Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [р].
Тема: Звук [р].
Цели: автоматизация звука [р] в слогах и словах.
Задачи:
- Автоматизировать звук [р] в слогах, словах;
- Формировать умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Оборудование:1) игрушечная кошка;
2 )предметные картинки на темы: Животные», «Птицы»,
«Фрукты и овощи».
3) изображение гор, ворот, стражников;
4) два кубика, мостик из картона;
5)игровое поле с картинками и кубик;
6)игрушка «дракон»;
7)конверт с письмом;
8)сундучок;
9)рисунок с изображением предметов со звуком [р].
Речевой материал:
звукоподражания, слоги, слова, загадки.
План занятия.
1.Организационный момент.
2.Уточнение артикуляции и произнесения звука изолированно.
3.Произнесение звука [р] в слогах.
4.Произнесение звука [р] в словах.
5.Итог занятия.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Лог.: Раз, два, повернись и в животное превратись. Изобрази тигра, как он рычит [р-р-р]. Изобрази дятла; как он стучит по дереву [трр-р]. Как мурлычит ласковая кошечка? [мур-р]. Покажи; как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском [кар-р-р]; а мама-ворона отвечает ему низким голосом [кар-р-р].
Андрей, какой звук сегодня мы будем изучать?
Реб.:Звук [р].
2.Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.
Лог.: Андрей, какое положение принимают губы и зубы при произнесении [р]?
Реб.: Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Лог.: А где находится кончик языка?
Реб.: Кончик языка поднят вверх, слегка касается бугорков за верхними зубами.
Лог.: Боковые края плотно прилегают к верхним зубам.
(Ребенок повторяет перед зеркалом.)
Лог.: Порычи как тигр. Он грозно рычит.
Реб.: [р-р-р]
3.Произнесение звука (р) в слогах.
1.Пальчиковая гимнастика.
Лог.: Андрей, нам почтальон принес письмо. Давай посмотрим. Ой, это письмо от буквы [р]. Она просит спасти ее, она попала в беду. Дракон держит ее в сундуке, он хочет чтобы из всех слов пропала буква [р]. Давай поспешим ей на помощь.
Чтобы ты лучше думал и преодолел все препятствия, поиграем в игру «Здравствуй пальчик» (Большой палец поочередно «здоровается» с остальными, при этом ребенок должен произносить произносить определенные слоги).
Реб.: [Ар-ар-ар, ро-ро-ро, тра-тра-тра, орт-орт-орт].
2.Воспроизведение слоговых рядов с заданной интонацией.
Лог.:.Помочь букве (р) хотят другие буквы, они просят тебя соединить их.
Прилетел звук [а]. Соедини их. Что получилось? Какой слог?
Реб.: [Ра].
Давай соединим [р] со звуками [у], [ы], [о].
Лог.:Получилось волшебное заклинание---[ры]-[ро]-[ру]-[ра] ,
раздвигается гора.
Повтори его.
3.Произнесение звука [р] в словах .
1.Показ картинки с изображением гор.
Лог.: Что это?
Реб.: Горы.
Лог.: Горы нам не страшны, мы знаем заклинание. Давай повторим
Ры –ро ру-ра
Раздвигается гора.
Лог.:Расступилась гора, а за ней огромные «та-во- ро».Что я перепутала?
Произнеси это слово правильно.
Реб.: Ворота.
Лог.: А около ворот- «Ох, рана!»Какое слово можно составить из этих двух слов?
Реб. Охрана.
Лог. Чтобы охрана нас пропустила, тебе надо выполнить задание.
Игра « Волшебный кубик»
Ребенок бросает на игровое полотно кубик и называет картинки, на которые попал кубик.
2.Лог.:Нет, не пропускает нас охрана .Надо выполнить другое задание.
Игра» Большой- маленький»
Лог.: Я назову большой предмет, а ты –маленький. Рука.
Реб.: Ручка.
(Аналогично ребенок преобразует слова: рана, рыба, корова, тетрадь, карандаш, кружка, пирамида, барабан, рама.)
3.Лог.: Стражники придумали еще задание, попробуй с ним справиться.
Игра» Четвертый лишний».
(Ребенок проговаривает название картинок ,на которых изображены тигр, зубр, ворона .Необходимо найти лишний предмет и объяснить, почему он не подходит к остальным предметам)
Реб.: Лишняя ворона, потому что это птица, а тигр и зубр –дикие животные. (Аналогичная работа проводится с картинками: морковь, помидоры, картофель, груша; хурма, персики, гранат, огурцы.)
Лог. Стражники открыли ворота .Но перед нами ров ,нужен мостик. Он у Дракона .Он отдаст его, если ты поиграешь с ним в « добовлялки».
Игра « Добавлялки»
(с опорой на картинки).
Буратино взял…..(топор)
И пошел чинить….(забор)
Видит он-стоит….( машина)
Но машина без….(бензина)
Влил бензин он в …..(мотор)
И наехал на…..(забор)
Тут Тортилла….(прибежала)
Буратино…..(отругала.)
5.Итог.
Лог.: Ты молодец, Андрей. Дошел до сундучка. Открой его. Что там?
Реб.: Рисунок.
Лог.: Какой звук ты освободил?
Реб.:Звук [р].
Лог.:Ты раскрасишь этот рисунок дома, на рисунке изображены предметы со звуком [р]. Сегодня ты правильно и четко произносил звук [р].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.