Конспект к урока литературного чтения "Зимняя песенка" 2 класс
Оценка 4.8

Конспект к урока литературного чтения "Зимняя песенка" 2 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
2 кл
30.09.2021
Конспект к урока литературного чтения "Зимняя песенка" 2 класс
Литературное чтение 2А Зимняя песенка.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

Технологическая карта по литературе на тему:

«Сказочный праздник. Р.А. Кудашева «Зимняя песенка» (2 класс)

 

 

Выполнила:

студентка группы Ш – 36

Бодрова Виолетта Андреевна

Проверили:

Учитель 2 «А» класса

Кичигина Татьяна Петровна

___________________

Отметка «      » (___________________)

 

 

Соликамск, 2020

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема ур. / класс

«Сказочный праздник. Р.А. Кудашева «Зимняя песенка». 2 класс

УМК

«Система Л.В. Занкова: Развивающее обучение» (Свиридова В.Ю.)

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с поэтессой и писательницей Раисой Адамовной Кудашевой и её стихотворением «Зимняя песенка».

Тип урока

Получение нового знания.

Планируемые

образовательные

результаты

Личностные УУД

Способность осознавать свою включённость в жизнь класса; способность осознавать нравственные понятия, такие как взаимопомощь, поддержка, трудолюбие; самовыражение в выразительном чтении; бережное отношение к окружающему миру, природе; стремление к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные УУД

Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; самостоятельно работать с произведением; менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от задачи; оценивать результаты работы.

Познавательные УУД

Понимать информацию, заложенную в произведении; находить в тексте ответ на вопрос; ориентироваться в содержании учебника; обобщать, формулировать выводы; осознавать роль названия в произведении.

Коммуникативные УУД

Эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника; уважать мнение собеседника; проявлять интерес к общению в парной работе; действовать в соответствии с ситуацией.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический;

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование

Литературное чтение 2 класс В.Ю. Свиридова, презентация, ноутбук, экран, колонки, цветные карандаши (у детей), листы А5 (30), карточка с текстом.

 

 

 

Организационная структура урока

Этапы

 урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

I. Орг. момент.

- Здравствуйте, дети, меня зовут Виолетта Андреевна и сегодня на уроке литературного чтения мы вместе с вами отправимся в сказочное праздничное путешествие.

- У вас на партах должны лежать учебники по литературному чтению, листок бумаги и пенал с ручками и карандашами. Если всё готово, можете садиться.

Слайд №1 Немецкая песня Merry Christmas (аудио 30`)

- Какие мысли пришли вам на ум, когда вы услышали данный аудиофрагмент? С чем появилась ассоциация?

- На каком языке была спета песня?

- Верно, это немецкий язык. А как вы думаете, почему я дала вам послушать песню именно на немецком?

- В какой стране говорят на немецком языке? (В настоящее время, кроме жителей ФРГ, по-немецки разговаривают в Австрии, Швейцарии, Люксембурге и Лихтенштейне, а также в части Бельгии, граничащей со Швейцарией, жители которой считают себя немецкоговорящими)

-  Праздник Новый год возник более 25 тысяч лет назад в Месопотамии (Историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух рек - Тигра и Евфрата), и праздновали его в марте. Именно в марте начинались полевые работы, и древние римляне считали март первым месяцем года.

- А вот обычай украшать ёлку на Новый год возник именно в Германии в 16 веке, и Петр I «подсмотрел» эту традицию, так как она ему очень понравилась. И поэтому мы до сих пор наряжаем зелёную красавицу каждый год в новогодние праздники.

Приветствуют учителя, внимательно слушают.

 

 

 

 

 

С праздниками, Новым годом.

На немецком.

 

 

В Германии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная.

Л. Соблюдение правил поведения на уроке.

К. Готовность слушать учителя.

II. Проверка Д.з.

СТиЦ.

 

 

 

 

- Скажите, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке литературного чтения?

- Верно, с русской народной сказкой «Мужик и медведь».

- Ну-ка напомните мне, в чём заключалась основная мысль сказки?

- Верно.

- А скажите, можем ли мы сейчас с вами встретить медведя, например, в лесу?

- Однако спячка бурого медведя не слишком глубокая, в случае опасности животное проснется и покинет берлогу, отравившись на поиски более безопасного места. Бывает, что медведь не успевает к спячке набрать необходимые запасы жира, тогда он может проснуться посреди зимы или вовсе не ложится спать, а начинает бродить в поисках пищи. Таких медведей называют шатунами, они очень опасны, потому что голод делает из них безжалостных хищников, которые нападают даже на человека. Чаще всего такие медведи до весны не доживают из-за недостатка пищи.

- Где обитает медведь? (Где можно встретить медведя?)

- Верно, именно лес мы с вами сейчас и посетим.

- Встаньте из-за парт. Разойдитесь по классу так, чтобы всем было удобно.

- Сейчас я включу вам видеофрагмент с песней «В лесу родилась ёлочка». Ваша задача, отдохнуть, вы можете танцевать и подпевать.

Слайд Видеофрагмент «В лесу родилась ёлочка».

- Садитесь на свои места.

- Как называется песня?

- Какое настроение вызвала песня?

 

- Кто-нибудь знает, есть ли у этого произведения автор?

- Этой песне уже более ста лет. Слова песни часто ошибочно считаю народными, но у них есть автор – поэтесса Раиса Адамовна Куда́шева.

- Сегодня мы побываем на сказочном празднике, познакомимся с замечательной поэтессой и писательницей Раисой Адамовной Куда́шевой и её стихотворением «Зимняя песенка».

-  С русской народной сказкой «Мужик и медведь».

 

 

 

- Нет, они ложатся в спячку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В лесу.

 

Танцуют, подпевают.

 

 

 

 

 

«В лесу родилась ёлочка…».

Сказочное, праздничное, радостное, новогоднее.

- Да.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Л. Положительное отношение к уроку литературного чтения.

П. Стремления к успешности в учебной деятельности.

 

III. Подготовка к восприятию текста.

(вст. беседа)

 

 

 

 

 

Биографическая справка.

 

 

 

Выставка книг.

 

- Русская и советская поэтесса, писательница Раиса Адамовна Кудашева написала стихотворение «Ёлка» - «В лесу родилась ёлочка», впоследствии оно стало популярной новогодней песенкой.

С детства она писала стихи. Первое стихотворение «Ручейку» появилось в журнале «Малютка». С тех пор стихи и детские сказки Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.».

«Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», — впоследствии говорила писательница.

В новогоднем номере журнала «Малютка» было напечатано стихотворение «Ёлка», подписанное псевдонимом «А. Э». Стихотворение, положенное два года спустя на музыку Леонидом Бекманом, обрело всенародную славу, но имя его истинного автора долгое время оставалось неизвестным. Раиса Адамовна не знала, что «Ёлочка» стала песенкой. Гораздо позднее она совершенно случайно, когда ехала в поезде, услышала, как девочка поёт её «Ёлочку».

Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Стёпка-растрёпка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум». Известность и признание пришли к писательнице лишь, когда ей шёл уже седьмой десяток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная.

Индивидуальная.

П. Интереса к чтению.

К.

Эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника; уважать мнение собеседника; проявлять интерес к общению в парной работе; действовать в соответствии с ситуацией.

IV. Первичное чтение.

-Пришло время познакомиться со стихотворением Раисы Куда́шевой «Зимняя песенка», слушаем внимательно…

Слайд Видеофрагмент «Стихотворение «Зимняя песенка».

Вот зима пришла

серебристая,

Белым снегом замела

поле чистое.

Днем с детьми на коньках

все катается,

Ночью в снежных огоньках

рассыпается…

В окнах пишет узор

льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

с свежей елочкой.

Дети внимательно слушают.

Фронтальная. 

К.

Эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника; уважать мнение собеседника; проявлять интерес к общению в парной работе; действовать в соответствии с ситуацией.

V. Проверка восприятия, обмен впечатлениями.

 

- Вы прослушали стихотворение Р. Кудашевой. С какой интонацией было прочитано данное стихотворение? (Что такое интонация?)

- Интонация – это выразительное произношение, наполненное и окрашенное чувствами, переживаниями.

- Какие эмоции у вас оно вызвало? Появилось ли у вас волшебное новогоднее настроение?

- А вот у меня появилось.

- Сейчас, чтобы весь класс окунулся в волшебную новогоднюю сказку, мы прочитаем это стихотворение сами.

- С торжественной, нежной интонацией.

 

 

- Праздничные эмоции радости, волшебства, предновогоднего трепета.

Фронтальная.  Индивидуальная.

П. Понимать информацию, заложенную в произведении; находить в тексте ответ на вопрос; обобщать, формулировать выводы.

VI. Повторное чтение.

 

 

- Попробуйте при чтении выделять голосом чётные строчки. Чётные, это какие строчки?

- Читаем 1 раз жужжащим чтением.

- Теперь прочитаем стихотворение вслух. Читает 2 ряд 1 парта по цепочке по 2 строки.

- Обращаем внимание на знаки препинания.

- 2,4,6,8,10 и 12.

 

Жужжащее чтение.

 

Читают вслух.

 

Фронтальная.

П. Интереса к чтению.

 

VII. Анализ стихотворения.

- Мы прочитали стихотворение. А теперь посмотрим, в чём же заключается его красота и изящество.

- Просмотрите ещё раз текст стихотворения. Назовите выражения, которые являются поэтическими образами данного стихотворения. Что такое поэтические образы?

- Поэтический образ - вербальная форма (т.е. словесная), в которой поэт воплощает воспринятые им события, объекты, процессы, явления потока жизни, значимые для его сознания. Поэт словами описывает воспринятую им «картинку» эмоционально, чувственно и красочно.

-  Назовите выражения, которые являются поэтическими образами данного стихотворения.

 

 

 

 

- В каких строчках зима показана очень красивой?

 

 

 

- В каких – молодой и игривой?

 

- А в каких – озорной?

 

 

- А что значит, серебристая зима?

- А поле чистое, это какое поле?

- А вот фраза: «Ночью в снежных огоньках рассыпается…»? Что это за огоньки такие?

- А кто знает, как на окнах образуются морозные узоры? Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике. Что изображено? А если приглядеться?

- Все помнят притчу о том, что морозные узоры на окне рисует Дедушка Мороз. Он незаметно подкрадывается ночью к окну и выводит на нем тонкой ледяной кисточкой неповторимые морозные картины. На самом деле все гораздо прозаичнее. Если в помещении влажный воздух, а на улице температура от нуля градусов Цельсия и ниже, то лишняя влага конденсируется на холодной поверхности оконного стекла. Здесь водяной пар охлаждается и переходит из парообразного состояния в твердое, образуя тонкие кристаллы.

- А почему тогда на пластиковых окнах узоры не появляются?

-  Для появления "зимних картин " стекло и слой прилегающего воздуха должны быть достаточно холодными. Старые деревянные окна "дышат", холод поступает в квартиры, и от перепада температур образуются узоры. А вот пластиковые окна "не дышат", у них термоизоляционные свойства лучше, чем у деревянных, и температура стекла с внутренней стороны выше. Поэтому конденсация с кристаллизацией протекают хуже.

- Почему автор выбирает выражение: «Свежая ёлочка»?

 

- Какое настроение у данного стихотворения? В помощь вам слайд со словами-помощниками.

- Настроение стихотворения: нежное, светлое, праздничное, сказочное.

 

 

Свободные ответы детей.

 

 

 

 

 

 

- Зима серебристая, поле чистое, на коньках катается, в снежных огоньках рассыпается, пишет узор льдом-иголочкой, с свежей ёлочкой.

- Вот зима пришла серебристая, ночью в снежных огоньках рассыпается…

- Днём с детьми на коньках всё катается.

- В окнах пишет узор льдом-иголочкой, и стучится к нам во двор с свежей ёлочкой.

- Серебряная.

- Ровное, прозорное.

- Снежинки.

 

- Морозные узоры. Вид из окна на дома, ёлку, снеговика. Лицо мужчины (Деда Мороза).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Свежая, значит, живая. Неискусственная.

- Нежное, светлое, праздничное, сказочное.

Фронтальная.  Индивидуальная.

П. Интереса к чтению.

К.

Эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника; уважать мнение собеседника; проявлять интерес к общению в парной работе; действовать в соответствии с ситуацией.

Р. Участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; самостоятельно работать с произведением; менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от задачи; оценивать результаты работы.

VIII. Подготовка детей к выразительному чтению.

- А теперь, попробуем прочитать данное стихотворение именно с той самой интонацией и с тем нежным, светлым, праздничным и сказочным настроением.

- Не забываем про паузы и знаки препинания. Выделяем голосом каждую чётную строчку.

- Потренируйтесь в полголоса в парах прочитать данное стихотворение.

Читают выразительно.

Фронтальная.  Индивидуальная.

Парная.

Р. Менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от задачи; оценивать результаты работы.

IX. Выразительное чтение стихотворения.

- Теперь к доске выйдет и выразительно прочитает данное стихотворение, стараемся, вы можете получить за это отличные отметки… (спросить 5 человек и оценить)

Рефлексия и итог по прочитанному (хорошо или плохо, где ошибки).

Читают выразительно.

Индивидуальная.

П. Интереса к чтению.

Л. Самовыражение в выразительном чтении.

X. Обобщающая беседа.

- В начале урока я говорила, какая страна является родиной новогодней ёлки. Какая?

- А как вы думаете, почему в новогодние праздники непременно принимает участие дерево?

-   Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях.

К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

- А почему ель вообще украшают?

-  Впервые елку стали наряжать в Германии. Считается, что традиция зародилась благодаря реформатору Мартину Лютеру. Согласно легендам, в 1513 году он возвращался домой и любовался небом, на котором светились звезды. У него возникло ощущение, что звездочки искрились даже на ветках деревьев.

- А образ какого дерева встретился нам в этой главе в стихах А.С. Пушкина?

- Что символизирует данное дерево?

-  Дуб - это могучее дерево, символ огромной жизненной силы, долголетия.

- А сейчас я предлагаю вам подумать, без чего ещё нельзя представить празднование Нового года.

- Для этого возьмите листы бумаги, которые лежат у вас на партах. Достаньте цветные карандаши и в течении 5 минут нарисуйте рисунок с теми новогодними атрибутами, без которых вы не представляете себе Новый год.

- Начинаем работу (таймер 5 минут - слайд).

На фоне играет аудиозапись We Wish You a Merry Christmas / End Title Voice

- Закончили работу.

(выставка – показ друг другу, или по рядам выходят, если остаётся время)

 

- Германия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Образ дуба.

 

-  Символ огромной жизненной силы, долголетия.

Фронтальная.  Индивидуальная.

П. Интереса к чтению.

К.

Эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника; уважать мнение собеседника; проявлять интерес к общению в парной работе; действовать в соответствии с ситуацией.

XI. Домашнее задание.

- На этом урок подходит к концу, откройте дневники, запишите домашнее задание: Стихотворение Р. Кудашевой «Зимняя песенка» выучить наизусть.

 

Фронтальная. 

 

XII. Итог. Рефлексия.

- Вот и закончилось наше с вами сказочное путешествие.

- Назовите главные атрибуты Нового года.

 

 

- Какая страна является родиной Нового года? А родиной новогодней ели?

Рефлексия:

- Обменяйтесь в парах своими рисунками. На обратной стороне листа напишите своему соседу слово, которое ассоциируется с его работой на сегодняшнем уроке.

- Верните листочки друг другу.

- На этом урок окончен!

 

- Н. ёлка, гирлянды, мишура, Дед Мороз, семья, подарки, украшения и тд

- Месопотамия. Германия.

Фронтальная.

Парная.

Р. Оценивание результатов своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

Р. Обсуждение и выстраивание своего мнения, суждения.

П. Делать выводы.

 

 


 

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Организационная структура урока

Организационная структура урока

II . Проверка Д.з. СТиЦ. -

II . Проверка Д.з. СТиЦ. -

Какое настроение вызвала песня? -

Какое настроение вызвала песня? -

Белым снегом замела поле чистое

Белым снегом замела поле чистое

Поэт словами описывает воспринятую им «картинку» эмоционально, чувственно и красочно

Поэт словами описывает воспринятую им «картинку» эмоционально, чувственно и красочно

Для появления "зимних картин " стекло и слой прилегающего воздуха должны быть достаточно холодными

Для появления "зимних картин " стекло и слой прилегающего воздуха должны быть достаточно холодными

Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья

Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья

X . Обобщающая беседа. -

X . Обобщающая беседа. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2021