Конспект логопедического занятия в старшей группе. Лексическая тема «Весна»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 15.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дошкольники знакомятся с картиной Саврасова "Грачи прилетели"
Иконка файла материала Конспект заняти по развитию речи.docx

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

Лексическая тема «Весна»

 

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о признаках ранней весны, о перелётных птицах и изменениях происходящих в их жизни весной.

Задачи:

1.     Формировать представления детей о том, что птицы сами устраивают свои гнёзда (разные виды гнёзд) и самостоятельно заботятся о своём потомстве.

2.     Познакомить детей с репродукциями русских художников – А. К. Саврасов «Грачи прилетели».

3.     Развивать речевую активность детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.

4.     Развивать общую и мелкую моторику.

5.      Развивать творческое воображение и художественно - творческие способности детей.

6.     Воспитывать гуманное отношение к птицам и ко всему живому на Земле.

Оборудование: иллюстрации перелетных птиц, картинки с изображением гнезд, аудиозапись голосов и пения птиц, мяч, книги о птицах, репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе с приходом весны, птицами во время прогулок; чтение стихов и рассказов о весне, птицах, отгадывание загадок, знакомство детей с народными приметами и поговорками о весне, птицах, изготовление заготовок глаз и др.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». (Читаю стихотворение)

 

Уж тает снег, Бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

 

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновало.

 

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна!» - читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад.

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

 

Но резвый деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят – кто больше всех

Природы любит обновленье!

Логопед: Ребята, вам понравилось стихотворение А. Плещеева? О каком времени года в нём говорится? (О весне).

Логопед: Ребята, как вы понимаете слово небесная лазурь, обновление, что значит миновало?

Логопед: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение (Радостное, весёлое, хорошее, чего-то нового и т. д.

Логопед: О каких приметах весны в нём говорится?

Логопед: Какие вы, молодцы, все приметы весны назвали! Включаю запись голосов птиц. Предлагаю послушать голоса птиц.

Логопед: Ребята, что это за звуки? (Пение птиц) .

Логопед: Голоса каких птиц вы узнали? (Дети перечисляют птиц)

Логопед: На какие группы можно разделить услышанные нами голоса птиц? (Зимующие и перелетные) .

Игра «Раздели птиц на группы»На столе лежат картинки с птицами.

Логопед: Помогите мне разделить птиц на две группы: зимующие и перелётные. (Дети выполняют задание и объясняют, почему их так называют).

Логопед: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Назовите, какие изменения происходят в жизни птиц весной? (Перелётные птицы возвращаются в наши края, строят гнёзда, откладывают яйца, высиживают и выводят птенцов, заботятся о своём потомстве).

Логопед: Давайте рассмотрим гнёзда птиц, из чего они их строят? (Из веток, травинок, пёрышек, ласточки из глины и т. д.) .

Предлагаю детям сесть на стульчики, которые стоят полукругом. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели ».

Логопед: Что Вы видите на картине? (Ответы детей) .

Логопед: Какое время года изобразил художник? (Весну).

Логопед: По каким моментам Вы догадались, что это весна? (Проталины, лужи, высокое серо - голубое небо с чистыми голубыми просветами, хлопочущие грачи над своими гнёздами, отражение облаков и деревьев в мутной талой воде) .

Логопед: Что художник изобразил на переднем плане картины? (Темные березы с гнездами, грачей) .

Логопед: Как Вы думаете, чем заняты грачи? (Обустраивают свои гнезда) .

Логопед: Что художник изобразил на заднем плане? (Церковь, дома, поля и т. д.) .

Физминутка «Птицы ».

Пой-ка, подпевай-ка, 2 хлопка.

Десять птичек — стайка. 3 шага.

Все известны для детей:

Это птичка - соловей, Правую руку поднять вверх.

Эта птичка - скворушка, Левую руку поднять вверх.

Серенькое перышко. Руки вверх, вниз.

Это птичка - коростель, Правую руку — в сторону.

Это птичка — свиристель, Левую руку - в сторону.

Это — зяблик, это — стриж, 4 хлопка.

Это - развесёлый чиж, Руки вверх, вниз.

Ну, а это - злой орлан. 4 хлопка.

Птички, птички, по домам! Полетать по залу.

Логопед: Ребят, вот прилетели грачи, чем же они сейчас займутся? (Будут вить гнезда, откладывать яйца, высиживать птенцов).

Логопед: Не зря в народе говорят: «Увидал грача – знай, пришла весна ».

Итог занятия. Ребята скажите, чем вы занимались сегодня на занятии? Что узнали нового? Вам понравилось сегодня заниматься? Молодцы ребята вы сегодня все хорошо занимались, спасибо. Занятие закончено.