Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 102 комбинированного вида»
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной к школе группе № 9 «Паровозик»
Тема: «Путешествие в Страну Знаний»
Автор-составитель:
воспитатель Кондакова Е. В.
Г. Новосибирск, 2024
Цель: обобщать и систематизировать у детей полученные знания и умения по 5 образовательным областям программного содержания.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о речи, из чего она состоит, о звуко-буквенном анализе слова, умение правильно его выполнять, составлять слова, предложения (по картинкам, решать ребусы), схему предложения, закреплять начальные навыки чтения; закреплять знания о составе числа, счета до 20 и обратно, о соседях числа, умение детей решать задачи на смекалку, примеры на сложение, вычитание и сравнение, закреплять знания о геометрических фигурах, умение ориентироваться на листе бумаги; обобщать и закреплять знания детей об окружающем мире, а так же умение сопоставлять явления и факты, выделяя причинно-следственные связи.
Развивающие: развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы, продолжать развивать фонематический слух, обогащать словарный запас, а так же развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательная, закрепление ранее изученного материала, музыкальная, трудовая.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Методические приёмы: сюрпризный момент (гость Знайка, конверт с письмом, конверты с заданиями, подарки); игровой (игра – путешествие); словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); поощрение, анализ занятия.
Оборудование: кукла Знайка, письмо Знайки в конверте, конверты с заданиями, коробочка с медалями, картинки с номерами и названиями станций, карточки с заданиями, листы в клеточку (на каждого ребенка); мяч; простые и цветные карандаши; вырезанные геометрические фигуры из картона, ватман, клей, кисточки, салфетки, магнитофон, флешкарта с аудиозаписью «Паровозик чух...», детская музыка для игры с мячом.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое.)
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
И к гостям мы повернемся,
Им мы тоже улыбнемся.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями. И на занятие к нам пришел еще один гость – Знайка. А как вы думаете, почему его так зовут? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, потому что он многому научился и много знает. Знайка пришел с конвертом. Давайте посмотрим, что же в нем. Письмо.
(«Дорогие ребята, поздравляю вас с окончанием детского сада. Вы уже стали большими и скоро пойдете в школу. Я приглашаю вас в гости в Страну Знаний и хочу посмотреть, чему же вы научились. Я приготовил для вас задания и если вы успешно справитесь с ними, то вас ждет сюрприз. Желаю вам удачи!» Знайка.)
Поэтому, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в «Страну Знаний», в которой и живет Знайка. Ребята, а как называется наша группа?
- «Паровозик» (ответы детей).
- Правильно, так вот наш «Паровозик» отправляется в путь. А чтобы отправиться в путь, необходимо что соблюдать?
(Ответы детей).
- Правила дорожного движения.
- Правильно, ребята. Давайте поиграем в пальчиковую игру.
«Дорожные правила»
Дорожных правил очень много: (сжимают и разжимают кулачки)
Раз – внимание дорога!
Два – сигналы светофора.
Три – дорожный знак смотри.
А четыре – это вот пешеходный переход. (Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках).
Правила все надо знать (сжимают и разжимают кулачки)
И всегда их выполнять! (Утвердительно показывают указательным пальцем).
Воспитатель: - Правила повторили и вот теперь мы готовы отправиться в путь. И на пути у нас будет несколько станций, где мы будем останавливаться и выполнять задания, которые приготовил для вас Знайка. Готовы? Поехали! (Звучит песенка «Паровозик чух-чух…»).
- И первая наша станция называется
«Удивительный окружающий мир»
- И здесь Знайка приготовил конверт, посмотрим, что же в нем? Вопросы викторины.
- Итак, будьте внимательны, чтобы правильно на них отвечать. А Знайка приготовил для вас подарочки за правильный ответ, кто их больше наберет.
Примечание ! (За правильные ответы дети на каждой станции получают по геометрической фигуре. Если отвечают верно два ребенка, то каждый получает геометрическую фигуру, которые будут использованы в конце занятия для коллективной работы-аппликации «Страна Знаний»).
Викторина
1. - Назовите времена года.
- Какое сейчас время года?
- Назовите весенние месяцы.
2. - Сколько месяцев в году?
- Сколько дней в неделе?
- Назовите дни недели, начиная с понедельника?
- Что длиннее месяц или неделя?
- Назовите части суток?
3. - Как называется модель земного шара?
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Столица России?
- Цвета российского флага?
- Как зовут президента России?
- Название нашей области, нашего города?
- Название улицы, на которой ты живешь?
5. - Из какого материала изготавливается посуда?
- Сказочный мальчик с деревянным носом?
- Кто стоит от тебя слева?
- Кто стоит справа от тебя?
- Что лишнее: квадрат, круг, треугольник, пятница?
- Прибор для измерения времени?
(Вопросы-загадки о диких животных)
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост -
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
***
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну. (Волк)
***
Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
***
Не барашек и не кот,
Носит шубку круглый год.
Шубка серая – для лета.
Для зимы другого цвета. (Заяц)
***
Хожу в пушистой шубе,
Живу в глухом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
***
Водяные мастера,
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
И плотину. (Бобры)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданиями на этой станции. Знайка благодарит вас за правильное выполнение этого задания и предлагает продолжить наше путешествие.
(Звучит песенка «Паровозик чух-чух…», дети передвигаются по группе и подходят поочередно к каждой станции, которые обозначены номерами 1, 2, 3 с соответствующими названиями).
Воспитатель: - И вторая наша станция называется «Веселые Звуковички».
Проходите и присаживайтесь, пожалуйста, за столы. А на этой станции Знайка предлагает следующие задания.
Воспитатель: 1 Задание:
1. Из чего состоит наша речь?
2. Из чего состоят предложения?
3. Из чего состоят слова?
4. Из чего состоят слоги?
5. Какие звуки вы знаете?
6. Что вы можете сказать о гласных звуках? Покажите, каким цветом они обозначаются?
7. А что вы можете сказать о согласных звуках? Покажите, каким цветом они обозначаются?
Воспитатель: - А чтобы выполнить следующее задание Звуковички предлагают разогреть язычок.
Упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Лопатка», «Лошадка».
Воспитатель: - Ребята, язычок разогрелся и Знайка приготовил для вас слова, с которыми вы должны поработать.
1. «Звуковой анализ слова» (Приложение 1)
Воспитатель: - Ребята, сейчас посмотрите, перед вами лежат карточки-задания, вы самостоятельно разберёте слова МО-ЛОД-ЦЫ и ЗНАЙКА, а (кто-то из детей) у доски.
- Сколько слогов в слове?
- Сколько букв в слове?
- Сколько звуков в слове?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
- Каким цветом обозначили гласные звуки?
- Каким цветом обозначили согласные звуки?
2. «Составь предложение по картинке»
(Приложение 2)
Воспитатель: - Ребята, составьте предложение по картинке и его схему.
- А сейчас составьте предложение про Знайку, где он живет.
3. Игра «Прочитай по первым буквам»
(Приложение3)
Воспитатель: - Ребята, вам предлагается прочитать слова по первым буквам картинок и составить их из набора букв. (Например, картинки Пушка, Арбуз, Рыба – ребенок составляет слово «ПАР»).
4. Игра «Слово спряталось» (Ребусы) (Приложение 4)
Воспитатель: - Ребята, а в следующем задании надо найти спрятавшееся слово. Внимательно посмотрите на картинки и отгадайте, какое слово спряталось?
5. «Один – много» (Приложение 5)
Воспитатель: - А сейчас ребята, я предлагаю вам слова сказать в единственном и множественном числе.
(Пушка, Арбуз, Рыба, Зебра, Ветка, Лимон.)
6. Игра с мячом «Назови действие»
Воспитатель: - Встаньте в круг, пожалуйста. Я называю предмет – вы действие, которое он может совершать.
Например: самолёт - летает, парит.
Дети встают в круг; воспитатель бросает мяч по очереди и задает вопросы.
• заяц - скачет, боится;
• ветер – дует, шумит;
• поезд – едет, гудит, пыхтит;
• солнце – светит, греет;
• карандаш – пишет, штрихует;
• цветок – растёт, цветёт;
• курица – клюёт, кудахчет;
• комар – пищит, кусает;
• чайник – кипит, свистит;
• мяч – прыгает;
• иголка – шьет, колет;
• телефон – звонит.
• волк – воет, рыщет.
• птица – поёт, летает.
7. Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: - Ребята, а теперь я предлагаю сказать слова наоборот. Например, я говорю слово «холодный», а вы – «теплый».
- зима – лето, - громко – тихо, - быстро – медленно, - белый – черный, - день – ночь, - длинный – короткий, - широкий – узкий,
- светлый – темный, - острый – тупой, - веселый – грустный, - высокий – низкий, - маленький – большой, - плачет – смеётся.
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этим заданием. Ну а наше путешествие продолжается и Знайка ждет нас на следующей своей станции № 3, которая называется «Королева Математика».
(Звучит песенка «Паровозик чух-чух…»).
Воспитатель: Ребята, смотрите, и на этой станции, Знайка оставил нам конверт. Интересно, что же в нем? В нем такое задание: «Ребята, встаньте в круг и поиграйте с мячом. Передавая мяч по кругу под музыку - отгадайте загадку, но будьте внимательны! На ком останавливается музыка и остается мяч в руках, тот и отгадывает загадку. Удачи!»
1 Задание. «Загадки с подвохом»
1. Мышь считает дырки в сыре: Три плюс две — всего (пять)
2. На берёзе созрело 6 яблок. Два яблока сорвали белки. Сколько яблок осталось на берёзе? (На березе яблоки не растут).
3. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, дочка Люба. Сколько детей у мамы? (1).
4. Соседи числа 16? (15 и 17).
5. Сколько рогов у 2-х коров? (4).
6. Сколько ушей у 3-х мышей? (6).
7. Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно…четыре (пять).
8. На уроках будешь спать – за ответ получишь…два (пять).
Воспитатель: - Вот какие хитрые загадки придумал Знайка, но вы молодцы, ребята, справились и с этим заданием, а теперь Знайка предлагает сесть за столы и выполнить следующие задания.
Упражнение-настрой «Воздушный шарик»
Воспитатель: - Ребята, прежде чем нам продолжить выполнять задания, давайте немного отдохнем и подышим, настроимся на дальнейшую работу.
- Через носик мы вдыхаем и животик надуваем, 1, 2,3,4,
Через рот мы выдыхаем и живот освобождаем, 1, 2,3,4,5.
2 Задание. «Счет до 20 и обратно»
Воспитатель: - Ребята, а следующее задание от Знайки, посчитать по очереди до 20 и обратно, кто начнет? Продолжит?
3 Задание «Собери цветок» (Приложение 6)
Воспитатель: - Молодцы, вы хорошо знаете счет. А сейчас посмотрите, на доске есть лепестки цветка с примерами и его серединка, на которой тоже есть пример.
Задание: «Надо собрать цветок. Как вы думаете, какие лепестки будут нам нужны?»
4 Задание «Сравни числа» (Приложение 7)
Воспитатель: - Ребята, у каждого из вас есть карточка с заданием. Вам нужно поставить знаки <; >; =. Вспоминаем, куда птички должны повернуть свои клювики.
Воспитатель: - А кто уже справился с заданием, можете проверить правильность решения друг у друга.
5 Задание «Задачки»
Воспитатель: - Ребята, а теперь слушаем задачки и ответы показываем при помощи карточек.
Четыре спелых груши
На веточках качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2)
Пять мышат песок копают,
Три на солнце загорают,
Два купаются в золе.
Сколько всех, ответьте мне? (10)
Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (5)
На плетень взлетел петух.
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5).
6 Задание «Ориентация на листе бумаги»
Воспитатель: - Ребята, а сейчас возьмите лист в клеточку и простой карандаш и нарисуйте в правом верхнем углу круг, в середине листа квадрат, в нижнем левом углу нарисуйте 3 вертикальных полоски размером в 4 клеточки, а внизу посередине листа нарисуйте треугольник. Посмотрите, можно из этих геометрических фигур дорисовать картину? На что похожи эти фигуры, подумайте, что можно к ним дорисовать.
7 Задание «Графический диктант»
Воспитатель: - Ребята, а сейчас Знайка предлагает вам узнать, на какие оценки вы будете учиться в школе и какую сегодня оценку он ставит вам, если еще выполните одно его задание правильно. Слушайте и выполняйте внимательно.
1. Три клетки влево,
2. Две клетки вниз,
3. Три клетки вправо,
4. Три клетки вниз,
5. Три клетки влево,
6. Одна клетка вверх.
Воспитатель: - Какую оценку поставил вам Знайка? (пять).
Воспитатель: - Ну что ж ребята, на этом наше с вами путешествие в «Страну Знаний» в гости к Знайке подошло к концу. Знайка очень доволен вашими хорошими знаниями, вы большие молодцы и готовы уже идти в школу. Но у нас с вами есть еще одно задание от Знайки. Ведь он не зря вам за правильные ответы раздавал геометрические фигуры. Из них он вам предлагает создать его любимую страну – «Страну Знаний». А на этом Знайкины сюрпризы не заканчиваются, и, он дарит вам шоколадные медали с оценкой «ПЯТЬ»! (На листе ватмана дети выполняют коллективную работу «Страна Знаний», приклеивая свои геометрические фигуры в виде разных образов: солнца, домов, деревьев и т. д.).
РЕФЛЕКСИЯ.
Воспитатель: - Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Вам понравилось наше путешествие? А на каких станциях мы сегодня побывали? Вызвали ли у вас какие-то задания затруднения? Пригласите Знайку еще в гости?
(Ответы детей). - Спасибо нашим гостям, Знайке, спасибо вам ребята.
Дети прощаются с гостями.
Конспект составлен с использованием интернет – ресурсов.
Приложение 1
«Звуковой анализ слова»
МОЛОДЦЫ
|
ЗНАЙКА
|
Приложение 2
«Составь предложение по картинке»
Приложение 3
«Прочитай по первым буквам»
Приложение 4
Игра «Слово спряталось»
Приложение 5
Игра «Один – много»
Приложение 6
«Собери цветок»
Приложение 7
«Сравни числа»
Приложение 8
«Страна Знаний»
Станция № 1 Станция № 2
«Веселые Звуковички»
«Удивительный
окружающий мир»
Станция № 3
«Королева Математика»
Приложение 9
«Знайка»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.