Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе:
Занятие 20. Изученные согласные буквы (закрепление).
Коклягина Татьяна Юрьевна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №39»
Контактный телефон: 89638150689
Е-mail: zoiyshka1989@mail.ru
Дата заполнения 02.12.2020
Цель: закрепить имеющиеся знания детей о согласных буквах С, М, X, Н, Р, Л, 3 у детей с нарушениями речи в подготовительной к школе группы.
Коррекционно-образовательные задачи:
Формировать умение выполнять звуковой анализ слов.
Закреплять деление слов на слоги.
Формировать правильную постановку ударения в речи, и умение выделять графическим образом на письме.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие логическое мышление.
Развивать орфографическую зоркость.
Развивать фонематический слух.
Развивать способности к сопоставлению и анализу.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: альбом, простые, красные, синие и зеленые карандаши (на каждого ребенка), буквы азбуки, звуковая линейка, звуковички, картинки детей, круги красный, синий, зеленый, на каждого ребенка.
Подготовительная работа: заучивание согласных букв, и звуков их обозначающих.
Ход занятия
I. Закрепление изученного материала
Орг.момент.
Педагог: Ребята, сядет тот кто придумает слово со звуками З,Зь.
Сегодня мы с вами и нашими друзьями – звуковичками, закрепим знания об изученных ранее буквах и звуках которые они обозначают.
1. Подбор звуковой схемы к слову (упражнение 1, с. 31).
Педагог: Прочитайте слова.
Оля Лиля Нина Лариса
Саня Ира Мирон Семён
Педагог: Что они обозначают? (Это имена.)
Прочитайте первое слово. Сколько в нем звуков? (Три.)
С какого звука оно начинается?
Назовите его, дайте характеристику. (Звук [о], гласный.)
Какой второй звук в слове Оля? (Звук [л'] — согласный, мягкий.)
Третий? (Звук [а], гласный.)
Схема слова красный, зеленый, красный – Кто составит схему на доске?
А теперь найдите схему этого слова и соедините ее со словом линией.
Аналогичная работа проводится с другими словами. Первую половину задания педагог выполняет вместе с детьми, помогая им. Далее дети работают самостоятельно.
2. Формирование фонематических процессов
Педагог: а теперь мы с вами будем внимательно слушать и определим, какой же звук в именах первый? Поднимайте скорее нужный кружок.
3. Звуковой анализ слова (упражнение 2, с. 31).
Педагог: Прочитайте слова. (Лимоны, зерно.)
Наши звуковички разлетелись и нужно их собрать. Поможем каждому звуковичку занять свое место. Выполните звуковой анализ слов: выделите красным карандашом буквы, обозначающие гласные звуки, синим — твердые согласные звуки, зеленым — мягкие согласные звуки.
В этом задании нет готовой звуковой схемы. Дети должны сам провести звуковой анализ слова.
4. Слоговой анализ слова. Выделение ударной гласной (упражнение 3, с. 31).
Педагог: К нам пришли друзья. Давайте узнаем, как их зовут. Прочитайте слова, разделите их на слоги. А теперь давайте позовем ребят:
Марииина, какую гласную мы тянули дольше остальных? И - поставьте ударение.
Марина Люся Юля Роман
5. Динамическая пауза: Зимующие птицы
Ритмично под счет загибаем пальчики
Начинается считалка: Раз, два, три, четыре, пять — На берёзе сидит галка. Чур! Ребята, не кричать. Сидят галка, и галчата, И сорока, и скворец. Все попрятались, ребята, И считалочке конец. В. Кулачев |
Дети сжимают и разжимают пальчики
Начинают на обеих руках загибать пальчики
Круговые движения кулаками |
6. Работа со схемой предложения (упражнение 4, с. 31).
Педагог: Наши ребята задают нам задачку. Рассмотрите картинку, что это? Схема предложения.
Какие слова мы обозначаем треугольником? (Маленькие слова-предлоги.) Где стоит предлог в этом предложении? Какое по порядку это слово?
Кто-то где то был судя по этой схеме. Придумайте предложение.
II. Проверка знаний учащихся. Слоговой диктант
(упражнение 5, с. 31)
Цель диктанта — проверить насколько хорошо дети запомнили буквы зрительно, умеют ли дети обозначать твердость и мягкость согласного с помощью гласных. По желанию диктант можно дополнить или изменить.
Педагог: Послушайте слоги. Запишите каждый слог рядом со своим значком звуковичком: со, мя, ха, нё, ру, зе.
III. Подведение итогов занятия
- Давайте с вами вспомним какие уже буквы мы изучили? С, М, X, Н, Р, Л, 3, А, У, О, Э, Ы, Я, Е, Ё, Ю, Я, И.
- Какие звуки они ими мы можем обозначить на письме: гласные и согласные.
- А чем отличаются буквы от звуков? Буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и говорим.
- Скажите ребята, а мы со всеми буквами познакомились? Нет! Наши звуковички говорят вам до новых встреч!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Альбом упражнений для детей 5-7 лет / О.Г. Молчанова. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. – 80с.
2. Молчанова О.Г. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Планирование работы и конспекты занятий с детьми 5-7 лет / О.Г. Молчанова. – Москва: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2021. – 120с.
3. Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 6-7 лет: в 5 тетрадях. Тетрадь 2. – М.: Сфера, 2014, 32с.
4. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных логопедических занятий в подготовительной к школе логогруппе. – М.: ГНОМ и Д, 2010.
5. Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетради 1-4. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с правильным (исправленным) звукопроизношением / В.В. Коноваленко. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. – 48 с. – (рабочая тетрадь)
Приложение 1:
Приложение 2:
Звуковички символы обозначающие звуки согласные твердые и мягкие, гласные.
Согласные обозначаем квадратом, их сказать сложнее чем гласные они не катятся, есть препятствие.
Гласные звуки обозначаем кружком, они поются, легко можно пропеть прокатить мячик по столу.
Сс |
Мм |
Хх |
Нн |
Рр |
Лл |
Зз |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.