Технологическая карта классного часа,
проводимого в 6 классе (2 курс)
Тема |
Что такое дружба? |
||
Методическая цель |
- продемонстрировать применение технологии дискуссии |
||
Цель для воспитателя |
- формирование нравственных качеств личности, ответственности и порядочности - развитие у обучающихся стремления к осмыслению себя, своих поступков и поведения |
||
Цель для суворовцев |
- осознание истинного смысла «друг», «дружба» |
||
Основные понятия |
друг, дружба |
||
Планируемые результаты |
|||
личностные |
- уважительное отношение к взглядам людей или их отсутствию; - уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку |
||
метапредметные |
познавательные |
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям |
|
регулятивные |
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат |
||
коммуникативные |
– корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения; – высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога |
||
Ведущая технология |
Технология дискуссии |
||
Ход классного часа
№ п/п |
Технологические этапы классного часа |
Метод/прием |
Деятельность суворовцев |
Время |
1. |
Вступление в контакт. Введение в проблему |
Задания – загадки, выводящие на ключевые понятия |
Слушают, отвечают |
3 мин |
2. |
Уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников |
Вопросы-ответы |
Отвечают на вопросы, высказывают мнения, предположения |
10 |
3. |
Выдвижение альтернативных вариантов |
Практическая работа |
Выполняют задания |
10 |
4. |
Конфронтация участников |
Видеосюжет |
Смотрят. Обсуждение |
7 |
5. |
Обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства Установление согласия через выбор наиболее приемлемого или оптимального решения |
Притча. Вопросы |
Слушают. Обсуждение |
7 |
6. |
Подведение итогов. Рефлексия |
Мотивировать суворовцев на развитие личностных качеств |
Высказываются, обмениваются мнениями |
3 |
Конспект классного часа
№ п/п |
Орг. этапы классного часа |
Задача этапа |
Основное содержание. Формулировка заданий. Комментарии |
1. |
Формулирование проблемы и целей дискуссии |
Предъявление проблемной ситуации |
Определение темы и хода занятия. Задание. Отгадайте про что идет речь. С ним делим хлеб и соль нередко. Она – это то, что не каждый Вопрос. Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? Воспитатель. Наш разговор будет посвящён очень важному состоянию, в котором может или не может пребывать человек. Это состояние заключено в короткое, но очень важное для каждого из нас слово. Это слово – ДРУЖБА. Это состояние воспето в стихах и песнях, о нём говорили и говорят писатели и учёные, а алхимики современности пытаются изобрести эликсир дружбы. Выпил его – и у тебя появились друзья. Не захотел его принимать – нет друзей, нет обязательств, ты свободен. Тема классного часа «Что такое дружба?» Определение цели, круг вопросов |
2. |
Определения основных понятий
|
Анализ основных понятий |
Обсуждение полученной информации, оценка высказываний обучающимися. Воспитатель. По-разному трактуется слово «ДРУЖБА». Продолжите предложение. Дружба – это … (Дружба – личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность) Вопросы. Как вы понимаете слова «ДРУГ»? (Человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании) Как выдумаете, друзей может быть много или друг должен быть один? Какими качествами должен обладать твой друг, чтобы ты мог сказать о нем только самые хорошие слова? (верность, сдержанность, умение выслушать, понимание, умение сказать правду, откровенность) Считаешь ли ты себя хорошим другом? Как вы подходите к выбору своих друзей? Нужно ли прощать в дружбе? По-твоему мнению, настоящую дружбу можно проверить только трудностями или радостями она тоже проверяется? Воспитатель. Многие подтвердили мысль о том, что дружба – это очень важное состояние, в котором им хотелось бы пребывать и дальше. Видеоролик. Стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей» (2,28 мин) Вопрос. О чем это стихотворение? Какие законы сохранения дружбы вы можете предложить? Подсказками могут послужить незаконченные предложения (работа по группам): Дружба нуждается в … (защите и понимании, поддержке и внимании). Дружба не терпит … (придирок и злобы). Дружба не терпит … (предательства и лжи). Дружба – это … поступки (честные и правдивые). Дружба накладывает на человека … (определённые обязательства и определённые права). Дружить – это, значит, …, говорить своему другу ..., не обижая его и не унижая (быть мужественным, правду). Дружба не терпит … (насмешек). Дружба требует … от каждого друга (ответственности). … дружба очень быстро заканчивается (корыстная). Чтобы иметь верных и преданных друзей, надо самому быть … (таким в дружбе). … успехам своих друзей, … их удачам, стремись к собственному совершенству (Радуйся, не завидуй). |
3. |
Практическая работа |
Анализ ситуационных примеров |
Оценка проблемных ситуаций. Воспитатель. Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия. Ситуация №1. Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. («Друга иметь – себя не жалеть») Ситуация №2. Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. («Друг познается в беде») Игра «Знаю ли я своего друга?» Воспитатель. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями. Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто же у нас во взводе действительно настоящие друзья. Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. 1. Какой урок у него любимый? 2. На чем он любит кататься? 3. Какое время года у него любимое? 4. Какой вид спорта любит? 5. Кем хочет стать, когда вырастет? 6. Какое животное он хотел бы иметь дома? 7. Какие книги любит читать? |
4. |
Формирование четкой позиции |
Актуализация нравственно-моральных отношений |
Предъявление проблематичной ситуации. Видеоролик. «Про настоящих друзей» (1,5 мин). Обсуждение. Вопросы. Друзьями ли были парни? Как можно назвать их отношения? А как не надо было поступать? |
5. |
Установление приемлемого решения |
Осознанное принятие решения. Притча. Как-то два друга много дней шли по пустыне. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с
озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва
не утонул и его друг его спас. Первый спросил его: |
|
|
|
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты
пишешь на камне. Почему? Вопросы. О чем эта притча? Чему она нас учит? (нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой и в горе, и в радости) |
|
6. |
Подведение итогов. Рефлексия |
Обобщить материал занятия. Мотивировать суворовцев на развитие личностных качеств |
Обобщение материала занятия. Воспитатель. Я надеюсь, что сегодня каждый узнал своих однокурсниках немного с другой стороны. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга и уметь дорожить дружбой. Рефлексия. · Я сегодня задумался о…. · Я изменил мнение о… |
Воспитатель __________ /Чертихина Л. В./
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.