Конспект логопедического занятия в старшей группе.
Лексическая тема «Весна»
Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о признаках ранней весны, о перелётных птицах и изменениях происходящих в их жизни весной.
Задачи:
1. Формировать представления детей о том, что птицы сами устраивают свои гнёзда (разные виды гнёзд) и самостоятельно заботятся о своём потомстве.
2. Познакомить детей с репродукциями русских художников – А. К. Саврасов «Грачи прилетели».
3. Развивать речевую активность детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Развивать творческое воображение и художественно - творческие способности детей.
6. Воспитывать гуманное отношение к птицам и ко всему живому на Земле.
Оборудование: иллюстрации перелетных птиц, картинки с изображением гнезд, аудиозапись голосов и пения птиц, мяч, книги о птицах, репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе с приходом весны, птицами во время прогулок; чтение стихов и рассказов о весне, птицах, отгадывание загадок, знакомство детей с народными приметами и поговорками о весне, птицах, изготовление заготовок глаз и др.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». (Читаю стихотворение)
Уж тает снег, Бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновало.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна!» - читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад.
Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.
Но резвый деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят – кто больше всех
Природы любит обновленье!
Логопед: Ребята, вам понравилось стихотворение А. Плещеева? О каком времени года в нём говорится? (О весне).
Логопед: Ребята, как вы понимаете слово небесная лазурь, обновление, что значит миновало?
Логопед: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение (Радостное, весёлое, хорошее, чего-то нового и т. д.
Логопед: О каких приметах весны в нём говорится?
Логопед: Какие вы, молодцы, все приметы весны назвали! Включаю запись голосов птиц. Предлагаю послушать голоса птиц.
Логопед: Ребята, что это за звуки? (Пение птиц) .
Логопед: Голоса каких птиц вы узнали? (Дети перечисляют птиц)
Логопед: На какие группы можно разделить услышанные нами голоса птиц? (Зимующие и перелетные) .
Игра «Раздели птиц на группы»На столе лежат картинки с птицами.
Логопед: Помогите мне разделить птиц на две группы: зимующие и перелётные. (Дети выполняют задание и объясняют, почему их так называют).
Логопед: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Назовите, какие изменения происходят в жизни птиц весной? (Перелётные птицы возвращаются в наши края, строят гнёзда, откладывают яйца, высиживают и выводят птенцов, заботятся о своём потомстве).
Логопед: Давайте рассмотрим гнёзда птиц, из чего они их строят? (Из веток, травинок, пёрышек, ласточки из глины и т. д.) .
Предлагаю детям сесть на стульчики, которые стоят полукругом. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели ».
Логопед: Что Вы видите на картине? (Ответы детей) .
Логопед: Какое время года изобразил художник? (Весну).
Логопед: По каким моментам Вы догадались, что это весна? (Проталины, лужи, высокое серо - голубое небо с чистыми голубыми просветами, хлопочущие грачи над своими гнёздами, отражение облаков и деревьев в мутной талой воде) .
Логопед: Что художник изобразил на переднем плане картины? (Темные березы с гнездами, грачей) .
Логопед: Как Вы думаете, чем заняты грачи? (Обустраивают свои гнезда) .
Логопед: Что художник изобразил на заднем плане? (Церковь, дома, поля и т. д.) .
Физминутка «Птицы ».
Пой-ка, подпевай-ка, 2 хлопка.
Десять птичек — стайка. 3 шага.
Все известны для детей:
Это птичка - соловей, Правую руку поднять вверх.
Эта птичка - скворушка, Левую руку поднять вверх.
Серенькое перышко. Руки вверх, вниз.
Это птичка - коростель, Правую руку — в сторону.
Это птичка — свиристель, Левую руку - в сторону.
Это — зяблик, это — стриж, 4 хлопка.
Это - развесёлый чиж, Руки вверх, вниз.
Ну, а это - злой орлан. 4 хлопка.
Птички, птички, по домам! Полетать по залу.
Логопед: Ребят, вот прилетели грачи, чем же они сейчас займутся? (Будут вить гнезда, откладывать яйца, высиживать птенцов).
Логопед: Не зря в народе говорят: «Увидал грача – знай, пришла весна ».
Итог занятия. Ребята скажите, чем вы занимались сегодня на занятии? Что узнали нового? Вам понравилось сегодня заниматься? Молодцы ребята вы сегодня все хорошо занимались, спасибо. Занятие закончено.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.