Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в весенний лес"

  • docx
  • 16.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Путешествие в лес.docx

Логопедическое занятие в старшей логопедической группе на тему «Путешествие по весеннему лесу.

Коррекционно –развивающие цели:

- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, деревьев, кустарноков, о погодных условиях в весеннее время.

- Расширять и активизировать словарь детей по данной теме.

- Закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными.

Коррекционно – развивающие цели:

- развитие силы и продолжительности выдоха;
- развитие слухового внимания и памяти, логического невербального мышления;
- развитие пальчиковой моторики и координации общих движений;

Коррекционно – воспитательные задачи:

- воспитание любви к окружающей природе, навыков самоконтроля.

 - Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Оборудование: картинки с изображением весны, изображения деревьев без листьев, листья, картинка с изображением дерева и кустарника, игра «Четвертый лишний», картинка животные весной, картинки животные и их детеныши, шарики су- джоку.

 

1.     Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.

 

Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте:

 

Стала теплою погода,
Светит солнце, и природа
Пробудилась ото сна
В гости к нам пришла …

- Верно, весна.

 

- Ребята, хотите поехать в интересное путешествие? Я предлагаю отправиться на прогулку в весенний лес. Предлагаю поехать в весенний лес на машине,

 

Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем-выключаем.
Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают стекла,
Вправо-влево - чистота,
Волосы взъерошит ветер,
Мы шоферы - хоть куда!

 

1.     Дыхательная гимнастика.

- Вот мы с вами и очутились в весеннем лесу. В лесу дышится легко, сделайте глубокий вдох носом, а выдохните через ротик.

 

       2. Посмотрите еще весенние капельки капают. Давайте попробуем    повторить за ними.

Дети хлопают в ладоши, выполняя ритм.

 

       3.Игра "Правильно - неправильно"

            - Давайте вспомним, какие признаки весны вы знаете? (Ответы детей)
              Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру "Правильно - неправильно", если вы             услышите правильный признак весны, то давайте хлопнем в ладоши.

Наступила весна. Снег тает. Затрещали сильные морозы. Прилетели перелетные птиц. Дети надели теплые шубы, валенки. Побежали ручьи. Началась метель, вьюга. С сосулек капает. Начался листопад. Созрели ягоды.
- Правильно, ребята.

 

4.     Дидактическая игра "Назови, какая погода?"

Какая погода бывает весной, если идет дождь? (дождливая)
Если дует ветер (ветреная)
Если на улице холодно, какая погода? (холодная)
Если пасмурно (пасмурная)
Если сыро (сырая)
Если на улице тепло, какая погода? (теплая)
Если солнечно (солнечная)
Если ясно. (ясная)

 

5.     Мы с вами в весеннем лесу. А в лесу растет много кустов и деревьев. А какие деревья вы знаете?

Ответы детей.

- Ребята посмотрите здесь на коврике лежат листья, которые упали с деревьев, давайте мы их поднимем и отнесем к своему дереву. Разбудим деревья.

 

6.     А чем отличаются кусты от деревьев?

- Деревья высокие, а кусты низкие.

- У деревьев 1 ствол, а у кустов стволов много.

- У деревьев ветки тонкие, а у деревьев толстые.

- У деревьев кора толстая, а у деревьев тонкая.

 

7.     - Вы многое рассказали об особенностях деревьев и кустарников. И чтобы проверить ваши знания сыграем в игру, хорошо всем известную. Она называется «Четвертый лишний».
Ø Дуб, береза, тополь, шиповник;
Ø Клен, сосна, крыжовник, ива;
Ø Ясень, смородина, крыжовник, малина,
Ø Малина, верба, шиповник, береза;
Ø Ель, липа, яблоня, смородина.

 

8.     В лесу не только много деревьев и кустов. В лесу весной просыпаются животные.

 

9.     Давайте с вами вспомним, какие изменения происходят весной в жизни животных? (Ответы детей) Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей. Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство.

 

Давайте вспомним, какие животные живут в лесу, и как называются их детеныши.
- Отвечать нужно полным ответом, начать со слов "В лесу живут…"

       В лесу живут волки и волчата.
       В лесу живут медведи и медвежата.
       В лесу живут лисы и лисята.

В лесу живут белки и бельчата.
В лесу живут волки и волчата.
В лесу живут лоси и лосята...

 

 

10. - И мы с вами сейчас превратимся в медвежат и узнаем, как они просыпаются после зимней спячки. А поможет нам превратиться в медвежат моя волшебная палочка. Перед началом упражнения педагог подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него рукой или блестящей указкой ("волшебной палочкой") со словами:

- Вы сегодня не ребята,
- Вы – смешные медвежата.
Мы веселые ребята,

Наше имя медвежата.

- Медвежата сладко спят, (Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закрывают глаза)
- И расслабленно сопят. (Спокойно и глубоко дышат)
- Солнце глянуло в окошко,

Все зажмурились немножко. (Крепко зажмуривают глаза)
- Медвежата, хватит спать! (Широко открывают глаза)
- Вам давно пора вставать.
- Медвежата все проснулись, (Потянулись, улыбнулись, с напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке)

- Любят мишки чистоту.
- Умываться все идут
- Кран, откройся. (Имитируют движение руки при открывании крана)
- Нос, умойся. (Проделывают поглаживающие вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон)
- Мойтесь сразу оба глаза, (Выполняют круговые массирующие движения по векам)
- Лоб и щеки. (Разглаживают лоб от центра к вискам. Растирают щеки)

Мойся, шейка. (Растирают шею, поворачивая голову вправо – влево)
- Ручки, мойтесь хорошенько. (Растирают руки)
- Словно щеткой язычком.
- Чистить зубы мы начнем. (Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях)
- Принюхались медвежата. (Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот)

Что – то пахнет непонятно. (Повторяют упражнение 3 – 5 раз)
- Очень вкусно. Это мед!
- Мама к завтраку нас ждет.
- Медвежата мед лакали
- Потом губки облизали. (Облизывают губы в направлении вперед – назад, рот держат открытым)

- Надо чай горячий пить,
- Но сначала остудить. (Кистью руки изображают чашечек)
- Вы, медвежата не ленитесь,
- Сперва подуйте. (Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на "чашку" в руке)
- Потом попейте. (Имитируют "питье" из "чашки)
- А после улыбнитесь. (Растягивают губы в улыбке)
- Завтрак съеден. Молодцы!

 

11. А сейчас угадаем загадку.

Глазки угольки,
Ножки коротки.
Гладить он себя не просит,
Потому что иглы носит. (Ёжик)

Пальчиковая гимнастика с использованием су-джок шариков

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (катают шарик по большому пальцу вперед назад)
Очень-очень колкие. (катают шарик по указательному пальцу)

Хоть и ростом ёжик мал, (катают шарик по среднему пальцу)
Нам колючки показал, (катают шарик по безымянному пальцу)
А колючки тоже (катают шарик по мизинцу вперед-назад)
На ежа похожи. (катают Су-Джок между ладонями)

- Дети, весной природа просыпается от долгого сна, сейчас мы своими голосами поможем весне пробудить лес.

 

12. В лесу весной просыпается все вокруг и даже насекомые. Мы сейчас с вами поговорим с насекомыми на их языке.

 

За-за-зу, за-за-жа
Зы-зо-жа, жа-жу-жи
СА-со-су, СА-СА- ша
Ша-шу-ши.

 

13. Ну что прогулялись по весеннему лесу, а теперь пора домой. На чем мы приехаи?

 

Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем-выключаем.
Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают стекла,
Вправо-влево - чистота,
Волосы взъерошит ветер,
Мы шоферы - хоть куда!

 

14. Расскажите где мы были? А что мы делали?


 

15.