Конспект логопедического занятия «Составление рассказа-описания осени» по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

  • docx
  • 24.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рассказ Осень.docx

Конспект логопедического  занятия «Составление рассказа-описания осени»   по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

 

 

 

Цель: закрепление навыка составления рассказа-описания времени года по картине "Осень"

         Программные задачи:

Образовательные: закрепить представления о ранней и поздней осени, учить сравнивать их признаки; тренировать в умении самостоятельно составлять рассказ по схеме-описанию времени года; пополнять словарь новыми существительными - ельник, осинник, сумерки;

             Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, развивать общую и мелкую моторику;

 

Материалы и оборудование: презентация по теме, схема рассказа-описания времен года, парные предметные картинки (6 – 8): дерево с желтыми листьями – дерево без листьев; небо ясное – небо, затянутое тучами; река ранней осенью – река, покрытая первым ледком; огород с урожаем овощей – огород пустой и т. п.

Содержание организованной деятельности

1. Организационный момент.

-Ребята, какое сейчас время года? Назовите признаки осени.

2. Миогимнастика.

Утром встало солнышко, улыбнулось (широко улыбаются), посмотрело нас и удивилось (поднимают брови): какие послушные сегодня малыши! Но тут набежала серая туча (хмурят брови) и закрыла наше солнышко. Увидел это веселый ветерок (улыбаются) и прогнал тучу.

 

Сегодня мы с вами будем говорить об осени и узнаем, какая она бывает. Я прочитаю вам стихотворение «Осень». Закройте глаза, внимательно слушайте и постарайтесь представить себе то, о чем говориться в тексте.

3. Чтение стихотворения «Осень»:

                           На яблоньке старенькой

                           горят яблоки, как фонарики.

                           В огороде капуста

                             вздохнула тяжело, с хрустом. 

                           Заблестела паутина.

                      Утром, глядь, желта осина,

                       будто кто ее покрасил,

                       приодел на светлый праздник.

                       На бугорке березки,

                       как белые полоски –

                       словно исполняется

                       танец «матросский».

                       Раскалилась калина,

                       как кровь.

                       Лес – душистая корзина

                       крепеньких грибов.

                       Милости просим

                       в гости к нам, Осень.

4. Беседа по содержанию стихотворения:

- О чем говориться в стихотворении? Какое настроение вы почувствовали?

- Каких красок много в стихотворении?

- Какие картины вы представили?

- С чем сравнивает поэт березки? Калину? Яблоки? Что означает фраза «горят яблоки, как фонарики»?

- Почему говорит: «Милости просим в гости к нам, Осень»?

- Выберете на экране картину, которая больше подходит к такому описанию осени (из двух вариантов: ранняя и поздняя осень).

5. Игра с мячом «Закончи предложение».

- Сейчас я еще раз прочитаю стихотворение, а затем проверю, как вы его запомнили. Закончите мое предложение:

Раскалилась калина, как … .

Горят яблоки, как … .

Осина нарядилась на … .

Березки похожи на … .

Лес – душистая корзина … .

6. Чтение стихотворения «Осень пришла».

- А вот другое стихотворение об осени:

                   И в ельнике грустно,

                   И в поле так пусто,

                   От ярких цветов

                   Не осталось следа…

                   Видите?

                   Покрылись озера

                   Морозным узором,

                   И лужи покрылись

                   Скорлупками льда.

                   Видите?

                   Ручей не искрится,

                   И в сумерках птицы

                   Курлычут: «Прощайте!»

                   Курлычут: «Пора!»

                   Слышите?

                   И улицей длинной,

                   Как клин журавлиный,

                   Летит прямо

                   К школьным дверям

                   Детвора,

                   Слышите?

- Похожа ли эта осень на осень в первом стихотворении? Почему?

- Каких красок больше в этом стихе? Какие картины природы вам представляются?

- Что означают слова «сумерки», «ельник», «курлычут»?

- Вы послушали два стихотворения, они об одном и том же времени года, об осени. Почему же они такие разные? Какая осень вам больше нравится и почему?

7. Рассматривание картин «Золотая осень»,«Поздняя осень».

- Какая картина подходит к первому стихотворению, какая ко второму? Объясните свой выбор.

8. Физкультминутка «Золотые листья» (Дж. Тарджеманов):

      В воздухе мелькает что-то,      (руки вверх, раскачиваются)

      Мотыльки – не мотыльки:       (шевелят пальчиками)

      Пестрота и позолота,                  (кружатся в разные стороны)

      Треугольники, кружки!..

      Это листья опадают,                 (медленно приседают)

      С дуба, с клена к нам летят.     (поднимаются)

      Прямо в руки попадают,           ( «ловят листья» руками)

      Словно сами к нам хотят.

9. Игра «Подбери картинку»

- У меня на столе лежат  предметные картинки ранней и поздней осени. Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Каждая команда будет выбирать «свои» картинки: одна выберет позднюю осень, вторая – раннюю.

10. Составление рассказов – описаний природы по картинам.

- Ребята, вы разделились пополам на две команды. Каждая команда будет составлять свой рассказ об осени. Если забыли, как рассказывать о временах года, можно использовать схему. Команда рассказывает по цепочке: один начинает, другой продолжает и так далее. Другая команда слушает внимательно и высказывает свое мнение об услышанном: что ей больше всего понравилось (или не понравилось в рассказе).

11. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на занятии? Что запомнилось? Какие были затруднения?

      - Почему у вас получились разные рассказы?

- Какую картину осени вы хотели бы нарисовать? Почему?

12. Задание на дом: нарисовать понравившуюся картину осени.


 

Скачано с www.znanio.ru