Конспект индивидуального логопедического занятия.
Цель: сформировать умение дифференцировать звуки [р] и [л] на слух и при произношении слогов, слов и предложений Образовательные результаты:
1) Ребёнок выполняет артикуляционные движения под счет;
2) Определяет, что звук [р] согласный, звонкий, твердый, звук [л] сонорный, знает особенности артикуляционного уклада звука [р] и [л]; 3) Дифференцирует звуки [р] и [л] в слогах, словах и предложениях; 4) Ребёнок выполняет движения синхронно со стихотворением . Задачи:
1. Формировать координацию артикуляционных движений под счет в процессе артикуляционной гимнастики;
2. Научить ребёнка давать характеристику звукам [р] и [л] по акустикоартикуляционным признакам;
3. Сформировать навык дифференциации звуков [р] и [л] по акустикоартикуляционным признакам в слогах, словах и предложениях;
4. Формировать координацию общих движений и речи в процессе динамической паузы.
Оборудование: картинка русалочки, зеркало, предметные и сюжетные картинки, артикуляционный профили звуков, план – схема органов артикуляции, фишка синего цвета, схема слова
Лингвистический материал: карп, плотва, карась, ерш, толстолобик, красноперка, камбала, молодой, старый, грустно, мало, злая, добрая, весело, холодный, белый, черный, трусливый, смелый, глубокая, соломенная, полосатая, грушевое, гороховый, лунный, серебряные, луговые, фруктовый, смородиновый.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
1.Л: Здравствуй, Дима! Сегодня мы с тобой занимаемся последний раз. Покажешь на этом занятии как ты красиво научился произносить звук [р]?
-Начнём.
2.Основная часть.
2.Л.: -Сегодня к нам на занятие приплыла Русалочка и приглашает тебя в морское путешествие, в путешествии встретится много заданий и для этого нам придется сначала сделать гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был сильным и четко произносил звуки.
-Качели
-Часики
-Дятел
-Гармошка
-Лошадка
-Лопаточка
-Маляр
3.Л.:Повтори за мной:
Ра-ла-ра- на дворе стоит гора.
Ра-ла-ра- есть у дерева кора.
Ра-ла-ра- у апельсина кожура.
Ра-ла-ра- футбол-спортивная игра.
4.Л.: Помоги Русалочке подобрать нужный слог – ра или ла.
пи… шко… кону… ска… иг… детво… ды… пасти… но… аку… жа… у…
5.Л.: Поиграем с Русалочкой в игру «Один-много».
Белый парус - белые паруса
Красивое облако-
Морская волна- Розовое платье- Голубой карандаш-
Желтая рубашка-
Хрупкий бокал-
Белая ромашка-
6.Л.:Русалочка рассказала, как можно превращать одно слово в другое. Попробуй и ты. Заменив в слове звук [л] на звук [р]. Какое новое слово получилось? лом лама лак лозы лад ложь лаз ложки
7.Л.: Русалочка приглашает нас немного отдохнут с ней и подвигаться. Мы с Русалочкой вдвоем Делаем зарядку.
Руки поднимаем,
Быстро приседаем,
Руки в стороны и вверх.
Наклонюсь я вправо-влево.
Вот, что делать я умею.
8.Л.: Русалочка любит всё делать наоборот. Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л]. Получатся парные слова- наоборот.
• Дедушка старый, а внук (молодой) .
• Вчера мне было весело, а сегодня (грустно) .
• Зимой снега много, а весной (мало) .
• Баба Яга злая, а фея (добрая) .
• Суп горячий, а компот (холодный) .
• Снег белый, а уголь (черный) .
• Заяц трусливый, а лев (смелый) .
• Ручеек мелкий, а река (глубокая).
9.Л.:Помоги Русалочке расселить рыбок по домикам. В голубой домик рыбок в названии которых есть звук [р], в красный- со звуком [л].
(карп, плотва, карась, ерш, толстолобик, красноперка, камбала)
10.Л.:Русалочка хочет узнать, как ответить на вопрос одним словом.
Помоги ей. Отвечай на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].
• Шляпа из соломы какая? - соломенная.
• Юбка в полоску какая? – полосатая. • Варенье из груш какое? – грушевое.
• Суп из гороха какой? – гороховый.
• Свет от луны какой? – лунный.
• Серьги из серебра какие? – серебряные.
• Цветы на лугу какие? – луговые.
• Компот из фруктов какой? – фруктовый.
• Сок из смородины какой? – смородиновый.
3.Итог.
-Л: О чем мы сегодня говорили?
Какой звук мы сегодня учились красиво произносить в слогах и словах?
Что тебе понравилось больше всего?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.