Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ и рисованию, с использованием современных образовательных технологий «Здравствуй, зимушка-зима!»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
Задачи:
- Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы.
- Учить использовать полученные знания в играх, художественном творчестве.
- Обобщение и систематизация знаний о зиме.
–Активизировать словарь по теме «Зима».
- Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
- Развитие творческого воображения, фантазии, мышления, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.
- Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.
- Воспитывать любовь к родной природе
Материалы: Снежинки, тарелки, кисти для клея, клеенка, салфетка, манка, фонограмма. Презентация. Шкатулка (сюрпризный момент), картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле; для дидактической игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д.; для рисования: цветная бумага - фиолетовая.
Ход занятия:
1. Беседа о зиме.
Дети сидят на стульчиках.
На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы»:
Здравствуй, гостья — зима!
Просим милости к нам,
Песни севера петь по лесам и степям.
Есть раздолье у нас — где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит,
Наша русская кровь на морозе горит!
Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?
- Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?
Дети называют признаки зимы:
- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.
- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.
- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.
- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.
- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.
Воспитатель:
• Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.
• Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?
Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.
• Почему зимой идет снег? Откуда он берется?
Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.
• Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?
Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.
• Как называется ветер со снегом? (метель)
Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.
• Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)
В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.
• Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)
В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.
2. Физминутка «Прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
На катке потом катались,
А ещё в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
• Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А
загадки отгадывать умеете?
1. Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь- ручеек. (снег).
2. Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка).
3. Кто, угадай, седая хозяйка:
Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима).
4. Кто мостит на реке мосток
Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз).
5. И не снег, и не лед,
А серебром зимой деревья уберет. (иней).
3. Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово».
- Какие слова можно сказать про зиму, какая она?
- Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.
- Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)
- Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)
4. Дидактическое упражнение «Назови родственные слова».
(хлопнуть в ладоши) :
Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.
Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:
Снежинки пуховые,
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном.
И землю устилаете
Блестящим серебром!
ногами? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами?
Воспитатель: Волшебница Зима приглашает нас в лабораторию.
5.Опыт “Почему снег хрустит?”
Воспитатель: Возьмем
крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в
тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Воспитатель: Дети, когда на улице сильный мороз, снег какой?
Дети: Снег сыпучий, легкий, пушистый, он сверкает и искрится на солнышке, хрустит под ногами.
Воспитатель: Молодцы! Снег имеет запах, скажите чем он пахнет?
-Снег пахнет морозом. Необыкновенной свежестью и чистотой.
Воспитатель: Правильно! Зимой все покрыто белым пушистым снегом.
6. Подвижная игра «Снежинки и ветер».
Одна половина детей - ветер, другая- снежинки. «Снежинкам» воспитатель раздает бумажные снежинки и говорит слова: «Вы в кружочек становитесь, и в снежинки превратитесь».
Под музыку «снежинки» и «ветер» выполняют движения.
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звезды.
Но подул вдруг ветерок,
Разлетелся весь снежок,
Пляшут как пушинки белые снежинки.
– Вы в кружочек становитесь и в детишек превратитесь.
Воспитатель: За что мы любим зиму?
Дети: Можно кататься на коньках, лыжах. А еще можно кататься на санках. Можно слепить снеговика, играть в снежки. Можно строить снежную крепость, играть в хоккей.
Воспитатель: Правильно, это зимние забавы.
Молодцы ребята А теперь, Зимушка-Зима просит вас помочь ей, потому что у нее очень много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не промерзли и они не погибли. Засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму. А вас он попросил укрыть елочку снегом. Мы с вами попробуем сотворить волшебство. На небольшое время превратимся в маленьких волшебников, но вначале надо произнести волшебное зимнее заклинание.
7. Пальчиковая гимнастика: «Белая краска зимы».
Лягте, мягкие снега, руки в замок, вращательные движения,
На леса и на луга, плавно опустить их через стороны вниз
Тропы застелите, руки – перед собой, плавно покачивать
Ветви опушите. ими вверх – вниз.
На окошках, Дед Мороз, имитировать движение рисования кистью
Разбросал хрустальных роз, то левой, то правой рукой.
Легкие виденья, выброс пальчиками влево-вправо
Хитрые сплетенья. вверх-вниз
8. Художественное творчество.
Целевая установка на рисование:
Занимайте свои места и мы начнем наше волшебство.
(рисуем снежинки с помощью клея и манной крупы).
9. Подведение итогов:
Ну что же, маленькие волшебники, посмотрите, какую работу все вместе проделали. Возьмите свои снежинки и давайте укутаем нашу елочку снежным покрывалом. Посмотрите, какая она стоит нарядная, красивая и ей теперь будет тепло. Мы с вами помогли Зимушке-Зиме, укрыли корни елочке, чтобы она перезимовала, а весной продолжала нас радовать. Думаю, волшебница зима осталась довольной. Скажите, дети, что вам понравилось на занятии? (ответы детей) А что нового для себя вы услышали? (Ответы детей).
10. Сюрпризный момент: Ребята, а у меня для вас сюрприз! Как вы думаете, от кого оно?
Дети: от Зимушки-Зимы.
Воспитатель: Правильно, она благодарит вас за помощь и угощает вас сладкими снежными комочками! Молодцы! Наше занятие окончено.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.