Конспект к уроку истории России в 6 классе "Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства".
Оценка 4.9

Конспект к уроку истории России в 6 классе "Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
6 кл
09.05.2020
Конспект к уроку истории России в 6 классе "Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства".
конспект расчитан на 2 урока.
Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства.docx

Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства

Цели: познакомить учащихся с правлением Владимира и Ярослава Мудрого; определить причины и значение принятия христианства; охарактеризовать систему управления в Древнерусском государстве.

План:

1.     Актуализация знаний.

2.     Новая система управления Русской землей.

3.     Принятие христианства.

4.     Как князь управлял своей волостью.

5.     Князь и вече.

6.     Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром.

7.     Рефлексия.

Актуализация знаний.

Кроссворд 1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали: 1. Автор первой налоговой реформы на Руси. 2. Военачальник у норманнов. 4. Союз племен, отказавшийся платить дань Киеву после смерти Игоря.

 

По горизонтали: 1. Первый князь Древнерусского государства. 3. Главный город ильменских словен. 5. Река, территории вокруг которой называют прародиной славян. 6. Народное собрание. 7. Место сбора дани после 945 г. 8. Славянские племена, освобожденные Святославом от уплаты дани хазарам. 9. Кочевые народы, совершавшие набеги на русичей.

Кроссворд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали: 1. Государство, на которое походами ходили первые русские князья. 2. Эту религию приняла княгиня Ольга. 3. Государство с таким названием находилось и на Дунае, и на Волге. 5. Он стоял во главе Древнерусского государства. 9. Рюрик, Олег и Игорь по происхождению.

По горизонтали: 4. Размер дани, введенный Ольгой. 6. Человек, исповедующий многобожие. 7. Князь, совершивший многочисленные походы. 8. Олег назвал этот город «матерью городов русских». 10. Это племя поднялось на восстание против Игоря в 945 г.

 

Обратите, пожалуйста внимание на главный вопрос наших уроков: какие события в истории Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнеполитическое положение, сделали его частью Европы?

Принятие христианства.

 Для начала давайте вспомним, какую первую реформу реализовал Владимир придя к власти? ( Ответы детей)

Результатов его попытка не принесла и Владимир обратил свое внимание на религии мира. Что же из этого вышло вы самостоятельно прочитаете в 1 пункте параграфа стр.51-52, а также поработаем с документами

988г.-Принятие христианства. (Записать).

Новая система управления Русской землей. Как князь управлял своей волостью. Князь и вече.

 

Рассказ ведется с опорой на карту и схему. Схема строится на доске и переносится в тетрадь.

Придя к власти, Владимир изменил систему управления.

Во главе стоял князь, в его обязанности входило:

·        Организация вооруженных сил и командование ими.

·        Сбор дани

·        Обеспечение успешной внешней торговли.

У князя были свои доходы, которые складывались из повинностей, судебных пошлин, уголовных штрафов и других поборов.

Великокняжеский престол или ,как его еще называют, стол предавался по наследству по принципу старшинства (старшего в роде).

Так же князь был и духовным правителем, что обеспечивало его высокое положение в обществе.

Важную роль в укреплении власти князя играла дружина-отряд воинов. Произошло от слова «друг», дружинники и были самые близкие князю люди. Князь брал на себя обязанности по содержанию дружинников, в основном честно делил средства добытые в походах. Дружинники в свою очередь должны были защищать и поддерживать князя. Князь постоянно ориентировался на дружину и если не выполнял их требования, то обязан был учитывать их мнение. Опирался князь на совет, состоящий из старших дружинников.

Важным органом в управлении государством было вече- народное собрание, в котором принимали участие все свободные жители города и примыкающих к нему поселений. Вече имело четкую организацию и решало ряд вопросов:

·        Вопросы войны и мира

·        Судьбы княжеской администрации и княжеского стола

·        Денежные сборы с горожан

·        Распоряжение городскими финансами и земельными ресурсами

Круг вопросов решаемых вече совпадал с теми, что князь обсуждал с дружиной. Это приводило к конфликтам, но и пораждало взаимозависимость.

Древнерусское государство не было централизованным, его населяли разные племена и карта государства похожа на лоскутное одеяло. Местные князья должны были учувствовать в походах киевских князей, присутствовать на съездах, некоторые из них входили в княжеский совет.

кривичи (Полоцк)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вече

 

 

 

 

словене

 

 

 

 

весь

 

местный князь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Новгород)

 

 

(Ростов)

 

дружина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тысяцкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КИЕВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вятичи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дедо-

 

 

 

 

великий князь

 

 

 

 

вече

 

 

 

 

славл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

древляне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Искоро-

 

 

 

совет при

 

 

 

старшая

 

 

 

 

 

 

стень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

князе

 

 

 

дружина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мурома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Муром)

 

 

 

 

воевода

 

 

младшая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дружина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.56-58. На основе прочитанного составить таблицу.

Эталон.

Князья

Внешняя политика

Внутренняя политика

и годы

(оборона, походы,

(реформы

правления

договоры)

и преобразования)

 

 

 

Ярослав

Установил диплома-

Составил единый свод

Мудрый

тические отношения

законов Русская

(1019—1054)

со многими европей-

Правда (первые

 

скими государствами

17 статей).

 

путем заключения

Укреплял авторитет

 

династических браков

Русской православной

 

(дочь Анна вышла

церкви (в 1051 г.

 

замуж за француз-

впервые без участия

 

ского короля Ген-

константинопольского

 

риха I, Анастасия ста-

патриарха был избран

 

ла женой короля вен-

глава Русской право-

 

герского Андрея I,

славной церкви —

 

Елизавета— женой

митрополит Иллари-

 

норвежского короля

он). Основал несколь-

 

ГаральдаIII, сам

ко городов, среди

 

Ярослав был женат

которых Ярославль

 

на Ингигерде

(1010), Юрьев.

 

Шведской).

Способствовал

 

Совершил поход на

развитию культуры

 

Византию, последний

(построены соборы

 

в истории отношений

Святой Софии в Киеве

 

двух стран (1043).

и Новгороде; основан

 

Окончательно раз-

Киево-Печерский

 

громил печенегов

монастырь; создавал

 

(1036)

школы)

 

 

 

 

Рефлексия.

Давайте вернемся к главному вопросу наших уроков: какие события в истории Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнеполитическое положение, сделали его частью Европы? (ответы детей, беседа в режиме диалога).

1.     Современный историк В. Кожинов считает, что «именно Ярослав окончательно утвердил великую государственность на Руси». Прокомментируйте данное мнение, подтвердите или опровергните его примерами.

2.  Покажите на карте территорию Древнерусского государства.

3.   Дайте определения понятий «монархия», «наместник», «династический брак».

 

Домашнее задание.

§ 6—7, вопросы и задания. Дополнительные задания: подготовить выставку иллюстраций, характеризующих культуру Руси X—XI вв. (опережающее задание к теме «Древнерусская культура») и заполнить таблицу:

Значение принятия христианства для Руси.

Для

 

 

 

Для

Для

Для

 

междуна-

экономи-

Для

политиче-

культур-

родного

ческого

обороны

ского

ного

положе-

развития

страны

развития

развития

ния госу-

страны

 

 

 

 

дарства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из «Повести временных лет»

 

«…После всего этого (крещения в Корсуни. — Е. С.) Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что

 

и сейчас стоят за церковью Святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его».

 

Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель,

и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы.

 

была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах». Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу». И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».

 

Вопросы: 1. Как вы думаете, почему Владимир так жестоко расправился с идолами? 2. Какова позиция летописца в описании этого события? 3. Почему «плакали матери»? 4. Как объясняли принятие христианства киевляне? 5. Каковы были последствия принятия христианства?

 

Историк С. М. Соловьев так объясняет принятие кре-щения:

 

«…Вопрос о начале мира и будущей жизни сильно занимал все языческие народы севера и могущественно содействовал распространению между ними христианства, могшего дать им удовлетворительное решение на него…

 

…Понятно для нас значение предания о проповедниках разных вер, приходивших к Владимиру, верность этого предания времени и обществу. Видно, что все было приготовлено для переворота в нравственной жизни новорожденного русского общества на юге, что религия, удовлетворявшая рассеянным, особо живущим племенам, не могла более удовлетворять киевлянам, познакомившимся с другими религиями; они употребили все средства для поднятия своей старой веры в уровень с другими, и все средства оказались тщетными, чужие веры и особенно одна тяготили явно своим превосходством; это обстоятельство и необходимость защищать старую веру, естественно, должны были вести к раздражению, которое в свою очередь влекло к насильственным поступкам, но и это не помогло. При старой вере нельзя было оставаться, нужно было решиться на выбор другой.

 

Последнее обстоятельство, т. е. выбор веры, есть особенность русской истории: ни одному другому европейскому народу не предстояло необходимости выбора между религиями; но не так было на востоке Европы, на границах ее с Азиею, где сталкивались не только различные народы, но и различные религии, а именно: магометанская, иудейская и христианская… Кагану русскому и его народу предстоял также выбор между тремя религиями, и опять повторилось предание о проповедниках различных вер и о выборе лучшей; на этот раз лучшею оказалась не иудейская: европейский смысл избрал христианство. Предание очень верно выставило также причину отвержения иудеев Владимиром: когда он спросил у них, где ваша земля, и они сказали, что Бог в гневе расточил их по странам чужим, то Владимир отвечал: «Как вы учите других, будучи сами отвергнуты Богом и расточены?» Вспомним, как у средневековых европейских народов было вкоренено понятие, что политическое бедствие народа есть наказание Божие за грехи, вследствие чего питалось отвращение к бедствующему народу.

Магометанство, кроме видимой бедности своего содержания, не могло соперничать с христианством по самой отдаленности своей. Христианство было уже давно знакомо в Киеве вследствие частых сношений с Константинополем, который поражал руссов величием религии и гражданственности. Бывальцы в Константинополе после тамошних чудес с презрением должны были смотреть на бедное русское язычество и превозносить веру греческую. Речи их имели большую силу, потому что это были обыкновенно многоопытные странствователи, бывшие во многих различных странах, и на востоке, и на западе, видевшие много разных вер и обычаев, и, разумеется, им нигде не могло так нравиться, как в Константинополе; Владимиру не нужно было посылать бояр изведывать веры разных народов: не один варяг мог удостоверить его о преимуществах веры греческой перед всеми другими. Митрополит Иларион, которого свидетельство, как почти современное, не подлежит никакому сомнению, Иларион ни слова не говорит о посольствах для изведывания. ...Верно говорит, согласнее с делом, что Владимир постоянно слышал о Греческой земле, сильной верою, о величии тамошнего богослужения; бывальцы в Константинополе и других разноверных странах могли именно говорить то, что, по преданию, у летописца говорят бояре, которых Владимир посы-лал для изведывания вер: «Мы не можем забыть той красоты, которую видели в Константинополе; всякий человек, как отведает раз сладкого, уже не будет после принимать горького; так и мы здесь в Киеве больше не останемся». Эти слова находили подтверждение и между городскими старцами, и между теми из бояр Владимира, которые не бывали в Константинополе — у них было свое туземное доказательство в пользу христианства: «Если бы дурен был закон греческий, — говорили они, — то бабка твоя Ольга не приняла бы его; а она была мудрее всех людей».

 

Вопрос: какова причина принятия христианства, по мнению ученого?

 

 


 

Русь в конце X — первой половине

Русь в конце X — первой половине

По горизонтали : 1. Первый князь

По горизонтали : 1. Первый князь

Для начала давайте вспомним, какую первую реформу реализовал

Для начала давайте вспомним, какую первую реформу реализовал

Вопросы войны и мира ·

Вопросы войны и мира ·

Расцвет Древней Руси при Ярославе

Расцвет Древней Руси при Ярославе

Рефлексия. Давайте вернемся к главному вопросу наших уроков: какие события в истории

Рефлексия. Давайте вернемся к главному вопросу наших уроков: какие события в истории

Из «Повести временных лет» «…После всего этого (крещения в

Из «Повести временных лет» «…После всего этого (крещения в

Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь

Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь

При старой вере нельзя было оставаться, нужно было решиться на выбор другой

При старой вере нельзя было оставаться, нужно было решиться на выбор другой

Ольга не приняла бы его; а она была мудрее всех людей»

Ольга не приняла бы его; а она была мудрее всех людей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2020