Конспект литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко»
Оценка 4.8

Конспект литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко»

Оценка 4.8
doc
06.02.2021
Конспект  литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко»
урок 6 и отзыв.doc

Конспект открытого урока литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко» в 3  классе, проведенного учителем начальных классов

МКОУ «Аладашская СОШ» Идрисовой Х.М.

 

 

Цели урока:

- формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.

- формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников

- создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Дидактическая цель:   обучение младших школьников деловому общению.

Формирование УУД:

Предметные: формировать умение  работать с дополнительной литературой.

Личностные УУД:  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

  Педагогические технологии:  проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, дискуссия.

 

  Методы обучения:

·        создание проблемной ситуации;

·        поисковый;

·        наглядно-иллюстративный;

·        словесный.

         Средства обучения:

·  хрестоматия

·  мультимедиа проектор

·  наглядные пособия

 

Формы организации учебной деятельности:

1.                 Фронтальная.

2.                 Индивидуальная.

3.                 Парная.

Оборудование для урока: учебник – хрестоматия Н.А.Чураковой «Литературное чтение» для 3 класса, портрет писателя, текст произведения, словарь пословиц и поговорок, компьютер, проектор.

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

Речевая разминка. Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.

- Прочитайте, что записано на доске?

- Докажите, что это скороговорка.

- Прочитайте с разной интонацией:

- с удивлением

- с восхищением

- с грустью

- прочитайте с ускорением.

- Скажите скороговорку быстро. Кто попробует сказать скороговорку?

 

2. Актуализация знаний. Формулировка темы урока.

Слайд №2.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран.

- Прочитайте слова на экране: “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский

- Кто их автор?

- Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали?

Слайды № 3 – 4. Биография К.Г.Паустовского. (Во время ВОВ Паустовский на южном фронте, он работает в армейских газетах в качестве военного корреспондента, пишет очерки, короткие зарисовки и рассказы.)

- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)

- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

·                     Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

·                     Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

Слайды № 5-11. Кроссворд. Проверка знания жанров произведений и художественных приёмов. Дети формулируют тему урока: произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»

3. Целеполагание. Выявление проблемы.

- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.

- Что для этого нужно?

(Ответы детей: хорошо знать содержание произведения, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора).

4. Совместное исследование и решение проблемы.

- Дома вы были в роли читателей.

- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?

- Проверим. Ответьте на мои вопросы.

1. Где жила Варюшка с дедом?

2. Как звали деда?

3. Куда Варюшка пошла за махоркой?

4. Кто такой Сидор?

5. С кем Варюшка встретилась в Переборах?

6. Какой подарок она получила?

7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?

8. Знаете ли вы, какие события происходили в стране в это время.

- Как принимал участие в военных событиях Паустовский?

- В тексте встретилось много слов, значение которых не всем известно.

- Понятно ли вам было дома значение слов? (выясняем значения слов с помощью толкового словаря)

- Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Мы научимся читать правильно слова, узнаем значение непонятных слов.

- Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.

- Как называется начало в рассказе? (вступление)

- Как называется начало в сказке? (зачин)

Слайд № 12. Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко»

 - Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно  так начинается?

Слайды № 13 – 16. Пересказ эпизодов по картинкам.

Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.

Она могла выглядеть так, как вы видите на слайде?

Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов “ На платформе сидели два бойца…”)

Прочитаем эту часть текста по ролям.

- Что вы можете сказать о поступке Варюшки в этом сюжете? А бойцов?

- Предмет – колечко – простое или волшебное?

 - Посмотрите на правую ладонь.

- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

- Называем палец и соответствующее чудо.

·                     Средний - здоровье

·                     безымянный - большущая радость

·                     указательный - увидишь весь мир

- Про какой палец забыл сказать боец?

- И что произошло дальше? (своими словами)

- Зачитайте, почему Варюшка заплакала?

- Так какая же Варюшка? Что вы о ней скажете?

Слайд № 17. Посмотрите на слайд и скажите, кто изображён на картинке?

- Что вы о нём узнали?

- Может ли Сидор быть таким? Посмотрите на слайд.

- Как вы думаете,  это сказочный персонаж или нет?

- О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?

(О весне.)

- В каждом своём произведении Паустовский освещал тему, близкую его сердцу.

- Какая это тема? (природы)

- Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, какой Варюшка
увидела весну.

- Что за приёмы использует автор? (Олицетворение.)

- А оно свойственно рассказу или сказке?

- Заполним модель.

- Где ещё в тексте весна показана как живая? Найдите и зачитайте этот отрывок. Звуковой фрагмент из мультфильма).

- Посмотрите как художник – иллюстратор показал весну.

Динамическая пауза «Весенняя капель»: учащиеся повторяют движения вслед за учителем.

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!

 

Слайд № 19. Рассказ по опорным словам.

Следующие события вам предстоит восстановить по словам – действиям.

Каждая пара получает карточку с такими словами. Работаете совместно, составляете рассказ по словам.

Для ответа выбираете того, кто будет представлять вашу пару.

Заслушаем 1-2 рассказа.

·                     нашла

·                     начала отгребать

·                     блеснул

·                     вскрикнула

·                     присела

·                     не заржавело

·                     схватила

·                     надела

·                     побежала

1.                 На какой палец надела Варюшка колечко?

2.                 Как это характеризует девочку?

3.                 Что она увидела, когда прибежала домой?

- Значит, колечко волшебное?

- Как думала Варя?

- А что сказал дед?

- А для себя Варюшка что выбрала: большую радость или повидать свет?

- Найдите в тексте и прочитайте эти строки.

- А почему она не захотела повидать белый свет?

- Перечитать заключительные слова сказки.

Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?

5. Обобщение.

- Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

- Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)

Вывод:  Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

 Слайд № 20. Пословицы. Работа со словарём.

1.                 Прочитайте пословицы.

2.                 Подходят ли они к произведению.

3.                 К какой части произведения мы можем отнести эти пословицы?

·                     Верить верь, но проверь.

·                     Добрая надежда человека никогда не покидает.

·                     Слезами горю не поможешь.

Слайд № 21. Тест.

- Ответьте на вопросы, которые вы видите на слайде.

Слайд № 22. Ответы.

- А теперь проверьте правильность своих ответов.

Слайд № 23.

5. Рефлексия.

- Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)

- Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)

- Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Продолжите фразы, которые вы прочитаете на слайде.

6. Домашнее задание.

К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.

Использованы ресурсы:

http://viki.rdf.ru/item/1352/download

festival@1september.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Отзыв

об открытом уроке литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе, проведенного учителем начальных классов

МКОУ «Аладашская СОШ» Идрисовой Халумагой Мирзаметовной

1.Организационный момент.

Начало урока - организационный момент, на котором учитель обратила внимание на внешний вид учеников, на общую готовность детей к уроку, сконцентрировала внимание учащихся на дальнейшую работу.

2. Систематизация изученного материала на предыдущих уроках.

На этапе систематизации изученного материала учитель приводит цитату из произведения К.Г.Паустовского, которая помогает детям сделать вывод о необходимости чтения и прививает детям любовь к  чтению .

С помощью литературоведческой пропедевтики (определение жанровых особенностей произведения) учащиеся самостоятельно решили разобраться, к какому жанру относится анализируемое произведение «Стальное колечко»- написано оно в жанре сказки или в жанре рассказа.

3. Целеполагание.

На этапе целеполагания были созданы условия для мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, а именно Мамедова Р.И. попросила ребят выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

Цели урока сформулированы совместно с учениками. Во время фронтального опроса осуществлялась коммуникативная деятельность учащихся, формировались такие УУД, как умение слушать собеседника, строить понятные для него высказывания, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать цели урока.

4. Изучение нового материала. (Работа над содержанием стихотворения).

Этап изучения нового материала на уроке организован по нескольким направлениям:

1) представленная учениками презентация (биография К.Г.Паустовского)  способствует развитию информационных компетенций (формирование умений преобразовывать нужную информацию с помощью информационных технологий). Рассказ заранее подготовленных учащихся о жизни поэта продемонстрировал развитие познавательных УУД учеников (способность извлекать информацию, анализировать и перерабатывать ее, выделять главное).

2) Организация работы в группах

1 группа -организация прослушивания начала произведения « Стальное колечко» в исполнении актёров . Выявление первичной эмоциональной реакции на текст с помощью вопросов: Понравилось ли вам? Какое настроение оно вызвало у вас?

Учащиеся показали умение строить речевое высказывание в устной форме, выражать свои чувства, мысли, точку зрения.

2 группа- чтение отрывка произведения по ролям ребята показали владение методикой медленного «вдумчивого» чтения, продемонстрировали качество чтения -технику и осмысленность.

3 группа- викторина по содержанию текста. Показывает, что дети поняли произведение и разбираются в содержании.

4 группа- рассказ по опорным словам. Выявила умение анализировать и выделять главное.

Групповая форма работы показала умение ребят сотрудничать и работать в группах. Данная форма работы способствует развитию лидерских качеств, системного мышления, приобретению детьми коммуникативных умений.

6. Домашнее задание.

Выбор домашнего задания соответствует результатам урока. Домашнее задание носит дифференцированный характер: ученикам предлагается выполнить творческое задание, требующее высокой степени самостоятельности ( составить характеристику понравившемуся герою) или выучить наизусть отрывок из произведения К.Г.Паустовского «Стальное колечко», что способствует формированию лингвистической компетенции.

7. Этап рефлексии.

На этом этапе ребята сделали себе колечко из фольги и обосновали выбор пальчика, на который они надели колечко.

Учащиеся анализируют свою деятельность (свои знания, умения, навыки), осознают причины затруднений в анализе произведения, в выразительном чтении, в умении работать с дополнительной литературой, в применении информационных технологий и т.д.

     

Учитель начальных классов МКОУ «Аладашская СОШ»

 

______________ Мирзоева Г.Р.     

 

Отзыв

об открытогм уроке литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе, проведенного учителем начальных классов

МКОУ «Аладашская СОШ» Идрисовой Халумагой М.

Учитель Халумага Мирзаметовна достигла поставленных на уроке целей:

1.     обучающих: ознакомить детей с произведением К.Г.Паустовского «Стальное колечко»;

2.     развивающих: отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, внимание и умение работать в группах;

3.     воспитательных: воспитание любви к природе, к родному краю; привитие интереса к чтению; расширение кругозора.

На уроке применялись здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии; деятельностный и проектный методы.

На уроке учитель обучала:

- определять жанр произведения, строить речевые высказывания, выдвигать гипотезы, самостоятельно формулировать цели урока, то есть развивались коммуникативные УУД учащихся;

- анализу  произведения с использованием технологий деятельностного типа (постановки проблемного вопроса к тексту, организация коллективной дискуссии)- развивались личностные УУД: умение оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы;

- использовались методики продуктивного чтения (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения); «вдумчивого чтения», отрабатывались навыки выразительного чтения;

- применялся деятельностный метод (использование технологий деятельностного типа)- учащиеся сами выдвигали гипотезы, делали предположения, определяли цели урока, анализировали свою деятельность;

- личностно- ориентированные технологии- индивидуальная работа с учеником (дифференцированное домашнее задание, ребенок может выбрать его по своему уровню развития, по интересу);

- здоровьесберегающие технологии- разнообразие видов деятельности, физкультминутка.

Заместитель директора по УР

____________________  Шахпазова М.И.


Скачано с www.znanio.ru

К онспект открытого урока литературного чтения по произведению

К онспект открытого урока литературного чтения по произведению

Методы обучения : · создание проблемной ситуации; · поисковый; · наглядно-иллюстративный; · словесный

Методы обучения : · создание проблемной ситуации; · поисковый; · наглядно-иллюстративный; · словесный

Актуализация знаний. Формулировка темы урока

Актуализация знаний. Формулировка темы урока

Проверим. Ответьте на мои вопросы

Проверим. Ответьте на мои вопросы

Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой

Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой

Капли медленно сперва, А потом быстрей, быстрей

Капли медленно сперва, А потом быстрей, быстрей

Обобщение. - Подведём итог нашей работы

Обобщение. - Подведём итог нашей работы

Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку

Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку

Отзыв об открытом уроке литературного чтения по произведению

Отзыв об открытом уроке литературного чтения по произведению

Организация работы в группах 1 группа - организация прослушивания начала произведения «

Организация работы в группах 1 группа - организация прослушивания начала произведения «

Отзыв об открытогм уроке литературного чтения по произведению

Отзыв об открытогм уроке литературного чтения по произведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2021