Конспект интегрированного урока по родному языку и литературному чтению на родном языке на тему: «Урок Победы»
I Организационный момент |
-В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях. |
|
II Психологический настрой |
-В своих маршрутных листах в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком своё настроение. (Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.) -Похлопайте в ладошки те, у кого настроение соответствует первой картинке, второй картинке, третьей картинке. (Учащиеся показывают с помощью хлопков своё настроение. Учителю необходимо обязательно подбодрить учащихся, которые хлопали к третьей картинке) |
Маршрутный лист (настроение)
Хлопки настроений |
III Сообщение темы и цели урока |
“Крылья” доски закрыты, висит замочек -Вы не знаете, кто запер нашу доску? Нам будет очень трудно работать без доски! Раздается стук. Учитель получает конверт, зачитывает письмо. «Это я стучал. Я у вас в классе живу, значит, я – Классовичок. И доску тоже я запер! Все равно дети ничего не умеют, не знают, только спать мешают!» -Нет, Классовичок, Вы не правы! Ребята уже многому научились. Снова стук, второй конверт в класс. «Ну, ладно! Вот в конверте подсказка, отгадаете – узнаете тему урока, тогда и сможете открыть доску». Игра «Загадки ко Дню Победы» Из ограды ствол торчит, Беспощадно он строчит. Кто догадлив, тот поймет То, что это … (Пулемет) Нрав у злодейки буйный, злой, А прозывается ручной. Но совсем не виновата В этом грозная … (Граната)
Снова в бой машина мчится, Режут землю гусеницы, Та машина в поле чистом Управляется … (Танкистом) Он готов в огонь и бой, Защищая нас с тобой. Он в дозор идёт и в град, Не покинет пост. (Солдат) -Подсказки закончились, если мы верно отгадали, то получится на обратной стороне слово, которое укажет на тему урока. (победа) -Как вы понимаете это слово? -Более точное определение может дать нам толковый словарь. Чтение определения из толкового словаря: «» -А о какой победе мы будем говорить на уроке? -Какие задачи поставим на урок? -На уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Что помогло русскому народу одержать победу над врагом?» |
Стук в дверь 1 конверт
Чтение письма
2 конверт
Загадки
Перевернуть картинку
Сообщение темы
Работа с толковым словарем
Главный вопрос урока на доске |
IV Работа над темой урока |
Открывают доску, а на ней запись: -Посмотрите, и здесь наш Классовичок похозяйничал! Слепил между собой буквы для чистописания. Кто догадался, что это за буквы? (Строчная о, у, т, р) -Составьте слово из этих букв. (утро) -Как оно связано с темой нашего урока? |
Маршрутный лист (буквы: у,о,т,р и слово: утро пишут) |
1) Минутка чистописания |
||
2) Работа над песней «Священная война» |
-Итак, ребята представьте себе пение птиц, роса на траве, едва слышный шелест листьев, когда все люди еще спят, и вдруг… -рев самолетов, взрывы снарядов, воздушная тревога, - вот так вероломно немецкие фашисты начали войну против нас. Они хотели завоевать весь мир. А самым главным руководителем у них был Адольф Гитлер – это жестокий человек, который обманул свой народ и хотел сделать всех людей рабами немецких фашистов. -На улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось ... (звучит речь Левитана) -Какие предметы, картинки в голове сразу всплывают, услышав эти слова о войне? -Скажите, как связано слово утро с нашей темой. -Молодцы! Давайте по порядку…возьмём наш клубочек и завяжем узелок памяти. -Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова. -Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое время? Могли бы песни поддержать солдата? (бодрость духа, песни) |
Звуки природы
Звуки войны
Речь Левитана Рисуют картинки-ассоциации
Клубок
Карточка на доску |
3) Работа над девизом |
-На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится. -Обратите своё внимание на плакат. Прочитайте хором слова... «За Родину!» Эти слова передают огромную любовь к Родине. Они стали для солдат девизом. -Как надо прочитать их? (Громко, твёрдо, призывно, с восклицательной интонацией, решительно, с любовью) -Встаньте, прочитайте хором. |
Плакат «За Родину»
Читают хором
Клубок |
Физминутка |
Мы станем все военными, Большими, здоровенными. Будем в Армии служить, Будем Родину любить. Сад и дом свой охранять, Будем мир мы защищать! |
Шагают на месте. Руки вытянуть вверх, опустить через стороны Шагают на месте. Наклон вперёд, смотрим в «бинокль». Шагают на месте. |
4) Работа с отрывками писем |
-В тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. -А с фронта долетали долгожданные весточки, “треугольники”, так как письма в годы войны посылали без конвертов. -На партах перед вами лежат бумажные треугольники. Это обыкновенный лист бумаги, сложенный особым образом - треугольником. Именно такие письма приходили с фронта. На таких письмах не было марок, только адрес – номер полевой почты. Письма, прошедшие сотни километров военных дорог... Письма, которые иногда ждали всю жизнь… -А теперь давайте развернем треугольники и прочтем эти письма. (Тихо звучит музыка) ...Сейчас у нас на фронте затишье, но что-то томит, и настроение немного тоскливое. Вы знаете, ведь мы бодримся и в разговорах друг с другом, и в письмах родным, но умирать все-таки очень и очень не хочется. Особенно сейчас, когда весна… Привет с фронта! Здравствуйте, Нина! Сегодня такая радость - получил Ваше письмо!.. К сожалению, в этот же день, вечером, произошло несчастье - убило моего связного Васю Колбина… Он был очень хороший парень, и мы здорово сдружились за это время... Я Вам признаюсь - ночью, оставшись в землянке один, я плакал, как маленький. Представляете - я, мужчина, командир взвода, и плакал! Утром писал письмо его родным. Если бы Вы знали, как это тяжело. Очень трудно привыкать к смертям. Но что делать? Война есть война. … Я ненавижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечисть, и если бы у меня была вторая жизнь, я бы отдал и ее… Я счастлив, что был бойцом в этой великой битве. Прощайте, не забывайте меня! - Какие чувства вы испытали, прослушав отрывки из писем? О чем нас заставляют задуматься эти строки? - С какой просьбой обращается к нам незнакомый солдат? -Что еще помогало солдатам? (память о доме, письма родных) |
Письма-треугольники
Музыка
Чтение отрывков из письма
Карточка на доску |
5) Работа над произведением Алексеева «Шуба» |
-Трудно было нашим солдатам, но они преодолевали все преграды, не спали много дней, голодали, шли под пули, но воевали до последнего, защищая свою Родину. -Да, нечего было есть. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов в день, тем, кто не работал и детям по 125 граммов хлеба из смеси опилок и муки в день. -Сейчас мы с вами кушаем, что хотим, а на войне люди умирали от голода. Умирали целыми семьями. Голод и страшные морозы зимой человек не выносил. -Много книг написано об этом. Среди многих книг есть книги и для Вас, ребята: В.Катаев «Сын полка», Л.Кассиль «У классной доски», «Защитники», и другие. -С каким произведением познакомились дома вы? -Какое интересное название. О чем этот рассказ? Чтение «по заявкам» - «Шуба» - Прочитайте: - какая стояла погода; - почему ребят вывозили из города; - как везли ребят; - как шофер помог детям; - о чем задумался шофер перед расставанием. - Скажите, как этот поступок характеризует шофера. -Сделайте вывод по этому произведению: Что еще помогало солдатам? (взаимопомощь, храбрость) |
Показ кусочка хлеба
Клубок
Чтение по заявкам
Карточка на доску |
6) Просмотр и обсуждение мультфильма «Солдатская сказка» |
-О чем была «Солдатская сказка»? -Ребята, как вы думаете, что помогло солдату выжить на войне? (вера в победу) |
Просмотр мультфильма
Карточка на доску |
7) Беседа о символе победы |
-И вот наступил долгожданный День Победы. -Долго мы шли к победе. Кто скажет, сколько длилась война? -Но мы сумели победить фашистов. Наша страна победила. Война кончилась. Победу праздновала вся страна. Кто помнит: когда? -Теперь каждый год, 9 мая, в День Победы проходит торжественный парад. -Знаете ли вы, что является символом великой Победы, символом доблести и отваги? Символом уважения к подвигу ветеранов является георгиевская ленточка особой расцветки – чёрный цвет - это дым, а оранжевый - это огонь. Их прикалывают к груди. (Показываю). |
Клубок
Клубок
Клубок
Георгиевская ленточка |
8) Работа над антонимами, синонимами |
-Итак, вы ребята считаете, что война – это плохо, это разруха, смерть, слёзы. -А, как вы думаете, какое есть противоположное слово? (мир) -Вы хотели бы жить в мире? Запишите это слово в рабочей строке, напротив слова «война». Чтение стихотворения С.Маршака Разговор с внуком Позвал я
внука со двора к открытому окну: -А что вы представляете, когда говорите это слово? Соедините со словами, которые есть в маршрутном листе. -Мир - это Земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить. |
Маршрутный лист Запись слова «мир»
Чтение наизусть стихотворения С.Маршака (Зобенко Д.)
Маршрутный лист Соединение «мир» с подходящими словами |
9) Коллективная работа. Создание картины мира. |
-Давайте создадим картину мира. (на общем листе рисуем коллективную иллюстрацию) -Умнички! Я желаю всем, чтобы никогда в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное голубое небо, чтобы все народы жили в мире и согласии. |
Коллективная работа Создание картины мира |
V Итог урока |
-Дети, что нового вы узнали на уроке? -Продолжите предложения: -Я сегодня узнал… -Мне захотелось…. -Мне было трудно… -Мне было интересно… |
Продолжить предложения |
VI Рефлексия |
-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока. Сравните его с тем, какое настроение было в начале урока. Похлопайте те, у кого оно стало лучше. (Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение и сравнивают его с предыдущим) -Ребята, давайте закончим наш урок замечательными строками из стихотворения Л. Некрасовой. (Читают все вместе.) Победа! Славная Победа! Какое счастье было в ней! Пусть будет ясным вечно небо. И травы будут зеленей! |
Маршрутный лист (настроение)
Чтение хором четверостишия |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.