Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.
Оценка 4.9

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
дефектология
2 кл—4 кл
20.11.2019
Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.
Цель: - Обучение дифференциации смешиваемых по оптико-кинестетическим признакам букв б-д; Задачи: - учить различать буквы б-д; - развивать зрительно-моторные координации; - развивать мелкую моторику; - формировать и развивать зрительное восприятие и представления; - расширять объём зрительной памяти; - развивать логическое мышление; - развивать звуко-буквенный анализ; фонематические процессы; - обогащать и уточнять словарный запас и др. Доп. См. презентацию к уроку.
Конспект к открытому уроку Буквы б-д.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока.

Тема:  

 

"Развитие 
оптико-кинестетических дифференцировок 
букв б-д."

 

 

 

                                                                                                         Составила и провела

                                                                                          Учитель-логопед

                                                                                          МБОУ многопрофильного лицея

                                                                                          села Малая Сердоба

                                                                                          Малосердобинского района

                                                                                          Пензенской области

                                                                                          Аверина О.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

 - Обучение дифференциации смешиваемых по оптико-кинестетическим признакам букв б-д;

 

Задачи:

 - учить различать буквы б-д;

 - развивать зрительно-моторные координации;

 - развивать мелкую моторику;

 - формировать и развивать зрительное восприятие и представления;

 - расширять объём зрительной памяти;

 - развивать логическое мышление;

 - развивать звуко-буквенный анализ; фонематические процессы;

 - обогащать и уточнять словарный запас и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                 Оргмомент

 

1. Налаживание контакта с гостями.

Л. - Ребята, в стали. Сегодня к нам пришли гости. Посмотрите, какие они красивые и добрые.

Давайте улыбнёмся им кивком головы, поздороваемся с ними. Присели.

 

2. Развитие мелкой моторики. Снятие напряжения.

Настрой на рабочий лад.

 Л.- Теперь посмотрите на меня и покажите мне ладошки. Наши пальчики тоже хотят поздороваться: «Пальчики здороваются». Потрясли ладошками. Сделали «замочек».

 

3. Развитие оптико-кинестетических представлений.

Л.- Рассмотрите элементы букв. Какие можно из них сложить буквы?  Найдите элементы на партах. Положите перед собой. Составьте буквы.

( Дети составляют из цветной бархатной бумаги буквы).                              

Л. - Какие буквы получились?

Д. – Получились буквы б и д.                                                                          

Л. – Придерживаем элементы буквы б левой рукой, а большим пальцем левой аккуратно обводим букву. Теперь обводим букву д.                                     

 

4. Сформировать тему занятия.

Л. – Сегодня мы будем различать буквы б и д.

 

II.             Основная часть.

1.     Сравнение букв занятия по начертанию.

Л. – Сколько элементов используется при написании каждой буквы?

Д. – При написании каждой буквы используется два элемента.

Л. – Какие элементы похожи?

Д. – Овалы.

Л. – Чем отличаются эти буквы?

Д. – У буквы б палочка идёт вверх и закругляется вправо, а у буквы д палочка идёт вниз и делает петлю влево.

 

2.     Соотнесение букв со звуками.

Уточнение артикуляции звуков.

Л. – Ребята, буква бэто значок для обозначения двух звуков? Каких?

Д. – б и бь.

Л. – Взяли зеркала. Произносим звуки б и бь. Какая преграда воздуху?

Д. – Губы.

Л. – Ребята, в слове губы есть тоже звук б. Произнесём губы. Что мы можем сказать про эти звуки, если есть преграда. Какие они?

Д. – Звуки б и бь согласные, звонкие.

Л. – А буква Д – это значок для каких звуков?

Д. – д и дь.

Л. – Взяли зеркало. Произносим д, дь. Что мы можем сказать про эти звуки? Какая преграда? Какие они?

Д. – Преграда  язык и дёсна. Звук согласный, звонкий.

Л. – Правильно кончик языка упирается в  дёсна верхних зубов. Послушайте слово дёсна. Что вы заметили?

Д. – В слове дёсна есть звук дь.

Л. – Молодцы.

 

3.  Сопоставление звуков по артикуляции.

Л. – Итак, общее: согласные, звонкие,

                  разное: преграды: б,бь – губы, д,дБ – дёсна.

 

3.     Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков перед зеркалом.

 

4.     Развитие слухового внимания  и памяти.

Л. – Поставьте правую руку на локоть и послушайте звуки, слоги, слова.

Поднимите ладошку вверх, если услышите звуки б,бь;

Если звуки д,дь опустите ладошку на парту;

Если звуков б,бь, д,дь зажмите руки в кулак.

Ряд звуков: б, д, в, и, д, щ, п, ть, дь, бь, пь,д;

Ряд слогов: ба, да, би, дя, фю, пе, бе, тё, ды;

Ряд слов: здравствуйте, привет, спасибо, дорога, до свидания, пока, ребята, весело,

малыши, дети. Какие слова со звуками занятия вы запомнили?

Д. - …

 

5.  Соотнесение букв с символами.

Сравнение буквы б с очертаниями белки

Сравнение буквы д с очертаниями дятла.

Л. – Сегодня на занятии нам будут помогать. А кто это вы угадаете сами.

Первая помощница: её имя состоит из 5 букв, начинается со звука бь и обозначаетживотное, которое прыгает по деревьям и любит  орешки.                                                 

Д. – Это белка.

Л. – Белка не только начинается со звука бь . Посмотрите буква б вписывается в силуэт белки, хвост которой направлен вверх.

 

 

 

 

Второй помощник: тоже из 5 букв, начинается со звука дь, обозначает птицу, которая «лечит деревья».

 

Д. –  Это дятел.

Л.- Посмотрите, когда дятел «лечит деревья» его хвост направлен вниз – хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол.

(Можно по-другому,  наши буквы спрятались. Буква б в силуэт белки, хвост которой направлен вверх. А буква д – в силуэт дятла. Смотрите, когда дятел «лечит деревья» его хвост направлен вниз – хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол.)

 

Итак, запоминаем наши опоры:

Звуки б, бь – преграда зубы, буква б – хвост белки;

Звуки д, дь – преграда дёсны, буква д – хвост дятла.

 

Л. – Взяли карточки с белкой и дятлом, положили перед собой. Обводим синей ручкой силуэт белки, хвост вверх, стукнули по точке. Обводим зелёной ручкой силуэт дятла, хвост вниз. Стукнули по точке.

 

      6.  Развитие представлений о буквах занятия.

Развитие зрительного восприятия и внимания (концентрации и переключения).

Л. – Посмотрите на доску. Белка и дятел написали свои любимые буквы, но некоторые из них записали неверно.  У вас лежат таблички на партах. Обведите синей ручкой буквы б и зелёной – д.

      Проверяем. Сверьте с другими табличками.

      Взаимопроверка. Поменяйтесь с соседом рабочими таблицами и зачеркните красным 

      цветом все неправильные знаки.

      7.  Развитие зрительного гнозиса и пространственной ориентировки.

      Л. – Взяли сигнальные карточки – б и д. Посмотрите на доску. Покажите, какую  

      букву вы видите?

       – Где она расположена? (к 3,4 слайду).

      1.

                              2.                 3.            

 

          

                                                    

     3.                                                                4.    

 

      9.  Работа с карточками. Дописывание элементов.  

Л. – Взяли карточки с овалами. Допишите буквы по образцу. Синий овал – вверх – б, зелёный овал – вниз – д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


10.  Дифференциация букв б-д в слогах

      Чтение слоговых таблиц.

Л. – На доске белка и дятел написали слоги, но потеряли элементы слоги. Подсказки – палочки вверх – б и вниз – д. Читаем по цепочке, первый столбик Саша и т.д.

 


о а – о а – о я – о я

 


о у – о у – о ю – о ю

 


о о  - у о – о о – у о

 


о и – о и – о ё – о ё

Запомните каждый свою строку.

 

11.       Работа с тетрадями.

Открываем тетради. Записываем число – 13 февраля.

Тема: Буквы б-д.

Чистописание. На полях букву Ч. Записываем чередование букв б-д.

 На следующей строчке вспомните и запишите каждый свою строку; как запомнили.

     

       12. Развитие зрительного восприятия.

       Работа с числовым рядом.

        Л. – Каких животных вы видите? В названии каких есть звуки б,бь, д,дь? Какие по счету? Если трудно смотрим по числовому ряду на ваших столах.

                                

       

Д. – медведь д - 3 и 6.

             - собака б- 3.

 

12.     Развитие логического мышления.

       Отгадайте слова кроссворда и наши герои подарят вам отдых.

      

 

 

 

 

 

 

 

1.

б

е

л

к

а

 

 

 

 

2.

м

е

в

е

д

ь

 

 

 

 

3.

д

я

т

е

л

 

 

 

 

 

 

 

4.

б

у

к

в

ы

 

 

 

 

 

5.

в

о

р

о

б

е

й

 

 

 

 

 

 

1.     Кто по ёлкам ловко скачет и влезает на дубы?

     Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?

2.     Зимой спит, летом ульи ворошит?

3.     Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я враг, а деревьям друг?

4.     Тридцать три сестрички ростом невелички.

Если знаешь их секрет, то на всё найдёшь ответ?

5.     Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй не робей – это кто?

Л. – Какое слово лишнее? Почему?

     – На какие две группы можно разделить остальные слова?

Д. – Звери и птицы.

 

15.  Физкультминутка.

Положили руки перед собой. Солнышко спит.

Представили лес.

Белый снег,

Белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела

Белой белка не была.

Она летом рыженькая,

А зимой – серенькая.

Солнышко проснулось, потянулось, ударила молния, грянул гром. Пошёл дождь Стало тихо-тихо. Природа дышит.

 

         16.   Дифференциация букв б-д в словах.

            Л. – Белке и дятлу нравятся с вами играть. Они приготовили новое задание.

               Они зашифровали слова. Попробуйте их прочитать.

              о елка                 о а оушка                                 оорога

             

              о рузья                о еоушка                                 олины

              

              о ятел                  зоравствуйте                        спасиоо

          Л. – Запишите упр. 16. Спишите слова в 2 столбика: слева с б – синим цветом,

              справа с д – зелёным цветом.

           

 

               Работа со словами паронимами. Модели слов.

         

                         очка                             ал                    про       ел

   

              Л. – белка и дятел играли со словами. Они вставляли буквы в слова. Каждый хотел вставить свою букву. Что же получилось?

                

              Л. – Белка делала в лесу запасы на зиму. Дятел решил ей помочь. Вместе они нашли много орешков, шишек, жёлудей и грибов. Рассмотрите внимательно дары леса.

(Раздаются карточки с контурными изображениями грибов, шишек, орехов. На них написаны слова:

*о*рота            *удильник              *людце             *есе*а

*руж*а             о*е*ать                   *о*авка            *лаго*арность

*оро*а              *убрава                   спаси*о           *рузья

Л. – Какие слова вам показались сложными?

Какие слова незнакомы?

Запишите сои слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы: б – синим цветом,

а д – зелёным.

 

 

 

(Доп. Задания.

1.     Прочитайте слова и подберите «наоборот».

Далеко –

Злой –

Ночь –

Чёрный –

2.

  

Упр. 19. Зашифруйте сами предложение при помощи букв б и д по образцу:

Дружба   детей  –  хорошее   дело.

Д      б     д          –  _______   д               

Мы будем беречь природу!

 

 17.  Дифференциация букв б-д на уровне предложения.

     Дятел очень любит чистоговорки. А белка пошутила и стерла все буквы б и д.

     Вставьте их и запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы разным цветом. Упр. 17.

*уквы Б и Д играли слово к слову подбирали.

«Хо*ит Лю*а возле *у*а

Лю*о нам смотреть на Лю*у».

Л. – объясните значения слов: Люба и любо.

Назовите слова из чистоговорки для белки.

     

 

  Упр. 18. Графический диктант.

Белочка.

У детей в саду в большой клетке жила белочка. Все дети лю­били белочку. Но больше всех любила белочку Люба. Она каж­дый день давала белочке яблоки.

      

9. Развитие зрительного восприятия

и зрительного внимания.

Всё не так в стране Зеркальной,

Все наоборот буквально!

Здесь не знаешь, с кем дружить -

В зеркалах печально жить.

Ты расставь всё по местам -

И порядок 6vneт там!

 

Логопед: Попробуйте прочитать этот текст.

 

 

 

 

Что, не получается? Как же справиться с этой задачей? Может, попробовать сделать всё наоборот: прочитать его не слева направо, а справа налево? Что у вас получилось? За­пишите текст, укажите буквы занятия.

                                                          

                                         Медвежонок.

Охотнику принесли медвежонка.

Попав в комнату, медвежонок не струсил.

Он почувствовал себя свободно.

В комнату незаметно вошла охотничья собака.

Она сразу почувствовала медвежонка.

Собака сделала стойку перед маленьким гостем.

Медвежонок забился в угол и стал смотреть.

Собака понюхала его и отошла в сторону.

Медвежонок затих, успокоился и уснул в углу.

 

Логопед: Назовите из рассказа слова с буквой, состоящей из двух одинаковых элементов, слова со сходной с ней по на­чертанию буквой, слова с обеими буквами.

 

Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Составление предложений.

 

 

 

 

 

 Посмотри, в таблице скрылась фраза.

 

 

Что это за фраза? Отгадать загадку вам поможет этот ключ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Б

Е

К

Н

Ш

Ь

У

И

П

Ц

З

А

Е

Е

Е

К

З

Р

Д

Т

Д

Д

Н

Д

Б

Х

У

Б

Р

У

В

Ы

Р

Ы

А

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Логопед: Запишите пословицу и укажите в словах нали­чие букв б и д.

 

Работа с деформированным текстом.

Л. – белка и дятел поссорились и перепутали все слова в предложении, теперь я не могу ничего понять:

 

Жёлуди, в, кабан, лесу, нашёл.

 

III.     Итог занятия

Л. – Друзья так заигрались с нами, что не заметили, как окончилось занятие. Пришла пора прощаться.

Во вторник и вновь придут и продолжат играть с нами.

 - Подберите для белочки и для дятла на прощанье доброе слово или словосочетание с их любимыми буквами:

До свидания,

До скорой встречи, до вторника,

Мы рады были встрече с вами.

Рады были познакомиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 6

 

Прочитай послание дятла и попробуй догадаться, о чём он писал?

 

Старику,  опорой  …у … ь,

                      Малышей  не  …ай  в  о ... и ...,

Уступай  …ольному    путь

                      И  скамейку   инвали...у.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.

Конспект логопедического занятия: Дифференциация букв б-д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2019