Конспект индивидуального логопедического занятия.
Цель: закрепить навык правильного произношения звука [р] Образовательные результаты:
1) Ребёнок выполняет артикуляционные движения под счет;
2) Определяет, что звук [р] согласный, звонкий, твердый, знают особенности артикуляционного уклада звука [р];
3) Правильно произносит звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
4) Ребёнок выполняет движения синхронно со стихотворением. Задачи:
1. Формировать координацию артикуляционных движений под счет в процессе артикуляционной гимнастики;
2. Научить ребёнка давать характеристику звуку [р] по акустико-артикуляционным признакам;
3. Сформировать навык правильного произнесения звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
4. Формировать координацию общих движений и речи в процессе динамической паузы.
Оборудование: зеркало, Мягкая игрушка собака, профиль артикуляции звука [р], предметные картинки.
Лингвистический материал: Рома, морковь, повар, помидор, рысь, горох, ворона, рак, перо, топор, жираф, верблюд, крот, нора, рот.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
1.Л: Здравствуй, Дима! Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. А у Барбоса есть язычок?( пес “показывает” язык). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.
2.Основная часть.
2.Л:. Чтобы показать Барбосу как правильно рычать, мы с тобой сделаем гимнастику для языка.
Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко(высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).
3. Л.: Барбос принёс с собой картинки и они лежат перед тобой. А у меня есть загадки про эти предметы. Сможешь отгадать мои загадки? -Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).
-Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Рыбные котлеты, салаты, винегреты? ( Повар) -Как под солнышком созреет – Красный цвет тогда имеет.
Наш знакомый с давних пор,
Этот сладкий … (Помидор)
-Чутко спит большая кошка, Уши в кисточках-сережках. Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (Рысь)
Какой звук слышится в словах- отгадках? (Звук [р])
4.Л.:Давай попробуем порычать, но будем смотреть в зеркало, чтобы понять правильно ли мы рычим. (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию) Ты можешь дать характеристику звуку [р]? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы. Твердый, глухой, обозначается синим цветом).
Слова- отгадки состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук [р] в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова) 5. Л.: Отдохнём немного от стульев и подвигаемся.
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх) Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками) 6.Л.: У Барбоса с собой есть ещё картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Назови их.
–Закрой глаза. Теперь открой. Чего не стало? (Не стало вороны) -Правильно! А сейчас закрой глаза. Открывай. Чего не стало? (Не стало топора)
-Отлично! Закрывай глаза. Открывай. Сейчас чего не стало? (Не стало вороны)
-Молодец! Ты такой внимательный!
7. Л.:Давай составим схему слова “рак” и научим этому Барбоса. -Сколько звуков в слове рак? (три звука).
- Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).
8. Л.: Барбос потерял свои игрушки. На этой картинке мы можем их найти. Я тебе буду говорить предложения, а ты заканчивай их словами, которых недостает- это и есть те игрушки, которые потерял Барбос. Он высокий словно шкаф, А зовут его ... (жираф).
Удивленно смотрит Люда На горбатого…(верблюда) Вот так чудо- огород, мы стоим разинув …(рот). В сильный холод января Ёжика спасет …(нора). На крылечке у ворот Замяукал рыжий…..(кот).
9. Л.:А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать.
Исправь предложения:
-Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
-Короля носит корона (Корону носит король) -Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду) -Нора роет крота (Крот роет нору).
-Молодец! Теперь послушай как научился рычать Барбос. Порычи как он. 3.Итог.
-Л: О чем мы сегодня говорили?
Какой звук мы сегодня учились красиво произносить в слогах и словах?
Что тебе понравилось больше всего?
-Отлично! Пришло время прощаться с Барбосом. Ты сегодня здорово поработал.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.