Конспект логопедического занятия по дифференциации к-г
Оценка 5

Конспект логопедического занятия по дифференциации к-г

Оценка 5
docx
22.01.2020
Конспект логопедического занятия по дифференциации к-г
конспект логопедического занятия по дифференциации звукоа к-г.docx

 

Тема: «Звуки к –г  »

Цели:

Образовательные:

Закрепление понятия звук к-г;

Закрепление знаний о механизме образования звуков;

Закрепление и уточнение словаря по теме «Спортивный инвентарь»;

Формирование навыков различения звуков.

Коррекционные:

Закрепление условно-рефлекторных связей на данные звуки;

Закрепление отличительных параметров артикуляционных, акустических отличий в чужой и в самостоятельной речи;

Закрепление звуков в слогах, словах, предложениях и тексте;

Закрепление навыков контроля за правильным произношением в самостоятельной речи.

Воспитательные:

Коррекция личности ребёнка в целом;

Воспитание любви к занятиям спортом;

Воспитание уважения к своим товарищам, учителю – логопеду.

Оборудование: зеркала, артикуляционные профили, сюжетные картинки,  схемы анализа артикуляции звуков, схема характеристики звука.

 

 

Ход занятия

Этапы занятия

Время

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Орг.момент

1мин.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Здравствуйте.

2. Речевая гимнастика.

3мин.

- Сейчас мы с вами будем выполнять речевую гимнастику.

а) Дыхательная гимнастика.

- Молодцы.

б) Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка»

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам,

Потяну и перестану

И несколько не устану.

Логопед показывает, а затем дети под счёт выполняют.

«Открыть рот и подержать его несколько секунд открытым»

 «Пила» (под счёт)

«Сдуй снежинки с ладони».

Дети выполняют речевую гимнастику.

3. Сообщение темы.

3мин.

- Ребята, посмотрите на картинки и назовите, что на них изображено.

Показываю картинки «гиря», «гантели», «скакалка», «коньки».

- Назовите первый звук в слове «гиря».

- Назовите первый звук в слове «гантели».

- Какой второй звук в слове «скакалка»?

- Какой четвёртый звук в слове «коньки»?

- Ребята, скажите, как одним словом можно назвать все эти предметы?

- Ребята, давайте прочитаем тему нашего урока, но для этого сложить ленту.

- Давайте вместе прочитаем тему нашего урока.

- Сегодня на занятие мы будем:

1. слушать и произносить звуки;

2. определять место звука в слове;

3. читать и писать;

4. определять количество слов в предложении;

5. составлять схемы предложений.

При объявлении целей используется схема.

- Итак, чему мы будем учиться на занятии?

Дети называют картинки.

 

 

 

 

- В слове первый звук «гь».

- В слове «гантели» первый звук «г».

- В слове «скакалка» второй звук «к».

- В слове «коньки» четвёртый звук «кь».

 

- Спортивные принадлежности.

Дети по цепочке прикрепляют по 1 куску ленты на доске.

-«Различай звуки «к-г».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

4. Произношение звуков в изолированном виде.

4мин

Логопед вывешивает картинку на доску и задаёт вопрос.

- На небе светило яркое солнышко, но вдруг надвинулась большая дождевая туча. На землю стали падать большие дождевые капли.

«к-к-к-к»

- Давайте вместе произнесём этот звук.

- На этом дождь не прекратился, и навстречу большой тучи набежала маленькая дождевая тучка. Из неё стали капать маленькие капельки.

«кь-кь-кь-кь»

- Давайте вместе произнесём этот звук.

- Дождик закончился, выглянуло солнышко, и на полянку вышел гусь и загоготал:

«г-г-г-г»

Вывешивается картинка с изображением гуся.

- Представьте, что вы большие гуси. Давайте вместе произнесём этот звук.

- Вслед за большим гусем вышел маленький гусёнок и загоготал:

«гь-гь-гь-гь»

- Произнесите звук.

- Молодцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

«к-к-к-к»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«кь-кь-кь-кь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«г-г-г-г»

 

 

 

 

«гь-гь-гь-гь»

5. Анализ артикуляции звуков.

5мин.

- Дадим характеристику артикуляции звуков «к-кь»

(используется схема анализа артикуляции)

- Возьмите зеркало и произнесите звуки «к-кь».

-Что вы можете сказать про губы?

 

- Что вы можете сказать про зубы?

 

- Что вы можете сказать про язык?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Подставьте ладонь ко рту и произнесите звуки «к-кь».

- Что вы можете сказать про воздушную струю?

 

- Положите ладонь на горлышко и произнесите звуки «к-кь».

- Что вы можете сказать про голосовые связки?

 

- Дадим характеристику артикуляции звуков «г-гь».

(используется схема анализа артикуляции)

- Возьмите зеркало и произнесите звуки «г-гь».

-Что вы можете сказать про губы?

 

 

- Что вы можете сказать про зубы?

 

- Что вы можете сказать про язык?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Подставьте ладонь ко рту и произнесите звуки «г-гь».

- Что вы можете сказать про воздушную струю?

 

 

- Положите ладонь на горлышко и произнесите звуки «г-гь».

- Что вы можете сказать про голосовые связки?

 

- Ребята, чем отличается артикуляции звуков «к-кь – г-гь»?

 

Дети смотрят в зеркало и произносят звуки «к-кь».

 

 

 

- Губы приоткрыты, в полуулыбке.

 

- Зубы сближены, между ними щель.

 

- При произнесении звука «к» кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба.

- При произнесении звука «кь» кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба.

 

 

- Воздушная струя сильная, прерывистая, тёплая.

 

 

 

- Голосовые связки не работают.

 

Дети смотрят в зеркало и произносят звуки «г-гь».

 

 

 

- Губы в полуулыбке.

 

 

 

 - Зубы сближены, между ними щель.

 

  - При произнесении звука «г» кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба.

- При произнесении звука «гь» кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба.

 

 

 

- Воздушная струя сильная, прерывистая, тёплая.

 

 

 

- Голосовые связки работают, горло дрожит.

 

- При произнесении звуков «к-кь» - голосовые связки не работают, а при произнесении звуков «г-гь» голосовые связки работают.

6. Характеристика звуков.

3мин.

- Ребята, откройте тетради и запишите число и показы.

- Ребята, что вы можете сказать про звуки «к-кь»? Почему они согласные?

 

 

- Что ещё можно сказать про эти звуки?

- Ребята, что вы можете сказать про звуки «г-гь»?

 

 

 

 

 

- Произнесите ещё раз поочерёдно звуки «к-кь-г-гь».

- Чем различаются эти звуки?

 

Дети выполняют задание.

- Звуки «к-кь» согласные. Согласные, так  как при произнесении есть преграда.

Дети выходят к доске и по цепочке составляют схему характеристики звуков. Один ребёнок у доски, а остальные в тетради.

 

 

 

- Звуки «к-кь»- глухие, а звуки «г-гь»- звонкие.

7. Связь звука с буквой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

4мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2мин.

- Ребята, скажите, как на письме мы обозначаем звуки?

- Чем отличаются буквы от звуков?

 

- Как называется буква, которая обозначает звуки «к-кь»?

Вывешивается картинка с печатными и письменными буквами Кк.

*Два столба стояли рядом,

  Вдруг один переломился

  И к другому прислонился.

- Посмотрите на письменную букву «К» заглавную и «к» строчную.

- Из скольких элементов состоят эти буквы?

 

- Как называется буква, которая обозначает звуки «г-гь»?

(вывешивается буква Гг)

* Букву на плече носил,

   На лугу траву косил.

- Из скольких элементов состоит заглавная буква «Г»?

- Из скольких элементов состоит строчная буква «г»?

- Ребята, посмотрите ещё раз, как пишутся письменные буквы Гг и Кк.

- Ребята, сейчас я буду диктовать буквы, а вы будете внимательно слушать и записывать.

1 з.б. «ка», 2 стр.б. «ка», 2стр.б. «гэ», 3 з.б. «гэ» и т.д.

 

 

- На письме звуки мы обозначаем буквами.

- Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем.

 

 

- Буква «ка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Из двух элементов.

- Буква «гэ».

 

 

 

 

 

 

- Из двух элементов.

 

- Из одного элемента.

 

 

 

Дети записывают поддиктовку.

 

 

 

 

Дети выполняют физкультминутку.

 

8. Работа по развитию фонематического слуха:

а)дифференциация звуков в слогах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)дифференциация звуков в словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)дифференциация звуков в предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г)дифференциация звуков в тексте.

 

 

 

 

5мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5мин.

- Ребята, сегодня мы учимся не только различать звуки, но и говорим о спортивном инвентаре. На доске вы видите мячи. Они пронумерованы. Давайте прочитаем задание, которое написано на первом мяче:

1 задание: на столах у вас лежат карточки, на которых написаны буквы «к» и «г». Сейчас я буду называть слоги, а вы как услышите слог со звуком «к» поднимайте карточку с буквой «ка», а когда услышите слог со звуком «г» поднимайте карточку с буквой «гэ».

Ко, на, гу, ке, па, ка и т.д.

2 задание: Сейчас я буду показывать карточки, на которых написаны слоги.

Вы должны записать слоги с буквой «ка» в первую строчку, а слоги с буквой «гэ» во вторую строчку.

Логопед показывает карточки.

- Молодцы.

3 задание: А теперь поиграем с вами. Я буду называть слова, а вы как услышите слово со звуком «ка» или «гэ» поднимайте соответствующую карточку.

 Будьте внимательны.

Гиря, скакалка, мячики, гантели, коньки, ракетка.

- Как одним словом можно назвать все эти слова?

Игра «Забрось мяч в корзину»

На доске висят мячи, на которых написаны слоги «ру», «га», «ке» и корзины на которых написаны слоги «ды», «раж», «ка».

- Запишите слова, которые получились и дайте характеристику звуков, которые мы учимся различать.

- Дайте характеристику звуков.

- Скажите, какое слово можно отнести к спортивной тематике?

- Ребята, сегодня утром я нашла письмо от Незнайки, но мне кажется, что в нём много ошибок.

Вывешиваю письмо на доску.

- Сейчас вы будете учителями.

 

 Икорь и Гирилл занимаются спортом. Икорь любит гататься на гоньках. А Гирилл любит поднимать кирю и кантели.

Ребята, занимайтесь спортом!

- Как вы думаете, почему Незнайка нам дал такой совет?

- Зачем нужно заниматься спортом?

- Давайте составим схему первого предложения.

 Посчитайте сколько слов в первом предложении.

- Назовите первое слово?

- Назовите второе слово?

- Назовите третье слово?

- Назовите четвёртое слово?

- Назовите пятое слово?

- С какой буквы пишется первое слово в предложении?

 

- С какой буквы пишутся имена?

 

- Рисуем вместе со мной схему предложения в тетрадь.

- В каком слове встречаются звуки «к-кь» и «г-гь»?

- Дайте характеристику этих звуков.

(аналогично разбирается второе предложение)

4 задание:

- Ребята, а сейчас я буду читать вам стихотворение, а вы слушайте внимательно.

Пишет Миша-Михаил:

«дед Герасим гол забил».

Все читают, восклицают:

- Ай да старый, гол забил!

Дать во все газеты

Дедовы портреты!

- Нет, - сказал

Сердито дед, -

Мишкин дайте в них портрет!

Писал диктовку в школе,

А думал о футболе.

Оттого – то КОЛ

Превратился в ГОЛ,

И за этот ГОЛ

Получил он КОЛ!

- В чём заключается ошибка Михаила?

- Какие два значения имеет слово «кол»?

 

- Молодцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают слоги и дают их характеристику.

 

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

- Спортивные принадлежности.

Дети у доски соединяют мячи с корзинами и записывают слова в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слово «кеды», так как это спортивная обувь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети по цепочке выходят к доске и исправляют ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В первом предложении пять слов.

- «Игорь»

- «и»

- «Кирилл»

- «занимаются»

- «спортом»

 

- Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

 

- Имена пишутся с заглавной буквы.

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают своё мнение.

 

- Кол-это оценка, а также палка с заострённым верхом.

9.Итог занятия.

2мин.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Чему учились на уроке?

- Чем отличается артикуляция звуков «к-кь» и «г-гь»?

Дети отвечают на вопросы.

10.Оценивание.

1мин.

Логопед делает вывод. Словесно оценивает детей.

 

11.Домашнее задание.

1мин.

-  Ребята, дома потренируйтесь придумывать слова, в названии которых есть звуки «к-кь» и «г-гь».

- До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: «Звуки к –г » Цели:

Тема: «Звуки к –г » Цели:

Назовите первый звук в слове «гиря»

Назовите первый звук в слове «гиря»

Дождик закончился, выглянуло солнышко, и на полянку вышел гусь и загоготал: «г-г-г-г»

Дождик закончился, выглянуло солнышко, и на полянку вышел гусь и загоготал: «г-г-г-г»

Возьмите зеркало и произнесите звуки «г-гь»

Возьмите зеркало и произнесите звуки «г-гь»

Ребята, что вы можете сказать про звуки «г-гь»? -

Ребята, что вы можете сказать про звуки «г-гь»? -

Работа по развитию фонематического слуха: а)дифференциация звуков в слогах

Работа по развитию фонематического слуха: а)дифференциация звуков в слогах

Ребята, сегодня мы учимся не только различать звуки, но и говорим о спортивном инвентаре

Ребята, сегодня мы учимся не только различать звуки, но и говорим о спортивном инвентаре

Работа по развитию фонематического слуха: а)дифференциация звуков в слогах

Работа по развитию фонематического слуха: а)дифференциация звуков в слогах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020