Конспект открытого урока литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе, проведенного учителем начальных классов
МКОУ «Аладашская СОШ» Идрисовой Х.М.
Цели урока:
- формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.
- формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников
- создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;
- учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.
Дидактическая цель: обучение младших школьников деловому общению.
Формирование УУД:
Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.
Метапредметные:
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.
Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.
Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, дискуссия.
Методы обучения:
· создание проблемной ситуации;
· поисковый;
· наглядно-иллюстративный;
· словесный.
Средства обучения:
· хрестоматия
· мультимедиа проектор
· наглядные пособия
Формы организации учебной деятельности:
1. Фронтальная.
2. Индивидуальная.
3. Парная.
Оборудование для урока: учебник – хрестоматия Н.А.Чураковой «Литературное чтение» для 3 класса, портрет писателя, текст произведения, словарь пословиц и поговорок, компьютер, проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Речевая разминка. Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.
- Прочитайте, что записано на доске?
- Докажите, что это скороговорка.
- Прочитайте с разной интонацией:
- с удивлением
- с восхищением
- с грустью
- прочитайте с ускорением.
- Скажите скороговорку быстро. Кто попробует сказать скороговорку?
2. Актуализация знаний. Формулировка темы урока.
Слайд №2.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран.
- Прочитайте слова на экране: “Читайте!
И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной
странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский
- Кто их автор?
- Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали?
Слайды № 3 – 4. Биография К.Г.Паустовского. (Во время ВОВ Паустовский на южном фронте, он работает в армейских газетах в качестве военного корреспондента, пишет очерки, короткие зарисовки и рассказы.)
- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)
- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
· Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
· Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.
Слайды № 5-11. Кроссворд. Проверка знания жанров произведений и художественных приёмов. Дети формулируют тему урока: произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»
3. Целеполагание. Выявление проблемы.
- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.
- Что для этого нужно?
(Ответы детей: хорошо знать содержание произведения, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора).
4. Совместное исследование и решение проблемы.
- Дома вы были в роли читателей.
- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?
- Проверим. Ответьте на мои вопросы.
1. Где жила Варюшка с дедом?
2. Как звали деда?
3. Куда Варюшка пошла за махоркой?
4. Кто такой Сидор?
5. С кем Варюшка встретилась в Переборах?
6. Какой подарок она получила?
7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?
8. Знаете ли вы, какие события происходили в стране в это время.
- Как принимал участие в военных событиях Паустовский?
- В тексте встретилось много слов, значение которых не всем известно.
- Понятно ли вам было дома значение слов? (выясняем значения слов с помощью толкового словаря)
- Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Мы научимся читать правильно слова, узнаем значение непонятных слов.
- Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.
- Как называется начало в рассказе? (вступление)
- Как называется начало в сказке? (зачин)
Слайд № 12. Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко»
- Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?
Слайды № 13 – 16. Пересказ эпизодов по картинкам.
Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.
Она могла выглядеть так, как вы видите на слайде?
Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов “ На платформе сидели два бойца…”)
Прочитаем эту часть текста по ролям.
- Что вы можете сказать о поступке Варюшки в этом сюжете? А бойцов?
- Предмет – колечко – простое или волшебное?
- Посмотрите на правую ладонь.
- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
- Называем палец и соответствующее чудо.
· Средний - здоровье
· безымянный - большущая радость
· указательный - увидишь весь мир
- Про какой палец забыл сказать боец?
- И что произошло дальше? (своими словами)
- Зачитайте, почему Варюшка заплакала?
- Так какая же Варюшка? Что вы о ней скажете?
Слайд № 17. Посмотрите на слайд и скажите, кто изображён на картинке?
- Что вы о нём узнали?
- Может ли Сидор быть таким? Посмотрите на слайд.
- Как вы думаете, это сказочный персонаж или нет?
- О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?
(О весне.)
- В каждом своём произведении Паустовский освещал тему, близкую его сердцу.
- Какая это тема? (природы)
- Найдите и прочитайте строчки, в
которых описывается, какой Варюшка
увидела весну.
- Что за приёмы использует автор? (Олицетворение.)
- А оно свойственно рассказу или сказке?
- Заполним модель.
- Где ещё в тексте весна показана как живая? Найдите и зачитайте этот отрывок. Звуковой фрагмент из мультфильма).
- Посмотрите как художник – иллюстратор показал весну.
Динамическая пауза «Весенняя капель»: учащиеся повторяют движения вслед за учителем.
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
Слайд № 19. Рассказ по опорным словам.
Следующие события вам предстоит восстановить по словам – действиям.
Каждая пара получает карточку с такими словами. Работаете совместно, составляете рассказ по словам.
Для ответа выбираете того, кто будет представлять вашу пару.
Заслушаем 1-2 рассказа.
· нашла
· начала отгребать
· блеснул
· вскрикнула
· присела
· не заржавело
· схватила
· надела
· побежала
1. На какой палец надела Варюшка колечко?
2. Как это характеризует девочку?
3. Что она увидела, когда прибежала домой?
- Значит, колечко волшебное?
- Как думала Варя?
- А что сказал дед?
- А для себя Варюшка что выбрала: большую радость или повидать свет?
- Найдите в тексте и прочитайте эти строки.
- А почему она не захотела повидать белый свет?
- Перечитать заключительные слова сказки.
Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?
5. Обобщение.
- Подведём итог нашей работы.
- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
- Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)
Вывод: Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
Слайд № 20. Пословицы. Работа со словарём.
1. Прочитайте пословицы.
2. Подходят ли они к произведению.
3. К какой части произведения мы можем отнести эти пословицы?
· Верить верь, но проверь.
· Добрая надежда человека никогда не покидает.
· Слезами горю не поможешь.
Слайд № 21. Тест.
- Ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде.
Слайд № 22. Ответы.
- А теперь проверьте правильность своих ответов.
Слайд № 23.
5. Рефлексия.
- Подведём итог нашей работы.
- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
- Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)
- Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
Продолжите фразы, которые вы прочитаете на слайде.
6. Домашнее задание.
К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.
Использованы ресурсы:
http://viki.rdf.ru/item/1352/download
festival@1september.ru
Отзыв
об открытом уроке литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе, проведенного учителем начальных классов
МКОУ «Аладашская СОШ» Идрисовой Халумагой Мирзаметовной
1.Организационный момент.
Начало урока - организационный момент, на котором учитель обратила внимание на внешний вид учеников, на общую готовность детей к уроку, сконцентрировала внимание учащихся на дальнейшую работу.
2. Систематизация изученного материала на предыдущих уроках.
На этапе систематизации изученного материала учитель приводит цитату из произведения К.Г.Паустовского, которая помогает детям сделать вывод о необходимости чтения и прививает детям любовь к чтению .
С помощью литературоведческой пропедевтики (определение жанровых особенностей произведения) учащиеся самостоятельно решили разобраться, к какому жанру относится анализируемое произведение «Стальное колечко»- написано оно в жанре сказки или в жанре рассказа.
3. Целеполагание.
На этапе целеполагания были созданы условия для мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, а именно Мамедова Р.И. попросила ребят выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
Цели урока сформулированы совместно с учениками. Во время фронтального опроса осуществлялась коммуникативная деятельность учащихся, формировались такие УУД, как умение слушать собеседника, строить понятные для него высказывания, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать цели урока.
4. Изучение нового материала. (Работа над содержанием стихотворения).
Этап изучения нового материала на уроке организован по нескольким направлениям:
1) представленная учениками презентация (биография К.Г.Паустовского) способствует развитию информационных компетенций (формирование умений преобразовывать нужную информацию с помощью информационных технологий). Рассказ заранее подготовленных учащихся о жизни поэта продемонстрировал развитие познавательных УУД учеников (способность извлекать информацию, анализировать и перерабатывать ее, выделять главное).
2) Организация работы в группах
1 группа -организация прослушивания начала произведения « Стальное колечко» в исполнении актёров . Выявление первичной эмоциональной реакции на текст с помощью вопросов: Понравилось ли вам? Какое настроение оно вызвало у вас?
Учащиеся показали умение строить речевое высказывание в устной форме, выражать свои чувства, мысли, точку зрения.
2 группа- чтение отрывка произведения по ролям ребята показали владение методикой медленного «вдумчивого» чтения, продемонстрировали качество чтения -технику и осмысленность.
3 группа- викторина по содержанию текста. Показывает, что дети поняли произведение и разбираются в содержании.
4 группа- рассказ по опорным словам. Выявила умение анализировать и выделять главное.
Групповая форма работы показала умение ребят сотрудничать и работать в группах. Данная форма работы способствует развитию лидерских качеств, системного мышления, приобретению детьми коммуникативных умений.
6. Домашнее задание.
Выбор домашнего задания соответствует результатам урока. Домашнее задание носит дифференцированный характер: ученикам предлагается выполнить творческое задание, требующее высокой степени самостоятельности ( составить характеристику понравившемуся герою) или выучить наизусть отрывок из произведения К.Г.Паустовского «Стальное колечко», что способствует формированию лингвистической компетенции.
7. Этап рефлексии.
На этом этапе ребята сделали себе колечко из фольги и обосновали выбор пальчика, на который они надели колечко.
Учащиеся анализируют свою деятельность (свои знания, умения, навыки), осознают причины затруднений в анализе произведения, в выразительном чтении, в умении работать с дополнительной литературой, в применении информационных технологий и т.д.
Учитель начальных классов МКОУ «Аладашская СОШ»
______________ Мирзоева Г.Р.
Отзыв
об открытогм уроке литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе, проведенного учителем начальных классов
МКОУ «Аладашская СОШ» Идрисовой Халумагой М.
Учитель Халумага Мирзаметовна достигла поставленных на уроке целей:
1. обучающих: ознакомить детей с произведением К.Г.Паустовского «Стальное колечко»;
2. развивающих: отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, внимание и умение работать в группах;
3. воспитательных: воспитание любви к природе, к родному краю; привитие интереса к чтению; расширение кругозора.
На уроке применялись здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии; деятельностный и проектный методы.
На уроке учитель обучала:
- определять жанр произведения, строить речевые высказывания, выдвигать гипотезы, самостоятельно формулировать цели урока, то есть развивались коммуникативные УУД учащихся;
- анализу произведения с использованием технологий деятельностного типа (постановки проблемного вопроса к тексту, организация коллективной дискуссии)- развивались личностные УУД: умение оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы;
- использовались методики продуктивного чтения (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения); «вдумчивого чтения», отрабатывались навыки выразительного чтения;
- применялся деятельностный метод (использование технологий деятельностного типа)- учащиеся сами выдвигали гипотезы, делали предположения, определяли цели урока, анализировали свою деятельность;
- личностно- ориентированные технологии- индивидуальная работа с учеником (дифференцированное домашнее задание, ребенок может выбрать его по своему уровню развития, по интересу);
- здоровьесберегающие технологии- разнообразие видов деятельности, физкультминутка.
Заместитель директора по УР
____________________ Шахпазова М.И.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.