Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [р]-[л]».
Оценка 4.7

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [р]-[л]».

Оценка 4.7
docx
10.12.2023
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [р]-[л]».
дефернциация Р_Л.docx

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [р]и [л]».

Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях»

Цель: дифференцировать звук [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

 Образовательные результаты:

- ребёнок выполняет артикуляционные движения под счет;

- определяет, что звук [р] согласный, звонкий, твердый; звук [л] согласный, звонкий, твердый;  знает особенности артикуляционного уклада звуков [р] и [л];

- дифференцирует звуки [р] и [л] в слогах, словах и предложениях;

- ребенок правильно произносит звуки [р] и [л]  в слогах, словах, предложениях;

- ребёнок выполняет движения под стихотворение.

Задачи:

- формировать координацию артикуляционных движений под счет в процессе артикуляционной гимнастики;

- научить ребёнка давать характеристику звукам  [р] и [л] по акустико-артикуляционным признакам;

- формировать навык дифференциации звуков [р] и [л] по акустико-артикуляционным признакам в слогах, словах и предложениях;

 - закреплять правильное произношение звука [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях.

- формировать координацию общих движений и речи в процессе динамической паузы под стихотворение.

Лингвистический материал: орхидея, астра, лотос, лилия, георгин, роза, мимоза, нарцисс, василёк, ромашка, гладиолус, колокольанализчик, ландыш, мак, незабудка, одуванчик, пион, подсолнух, фиалка

Оборудование: игрушка пчела Кларакартинки с изображением цветов, разрезная картинка с изображением Клары; игрушки для задания «Где спрятался звук».

 

 Ход занятия

I. Организационный момент.

- Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться, кто это?

Все жужжит, жужжит, жужжит,

Над цветком она кружит,

Целый день, словно юла

А зовут её?..... (пчела).

- Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Клара. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из нее мед.

Она прилетела помогать тебе, учится правильно произносить звук [Р], [Л] и отличать их друг от друга, но для того, чтобы правильно произносить звуки [Р], [Л] давай с тобой вспомним правильное положение языка, губ, зубов при произношении этих звуков.

[Р] – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко молчит, а язычок дрожит.

[Л] – губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит.

  II. Основная часть. Артикуляционная гимнастика.

-А теперь давай мы с тобой сделаем зарядку для язычка.

« Лопаточка».

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

«Иголочка».

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

«Качели».

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

« Вкусное варенье».

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

«Чистим зубки».

Котик Мурзик утром встал,

 Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

«Месим тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?

«Чашка».

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

«Индюк».

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

«Пароход гудит».

Вот Денискин пароход

 Смело по морю плывет.

Не боясь крутой волны, 

Весело гудит он: «Ы-ы-ы».

«Лошадка».

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

«Грибок».

Гриб-грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай.

«Маляр».

Как маляр, наш Язычок,

Кисточкой покрасил

чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

«Дятел».

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий звук.

«Парус».

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

«Заведи мотор».

По шоссе машина мчит.

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

Ну, давай поможем зайке:

Заведем скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезет его шофер.

По ухабам серый зайка –

«Дын-дын-дын» - летит вперед,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

3. Дыхательная гимнастика.

Наша пчелка Клара позвала своих друзей, давай поиграем с ними. Подуй на них, они полетают.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойди и встань поближе.

Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек»

Вдох-выдох (ребёнок дует на бабочек).

4. Автоматизация звука [Р], [Л] в слогах.

- Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ра-ла ала-ара-ала ал – ар - ал

лу-ру-лу улу-уру-улу ул – ур - ул

лы-ры-лы ылы-ыры-ылы ыл – ыр - ыл

ло-ро-ло оло-оро-оло ол – ор - ол

5. Автоматизация звука [Р], [Л] в словах.

   - Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму. Не забывай четко и правильно произносить звук [Р], [Л].

Ла-ра-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-ру-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-ры-лы, испугались мы…(пчелы).

Ло- ро- ло, убежали … (далеко).

Ро-ло-ро – у орла огромное … (крыло).

Ры-лы-ры – шары всегда … (круглы).

Ар-ал-ар – папа прочитал … (журнал).

Ар-ал-ар – завтра праздник … (карнавал).

6. Зрительная гимнастика. 

Наша пчелка хочет показать нам лужайку, где она живет,  посмотрим.

7. Формирование навыка звукового анализа.

 - Как много цветов растет на лужайке. Клара летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать цветы. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Р] [Л].

(орхидея, астра, лотос, лилия, георгин, роза, мимоза, нарцисс, василёк, ромашка, гладиолус, колокольчик, ландыш, мак, незабудка, одуванчик, пион, подсолнух, фиалка);

8. Физминутка.

  - Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчёлкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро хлопни, улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.Умница! 

9. Игра «Где спрятался звук».

 Клара принесла с собой мешок. Тут много игрушек, в названии которых спрятался звук [Р], [Л]. Нам нужно выбрать игрушки, в которых есть звук [Р], [Л] и определить место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

 10. Развитие мелкой моторики.

 - Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Клары. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

- Молодец! Клара очень довольна.

11. Автоматизация звука [Р], [Л] в предложениях.

 - Клара решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки, и где нужно вставь пропущенные слоги РА-ЛА, РУ-ЛУ, РЫ-ЛЫ, РО-ЛО.

Салат ел Варю.

Салазки везут Рому.

Пол упал на стул.

Лопатка взяла Влада.

Ладони вымыли Клару.

Кукла купила Марго.

РО-ЛО

У камина стоит т….н (ро)

На него сел с…н (ло)

РЫ-ЛЫ

Кусают больно кома…(ры)

Хоть и очень они мА… (лы)

РА-ЛА

В сказке фея жи…(ла)

Она была доб…(ра)

РУ-ЛУ

Искрится …чей (ру)

От солнечных … чей (лу)

12. Итог занятия.

 - Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою цветочную лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

 


 

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [р]и [л]»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [р]и [л]»

Ход занятия I . Организационный момент

Ход занятия I . Организационный момент

Вверх лечу и вниз спускаюсь. «

Вверх лечу и вниз спускаюсь. «

Вот Денискин пароход Смело по морю плывет

Вот Денискин пароход Смело по морю плывет

Лодочка под парусом по реке плывет,

Лодочка под парусом по реке плывет,

Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи

Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи

Клара принесла с собой мешок.

Клара принесла с собой мешок.

Наше занятие подошло к концу.

Наше занятие подошло к концу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2023