Тема: «Звуки к –г »
Цели:
Образовательные:
Закрепление понятия звук к-г;
Закрепление знаний о механизме образования звуков;
Закрепление и уточнение словаря по теме «Спортивный инвентарь»;
Формирование навыков различения звуков.
Коррекционные:
Закрепление условно-рефлекторных связей на данные звуки;
Закрепление отличительных параметров артикуляционных, акустических отличий в чужой и в самостоятельной речи;
Закрепление звуков в слогах, словах, предложениях и тексте;
Закрепление навыков контроля за правильным произношением в самостоятельной речи.
Воспитательные:
Коррекция личности ребёнка в целом;
Воспитание любви к занятиям спортом;
Воспитание уважения к своим товарищам, учителю – логопеду.
Оборудование: зеркала, артикуляционные профили, сюжетные картинки, схемы анализа артикуляции звуков, схема характеристики звука.
Ход занятия
Этапы занятия |
Время |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
1. Орг.момент |
1мин. |
Прозвенел уже звонок Начинается урок. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. |
- Здравствуйте. |
2. Речевая гимнастика. |
3мин. |
- Сейчас мы с вами будем выполнять речевую гимнастику. а) Дыхательная гимнастика. - Молодцы. б) Артикуляционная гимнастика. «Улыбка» Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам, Потяну и перестану И несколько не устану. Логопед показывает, а затем дети под счёт выполняют. «Открыть рот и подержать его несколько секунд открытым» «Пила» (под счёт) «Сдуй снежинки с ладони». |
Дети выполняют речевую гимнастику. |
3. Сообщение темы. |
3мин. |
- Ребята, посмотрите на картинки и назовите, что на них изображено. Показываю картинки «гиря», «гантели», «скакалка», «коньки». - Назовите первый звук в слове «гиря». - Назовите первый звук в слове «гантели». - Какой второй звук в слове «скакалка»? - Какой четвёртый звук в слове «коньки»? - Ребята, скажите, как одним словом можно назвать все эти предметы? - Ребята, давайте прочитаем тему нашего урока, но для этого сложить ленту. - Давайте вместе прочитаем тему нашего урока. - Сегодня на занятие мы будем: 1. слушать и произносить звуки; 2. определять место звука в слове; 3. читать и писать; 4. определять количество слов в предложении; 5. составлять схемы предложений. При объявлении целей используется схема. - Итак, чему мы будем учиться на занятии? |
Дети называют картинки.
- В слове первый звук «гь». - В слове «гантели» первый звук «г». - В слове «скакалка» второй звук «к». - В слове «коньки» четвёртый звук «кь».
- Спортивные принадлежности. Дети по цепочке прикрепляют по 1 куску ленты на доске. -«Различай звуки «к-г».
Дети отвечают.
|
4. Произношение звуков в изолированном виде. |
4мин |
Логопед вывешивает картинку на доску и задаёт вопрос. - На небе светило яркое солнышко, но вдруг надвинулась большая дождевая туча. На землю стали падать большие дождевые капли. «к-к-к-к» - Давайте вместе произнесём этот звук. - На этом дождь не прекратился, и навстречу большой тучи набежала маленькая дождевая тучка. Из неё стали капать маленькие капельки. «кь-кь-кь-кь» - Давайте вместе произнесём этот звук. - Дождик закончился, выглянуло солнышко, и на полянку вышел гусь и загоготал: «г-г-г-г» Вывешивается картинка с изображением гуся. - Представьте, что вы большие гуси. Давайте вместе произнесём этот звук. - Вслед за большим гусем вышел маленький гусёнок и загоготал: «гь-гь-гь-гь» - Произнесите звук. - Молодцы. |
«к-к-к-к»
«кь-кь-кь-кь»
«г-г-г-г»
«гь-гь-гь-гь» |
5. Анализ артикуляции звуков. |
5мин. |
- Дадим характеристику артикуляции звуков «к-кь» (используется схема анализа артикуляции) - Возьмите зеркало и произнесите звуки «к-кь». -Что вы можете сказать про губы?
- Что вы можете сказать про зубы?
- Что вы можете сказать про язык?
- Подставьте ладонь ко рту и произнесите звуки «к-кь». - Что вы можете сказать про воздушную струю?
- Положите ладонь на горлышко и произнесите звуки «к-кь». - Что вы можете сказать про голосовые связки?
- Дадим характеристику артикуляции звуков «г-гь». (используется схема анализа артикуляции) - Возьмите зеркало и произнесите звуки «г-гь». -Что вы можете сказать про губы?
- Что вы можете сказать про зубы?
- Что вы можете сказать про язык?
- Подставьте ладонь ко рту и произнесите звуки «г-гь». - Что вы можете сказать про воздушную струю?
- Положите ладонь на горлышко и произнесите звуки «г-гь». - Что вы можете сказать про голосовые связки?
- Ребята, чем отличается артикуляции звуков «к-кь – г-гь»?
|
Дети смотрят в зеркало и произносят звуки «к-кь».
- Губы приоткрыты, в полуулыбке.
- Зубы сближены, между ними щель.
- При произнесении звука «к» кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. - При произнесении звука «кь» кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба.
- Воздушная струя сильная, прерывистая, тёплая.
- Голосовые связки не работают.
Дети смотрят в зеркало и произносят звуки «г-гь».
- Губы в полуулыбке.
- Зубы сближены, между ними щель.
- При произнесении звука «г» кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. - При произнесении звука «гь» кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба.
- Воздушная струя сильная, прерывистая, тёплая.
- Голосовые связки работают, горло дрожит.
- При произнесении звуков «к-кь» - голосовые связки не работают, а при произнесении звуков «г-гь» голосовые связки работают. |
6. Характеристика звуков. |
3мин. |
- Ребята, откройте тетради и запишите число и показы. - Ребята, что вы можете сказать про звуки «к-кь»? Почему они согласные?
- Что ещё можно сказать про эти звуки? - Ребята, что вы можете сказать про звуки «г-гь»?
- Произнесите ещё раз поочерёдно звуки «к-кь-г-гь». - Чем различаются эти звуки?
|
Дети выполняют задание. - Звуки «к-кь» согласные. Согласные, так как при произнесении есть преграда. Дети выходят к доске и по цепочке составляют схему характеристики звуков. Один ребёнок у доски, а остальные в тетради.
- Звуки «к-кь»- глухие, а звуки «г-гь»- звонкие. |
7. Связь звука с буквой.
Физкультминутка |
4мин.
2мин. |
- Ребята, скажите, как на письме мы обозначаем звуки? - Чем отличаются буквы от звуков?
- Как называется буква, которая обозначает звуки «к-кь»? Вывешивается картинка с печатными и письменными буквами Кк. *Два столба стояли рядом, Вдруг один переломился И к другому прислонился. - Посмотрите на письменную букву «К» заглавную и «к» строчную. - Из скольких элементов состоят эти буквы?
- Как называется буква, которая обозначает звуки «г-гь»? (вывешивается буква Гг) * Букву на плече носил, На лугу траву косил. - Из скольких элементов состоит заглавная буква «Г»? - Из скольких элементов состоит строчная буква «г»? - Ребята, посмотрите ещё раз, как пишутся письменные буквы Гг и Кк. - Ребята, сейчас я буду диктовать буквы, а вы будете внимательно слушать и записывать. 1 з.б. «ка», 2 стр.б. «ка», 2стр.б. «гэ», 3 з.б. «гэ» и т.д.
|
- На письме звуки мы обозначаем буквами. - Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем.
- Буква «ка».
- Из двух элементов. - Буква «гэ».
- Из двух элементов.
- Из одного элемента.
Дети записывают поддиктовку.
Дети выполняют физкультминутку.
|
8. Работа по развитию фонематического слуха: а)дифференциация звуков в слогах.
б)дифференциация звуков в словах.
в)дифференциация звуков в предложениях.
г)дифференциация звуков в тексте. |
5мин
5мин.
6мин
5мин. |
- Ребята, сегодня мы учимся не только различать звуки, но и говорим о спортивном инвентаре. На доске вы видите мячи. Они пронумерованы. Давайте прочитаем задание, которое написано на первом мяче: 1 задание: на столах у вас лежат карточки, на которых написаны буквы «к» и «г». Сейчас я буду называть слоги, а вы как услышите слог со звуком «к» поднимайте карточку с буквой «ка», а когда услышите слог со звуком «г» поднимайте карточку с буквой «гэ». Ко, на, гу, ке, па, ка и т.д. 2 задание: Сейчас я буду показывать карточки, на которых написаны слоги. Вы должны записать слоги с буквой «ка» в первую строчку, а слоги с буквой «гэ» во вторую строчку. Логопед показывает карточки. - Молодцы. 3 задание: А теперь поиграем с вами. Я буду называть слова, а вы как услышите слово со звуком «ка» или «гэ» поднимайте соответствующую карточку. Будьте внимательны. Гиря, скакалка, мячики, гантели, коньки, ракетка. - Как одним словом можно назвать все эти слова? Игра «Забрось мяч в корзину» На доске висят мячи, на которых написаны слоги «ру», «га», «ке» и корзины на которых написаны слоги «ды», «раж», «ка». - Запишите слова, которые получились и дайте характеристику звуков, которые мы учимся различать. - Дайте характеристику звуков. - Скажите, какое слово можно отнести к спортивной тематике? - Ребята, сегодня утром я нашла письмо от Незнайки, но мне кажется, что в нём много ошибок. Вывешиваю письмо на доску. - Сейчас вы будете учителями.
Икорь и Гирилл занимаются спортом. Икорь любит гататься на гоньках. А Гирилл любит поднимать кирю и кантели. Ребята, занимайтесь спортом! - Как вы думаете, почему Незнайка нам дал такой совет? - Зачем нужно заниматься спортом? - Давайте составим схему первого предложения. Посчитайте сколько слов в первом предложении. - Назовите первое слово? - Назовите второе слово? - Назовите третье слово? - Назовите четвёртое слово? - Назовите пятое слово? - С какой буквы пишется первое слово в предложении?
- С какой буквы пишутся имена?
- Рисуем вместе со мной схему предложения в тетрадь. - В каком слове встречаются звуки «к-кь» и «г-гь»? - Дайте характеристику этих звуков. (аналогично разбирается второе предложение) 4 задание: - Ребята, а сейчас я буду читать вам стихотворение, а вы слушайте внимательно. Пишет Миша-Михаил: «дед Герасим гол забил». Все читают, восклицают: - Ай да старый, гол забил! Дать во все газеты Дедовы портреты! - Нет, - сказал Сердито дед, - Мишкин дайте в них портрет! Писал диктовку в школе, А думал о футболе. Оттого – то КОЛ Превратился в ГОЛ, И за этот ГОЛ Получил он КОЛ! - В чём заключается ошибка Михаила? - Какие два значения имеет слово «кол»?
- Молодцы. |
Дети выполняют задание.
Дети записывают слоги и дают их характеристику.
Дети выполняют задание.
- Спортивные принадлежности. Дети у доски соединяют мячи с корзинами и записывают слова в тетрадь.
- Слово «кеды», так как это спортивная обувь.
Дети по цепочке выходят к доске и исправляют ошибки.
- В первом предложении пять слов. - «Игорь» - «и» - «Кирилл» - «занимаются» - «спортом»
- Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
- Имена пишутся с заглавной буквы. Дети выполняют задание.
Дети выполняют задание.
Дети высказывают своё мнение.
- Кол-это оценка, а также палка с заострённым верхом. |
9.Итог занятия. |
2мин. |
- Чем мы сегодня занимались на уроке? - Чему учились на уроке? - Чем отличается артикуляция звуков «к-кь» и «г-гь»? |
Дети отвечают на вопросы. |
10.Оценивание. |
1мин. |
Логопед делает вывод. Словесно оценивает детей. |
|
11.Домашнее задание. |
1мин. |
- Ребята, дома потренируйтесь придумывать слова, в названии которых есть звуки «к-кь» и «г-гь». - До свидания. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.