Конспект логопедического подгруппового занятия по развитию связной речи с учащимися 1 дополнительного класса с общим недоразвитием речи
Тема: Пересказ рассказа «Котенок» Л. Толстой
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- формировать у детей навык построения связного монологического
высказывания.
- учить пересказывать художественный текст.
Коррекционно-развивающие:
- расширять знания детей о домашних животных;
- развивать самостоятельную связную речь;
- закреплять навык употребления имен существительных в
именительном падеже.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным,
которые находятся рядом.
Оборудование: текст рассказа Л. Толстого «Котенок», предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход занятия
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
||||||||||
1. Организационный момент. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Назови детёныша» - У овцы (кто?)… - У лошади… - У коровы… - У козы… - У кролика… - У свиньи… - У собаки… - У кошки… |
Ответы детей.
|
||||||||||
2. Объявление темы. - Ребята, сегодня мы с вами узнаем, какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой. |
Слушают. |
||||||||||
3. Работа с текстом. Чтение рассказа Л. Толстого «Котенок» с последующим обсуждением. Слова, непонятные для детей встречающиеся в тексте логопед объясняет детям, например амбар, щавель. - О ком этот рассказ? - Что случилось весной? - Что услышали дети, когда играли возле амбара? - Что сделал Вася? - Что он там увидел? - Куда побежала Катя? Что она принесла? - Что сделали дети, когда котята подросли? - Как выглядел котенок, которого выбрали дети? - Как обращались дети с котенком? - Куда однажды дети вышли погулять с котенком? - Почему они оставили котенка одного? - Кого увидели дети? - Какая опасность грозила котенку? - Как поступила Катя? А Вася? - Почему дети решили не брать больше котенка в поле? |
Ответы детей.
|
||||||||||
4.Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ Логопед повторно читает рассказ. |
Дети внимательно слушают. |
||||||||||
Физкультминутка «Котик» Выполнение движений по тексту стихотворения.
О. Высотская |
|
||||||||||
5. Продолжение пересказов детей. После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов. |
Составляют пересказы |
||||||||||
6. Итог занятия. Логопед (подводит итог занятия): - Как назывался рассказ, который мы пересказывали? - Кто его написал? - Какого котенка выбрали себе дети? - Как они к нему относились? - Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему? - Чему учит рассказ Л. Толстого? |
Ответы детей.
Рассказ Толстого «Котенок» учит любви к животным, стойкости, смелости и сочувствию. |
Использованная литература:
1.В.П. Глухов. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
2.В.В. Коваленко.Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе детей с ОНР. – М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
Приложение
Л. Толстой
Котенок
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
– Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
– Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
«Назад, назад!» – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.