Конспект группового логопедического занятия в 3 классе
(обучающиеся с СНР)
Тема: Дифференциация гласных А - Я. Буквы А – Я. (занятие 1)
Цели и задачи:
-познакомить детей с буквой Я;
-закреплять знания о гласных; учить сравнивать согласные по твердости - мягкости на уровне звука, слога и слова;
-формировать навыки работы с омонимами, обобщениями; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: таблица букв; пособие «Парашютисты»; модели слов.
Ход занятия
I.Организационный момент
1. Припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных.
–Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твердыми.
А |
Е |
Ю |
Э |
Ы |
О |
Я |
Э |
У |
Е |
И |
Ё |
II. Основная часть
1. Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание сказки.
- Послушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.
«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О, У, Э. Был у них друг - согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся.
Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА - ЙА - ЙА!» Прислушались звуки и услышали «Я - Я - Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я.)
Потом звук Й пел вместе с О (ЙО — ЙО - ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:
ЙУ-ЙУ-ЙУ = Ю ЙЭ-ЙЭ-ЙЭ = Е
ЙО-ЙО - ЙО = Ё ЙА - ЙА - ЙА = Я
Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!»
2. Знакомство с гласной буквой Я .
Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Игра: «Скажи наоборот».
Логопед называет слог с гласной А, дети придумывают слог - с буквой Я и наоборот: логопед называет слог с гласной Я, а дети - с гласной А.
ма - мя та - та ар - ... ла - ...
ня - ... яч - ... фа - ... ам - ...
Отмечают гласные А и Я соответствующим символом.
-Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? Почему? Какую гласную выберем после твердого согласного? А после мягкого?
4.Физминутка с проговариванием «Яблоко».
Руку протяни, яблоко сорви. Стал ветер яблоню качать, Трудно яблоко сорвать. Подпрыгну, руку протяну — Быстро яблоко сорву. ( дети декламируют стихи и выполняют движения по тексту).
5.Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.
-Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А - Я. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению.
Модели слов:
Р-Д М-Л ЗАВ-Л
6.Развитие зрительного внимания и звукового анализа).
-Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласными А - Я. Объясните выбор гласных.
ШЛ_ПА Л_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ
К_МЕНЬ М_ТА Т_ЩИТ К_ША
Т НЕТ КР СИТЬ ГЛ 3 СТ РЫЙ
III. Итог занятия
-Припомните, когда буква Я обозначает один звук, а когда - два?
-Припомните слова, где пишется гласная буква Я, гласная буква А.
Конспект группового логопедического занятия в 3 классе
(обучающиеся с СНР)
Тема: Выделение гласных А , Я. (занятие 2)
Цели и задачи:
-закреплять знания о гласных А , Я; учить детей дифференцировать гласные А - Я в словах;
-развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическое восприятие; закреплять знания о звуковом составе слова;
-развивать логическое мышление, восприятие, слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: мяч; буквы А - Я (запись на доске); карточки с буквами А - Я на каждого ребенка; таблица для буквы Я (запись на доске).
Ход занятия
I.Организационный момент
1.Закрепление знаний о гласных А - Я.
-Сядет тот, кто придумает слово с гласной А, а теперь с гласной Я.
- Сформулировать и записать тему занятия.
II. Основная часть
1. Развитие фонематического восприятия. Различение А- Я в слогах, в словах.
-Поднимите букву А, а потом Я, на прослушанные слоги и слова:
ряд слогов: РА, РЯ, ТА, ТЯ, ВЯ, КЯ, КА, ВА, ДЯ, ЖА,ФА, ФЯ, ...
ряд слов: БАК, ПАР, ЖАЛ, ВЯЗ, МАЛ, ДЯДЯ, УПАЛ, ЛАПА, ВРАЧ, КАША, ЛАК...
-Назовите слова, которые можно объединить по какому-либо признаку. (Рак-лак - отличаются первыми звуками, каша-лапа - имеют две одинаковые гласные, ряд-рад - сходны по звучанию и написанию и различаются
2. Развитие памяти.
-Запишите несколько слов (5-6) и укажите место гласных А - Я и согласные перед ними.
3. Развитие орфографического навыка письма
-Рассмотрите картинки и сделайте к ним подписи (картинки: паук, соба а, флаг, месяц, мясо, рябина) Выделите в словах буквы А - Я и согласные перед ними цветными карандашами.
Физминутка с проговариванием «Яблоко».
Руку протяни, яблоко сорви. Стал ветер яблоню качать, Трудно яблоко сорвать. Подпрыгну, руку протяну — Быстро яблоко сорву. (Дети декламируют стихи и выполняют движения по тексту.)
4.Развитие слогового анализа и синтеза.
-Закончите слова добавив слоги ЛА или ЛЯ.
Ва... ме... Ко... пе...
То... пет... ска... топо...
5. Развитие зрительного внимания .
-Торопыжка записывал слова с буквами А – Я, но так спешил, что часто путал буквы. Помогите Торопыжке. Запишите слова правильно.
МЯШИНЯ ЗЕБРЯ СКЯМЕЙКЯ
НАНА КЯПЮШОН ТЕТРЯДИ
ГРАЗНО СЛАКОТЬ ЗЯМЕТКЯ
КЛАКСЯ
-Подчеркните слова, которые можно объединить в одну группу по какому-либо признаку.
III. Итог занятия
-Запишите слова - названия картинок (картинки: курица, дятел, цапля).
Выделите в словах буквы А - Я; и согласные перед ними.
-С какими согласными дружит гласная А, а с какими Я?
-Подберите признаки к этим словам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.