Факультатив «Мой родной край»
Тема урока: Животные Удмуртии
Цель: формирование знаний учащихся о животных Удмуртии
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с животными Удмуртии их ролью в природе; формировать умения учащихся по составлению рассказа
Развивающие: развивать умения учащихся узнавать животных пог картинке и по описанию; развивать и обогащать речь учащихся через высказывания, рассуждения; развивать монологическую речь
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к животным; интерес к предмету; воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Оборудование: иллюстрации животных (белка, лиса, волк, рысь, медведь, лось), картины: «Купание медвежат», «Схватка лося с волком»)
Ход урока:
I. Орг.момент
II. Сообщение темы и цели урока:
На доске кроссворд:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна –
Просыпается от сна. (медведь)
Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
С ветки на ветку,
Быстрее, чем мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (белка)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о животных)
- Правильно, тема нашего урока: «Животные Удмуртии». Сегодня мы совершим с вами путешествие, в котором познакомимся с животными нашего края, узнаем, какие крупные животные живут в Удмуртии, научимся узнавать их по внешнему описанию и по картинам. А куда мы совершим путешествие, догадайтесь сами:
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший друг,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (лес)
- Лес – наш друг, а друзей любят и берегут. Сегодня мы побываем с вами в лесу. А поедем мы на паровозике из Ромашкова. (иллюстрация).
- Занимайте скорее свои места в поезде.
- Что нам понадобится на уроке? (внимание, смекалка...)
- Внимание, поезд отправляется! Давайте споём в пути песенку: «Мы едем, едем, едем....».
III. Новая тема.
- Ребята, машинист делает остановку. Посмотрите, да это же станция: «Беличья». Кто же тут живёт? (белка)
- Правильно, мы с вами в гостях у белки. (иллюстрация). Что вы знаете о белке? (сообщение учащегося).
- По каким внешним признакам мы можем узнать белку? (дети описывают белку по иллюстрации)
- Едем дальше. А вот и следущая остановка, называется она: «Я, кошка, гуляющая сама по себе». Интересно, к кому в гости это мы пришли? Разве кошка живёт в лесу? Сейчас мы всё узнаем из загадки:
Меньше тигра,
Больше кошки, на ушах кисточки-рожки.
С виду кроток, но не верь,
Страшен в гневе этот зверь. (рысь) (иллюстрация)
- Вот у кого мы в гостях! Что вы знаете о рыси? (сообщение учащегося)
- Правильно, это редкое животное в наших лесах. Она очень похожа на кошку. Только крупнее. Мех у неё густой и мягкий, и очень пушистый. На концах ушей - чёрные кисточки. Рысь превосходно бегает и ползает. За ночь может уйти очень и очень далеко. Рысь очень хорошо лазает по деревьям и плавает. Охотится она, в основном, ночью. В остальное время рысь с удовольствием греется и потягивается на солнышке, точно наша домашняя Мурка. Но как только увидит зайца, тотчас напрягается, притаивается и совершив прыжок, нападает на свою добычу. Вот такова эта кошка!
- Едем дальше! Вот и следущая остановка: «Логово». Кто же здесь живёт? Правильно, волк. Что вы знаете о волке? (сообщение учащегося).
- По каким внешним признакам мы можем узнать волка? (дети описывают волка по иллюстрации)
- Едем дальше! Вот и следущая остановка: «Хитрая кума». Кто же здесь живёт? Правильно, лиса. Какие вы знаете сказки про лису? Каким изображается лиса в сказках? Что вы знаете о лисе? (сообщение учащегося).
- По каким внешним признакам мы можем узнать лису? (дети описывают лису по иллюстрации).
- Едем дальше! Посмотрите, да это же станция: «Берлога». Кто же тут живёт? (медведь). Правильно, это медведь. (иллюстрация). Мы в гостях у медведя. Что вы знаете о медведе? (сообщение учащегося). Правильно. Медведь занимает первое место по своей огромной силе, неустрашимости. Его боятся все животные, кроме лося и кабана. Медведь – очень красивый зверь. Шерсть у него бурого цвета, пушистая, мягкая, длинная. Медведь – один из крупных животных Удмуртии, второй по величине после лося.
- Какие вы знаете сказки про медведя? Каким изображается медведь в сказках? (...) Правильно, только медведь внешне такой неуклюжый. На самом деле он очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать прыжки, влезать на деревья, прекрасно плавает.
- Кто знает, как называют медведя в народе? (топтыгин, хозяин, косматый, косолапый).
- А кто знает, почему медведя называют косолапым? (ставит ноги немного внутрь).
IV. Физкультминутка:
Даже то, кто в детстве слаб,
Неуклюж и косолап, -
Станет ловким,
Станет стройным, как медведь.
Только надо очень, очень,
Очень сильно захотеть
И немножко попотеть.
V. Продолжение темы.
- Медведи очень много едят. За сутки наш топтыгин может съесть 20-30кг.
- Чем питаются медведи? (...).
- Правильно, за лето-осень медведь жиреет до 100кг. А что же он делает зимой? (...)
- Медведи зимой спят в берлоге. Делают они её у корня упавшего дерева, или выкапывают. А внутри из мха делает себе мишка постель. Но, если медведь летом не наелся, то всю зиму голодный, худой и злой бродит по лесу, сметая всё на своём пути. Таких медведей называют шатунами.
- В январе-феврале у медведицы рождается 2-3 крошечных медвежонка. Они слепые, голые, беспомощные. Потом медвежата подрастают, становятся толсенькими, смешными, как дети, играют между собой. Мать купает медвежат в ручьях и озёрах, опуская каждого по очереди медвежонка в воду, ухватив его зубами за загривок. (картина «Купание медвежат»).
- Медвежат, которые родились в прошлом году называют пестунами. Потом по лесу они ходят в таком порядке: медведица впереди, сзади её дети, а потом уже пестун. Он ухаживает за медвежатами. Вот такова медвежья семейка!
- Но сейчас медведей становиятся мало и их надо охранять. Многие виды медведей занесены в «Красную книгу». Проводятся различные мероприятия по восстановлению численности медведей. Какие это мероприятия? (охота в определённое время, заказники, заповедники)
- Молодцы! Я очень рада, что вы всё знаете. Но что это? Кто-то нас зовёт?! Да нам же пора в путь! Поезд отправляется! Едем!
- А вот и ещё одна станция: «Самое крупное животное Удмуртии». Что это за животное? Правильно, это – лось. (иллюстрация).
- Что вы знаете об этом животном? (сообщение учащегося).
- Лось - самое крупное животное нашего края. Внешность лося оригинальна. Рога самцов лопатообразные (похожи на лопату) с отростками и похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Уши у лося очень большие. Они достигают длины 25 см. Двигая ушами в разные стороны, лось быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли.
- Кто знает, чем питаются лоси?
Летом лоси питаются сочными растениями и их корневищами, а также листвой молодых деревьев. Зимой же, когда эта пища бывает под снегом, едят ветки деревьев (особенно осины, ивы), кору и немного хвою.
- Лось – ценное промысловое животное. А кто знает почему?(...) Молодцы!
- А кто знает, как зимуют лоси?
- Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда собирается больше. При нападении они обороняются сильным ударом рогами вперёд. Этим приёмом лосю удаётся убивать наповал волка и отогнать медведя. Лоси могут защищаться и ударами копыт и способны даже убить не только волка(картина «Схватка лося с волком»), но и медведя.
- Когда-то лосей было очень-очень много, но они стали объектом охоты и поэтому лоси стали исчезать. В результате этого проводятся различные мероприятия по восстановлению численности лосей.
VI. Физкультминутка: «Зарядка для животных».
VII. Закрепление:
Возвращаемся обратно. Путешествие наше закончилось.
Игра: «Узнай по описанию».
(Две команды определяют животного по описанию и рассказывают, что узнали о нём.)
VIII. Домашнее задание: Нарисовать одного из животных Удмуртии. Поворить роль животных в природе и для человека.
IХ. Итог.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.