широко

По каким внешним признакам мы можем узнать волка? (дети описывают волка по иллюстрации) -

По каким внешним признакам мы можем узнать волка? (дети описывают волка по иллюстрации) -

Мать купает медвежат в ручьях и озёрах, опуская каждого по очереди медвежонка в воду, ухватив его зубами за загривок

Мать купает медвежат в ручьях и озёрах, опуская каждого по очереди медвежонка в воду, ухватив его зубами за загривок

Возвращаемся обратно. Путешествие наше закончилось

Возвращаемся обратно. Путешествие наше закончилось
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2020