Конспект мастер - класса "Роспись Загорской матрешки"
Оценка 4.9

Конспект мастер - класса "Роспись Загорской матрешки"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
19.02.2024
Конспект мастер - класса "Роспись Загорской матрешки"
Познакомить детей с росписью загорской маьрешки
конспект мастер - класса Роспись Загорской матрешки.docx

Муниципальное  бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного  образования

Дом детского творчества г Шахтерска

Углегорского  городского округа

Сахалинской  области

 

 

Мастер-класс

 

Тема:  Декоративное рисование

«Роспись Загорской матршки».

возраст 9-13 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

педагог  дополнительного  образования

                                                                             Максюта  Зинаида  Карловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               пгт.  Шахтерск

                                                       2023г.

Цель: знакомство детей с историей создания русской деревянной матрешки, с её характерными  особенностями, с декоративной росписью;

 

Задачи:

- познакомить  с русской матрешкой, как с видом декоративно- прикладного творчества, с росписью Загорской матрешки;

- продолжать развивать графические умения, связанные с приемами        декоративной росписью цветочного мотива, используя разнообразные приемы  работы  кистью, тычком;

 -  воспитывать  самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к декоративному творчеству, уважение к творчеству русских умельцев. 

 

Словарная работа: кукла Фукурума – веселый старик.

 

Материал для детей и педагога:

игрушки   матрешки  из  Семенова, Загорска, Полхов - Майдана, образец Загорской матрешки, заготовки  силуэтов  матрешек  ( по количеству детей), технологическая карта  «Этапы росписи Загорской матрешки» 6штук ( приложение 1), краски гуашь, тычки ( ватные палочки), кисти по количеству детей,  магнитофон, запись народной музыки.

План:

1.      Организационный момент

2.     Актуализация опрных знаний

3.      Сообщение новой темы

4.      Практическая работа

5.     Физминутка

6.      Продолжение практической работы

7.       Итог занятия

 

 

 

Ход:

1. Организационный  момент

- Здравствуйте дети. Меня зовут Зинаида Карловна, я проведу с вами мастер-класс.

 

2. Актуализация опорных знаний

- Отгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...(матрешка)

 

(Показ  матрешек:  Загорская, Семеновская, Полхов – Майданская).

- Что вы знаете о матрешке? (ответы детей…матрешка - деревянная кукла, внутри которой находятся подобные ей  куклы меньшего  размера, от  трех и более.)

- Как вы думаете, почему эту игрушку назвали матрешкой? ( Матрешка – уменьшительное  от  имени  Матрёна, любимое имя крестьян, распространенное на Руси,  с латынского  Матрона – мать семейства). Образ женщины, матери большого семейства.

 

3. Сообщение новой темы:

- В Сергиевом Посаде и Семенове делали матрешек мальчиков и отцов семейства, с кудрявой бородой, в кепке, в нарядной рубашке. Были матрешки с изображающие жениха с невестой, боярина с боярыней, героев сказок, литературных героев.

Самое интересное – это секрет матрешки.

- Вы знаете, в чем  ее секрет? (состоит из двух частей, в ней прячутся  матрешки сестрички, мал мало меньше.)

Рассказ о истории возникновения русской матрешки.

Деревянные куклы, помещающиеся одна в одну, пришли к нам из Японии. Родственница русской матрешки – складня кукла Фукурума - веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо.

Русская деревянная кукла - матрешка родилась в конце 19 века в Сергиево- Посадском районе  (ныне г. Загорск).  Первая русская матрешка была выточена из дерева  Василием Звездочкиным, которая раскладывалась на две части,  была восьмиместной – девочка, мальчик, девочка и т.д., а  расписана художником Сергем Малютиным. Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом на руках.  Изготовлением матрешек занимались круглый год, но большую часть игрушек продавали  на весенний ярмарке, там  всегда было очень много народу.    Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины.

Матрешка участвовала во Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Завоевала признание, и с тех пор началось её стремительное шествование по всему миру (на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки).

На Руси самыми прославленными центрами народного творчества были города  Загорск, Семенов, Полхов - Майдан.

Загорская матрешка одета в традиционный русский костюм -платок, сарафан и передник. Цвета – краный, зеленый, синий, желтый. Четко обозначены силуэт головного платка завязанный в узелок, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные элементы местные мастера называют «пестрешкой».

Семеновскую матрешку отличает от Загорской - большой букет цветов, который украшает весь фартук. Край платка украшен небольшими бутонами, элементы хохломы, г. Семенов центр хохломской росписи.

Мастера из Полховского  Майдана  выбрали свой стиль декоративной росписи: у матрешки нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого - условный овал на двухцветном фоне,  верх красный или желтый,  низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими  цветами в черном контуре. Узоры называются «большая роза», «колокольчик», «яблочко» и т.д.

         Матрешка выражает обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький ротик.

4. Практическая работа:

Сегодня мы с вами будем мастерами по росписи Загорской марешки. Характерной особенностью матрешки с Загорска было то, что контуры рисунка не рисовались, а выжигались горячей иглой .  Мы будем работать простым карандашом.

Но сначала рассмотрим технологическую карту

 «Этапы росписи Загорской матрешки» (приложение 1).Разбор карты.

Практическая самостоятельная работа

Вспоминаем правила по Т.Б. работы   простым карандашом, гуашью, кистями, тычком.

Теперь будем превращать матрешку в красавицу.

Работа простым карандашом по технологической карте:

     1.росчек лица, рисуем круг

2.легкими линиями карандаша наметим контур платка, кофты, фартука.

     3. Работа красками: овал лица и руки покрываем телесным цветом и т.д.          Смешиваем краски для работы.

(с музыкальное  сопровождение)

 

5.Физминутка.

Пальчиковая гимнастика «Мы - красавицы матрешки»

 

Мы - красавицы матрешки ( разжимаем кулачки, шевелим пальчиками)

Разноцветные одежки.

Раз-Матрена. два Милана (загибаем по очередно пальцы, начинаем с  большого правой руки)

Мила – три,

Четыре Маша,

Маргарита – это пять

Нас не труднососчитать (разжимаем кулочки два раза)

 

6.Продолжение самостоятельной работы - роспись  матрешки  под  музыкальное сопровождение.

Глаза рисуем без ресниц, черные брови дугой, поставили две точки рядышком – получился нос ( можно истользовать вместо тычка обратную сторону кисти), губы бантиком – тычком ставим две точки наверху и одна внизу, затем проводим полосочку, два розовых кружка – заиграл румянец  и ожила игрушка.

Затем, очень красиво и старательно украшаем детали наряда матрешки-платок и фартук  оформляем простым цветочным узором, используя тычок, листочки примакиванием.

 

7. Итог  занятия:

Выставка и анализ работ.

-  Расскажите о своих работах. Какую игрушку вы расписывали? (Загорскую матрешку)

-  Чем отличается Загорская матрешка  от  других ?

-  Что нового, интересного  вы узнали  о русской матрешки?

Рефлексия:

- Какие чувства вы испытывали?  (удолетворение, радость, гордость за народных мастеров, свою страну…)

-  Какие  трудности  испытывали?

-  Что вам понравилось на нашем мастер-классе?

         Работы вам на память.

До свидания. Приятно было с вами работать!

 

 

 

 

Литература:

1.Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. М., 1994

2.Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искуство во 2 классе» Москва просвещение 1984г стр25-34

https://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov/sergiev-posadskaya-matreshka.html


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Цель: знакомство детей с историей создания русской деревянной матрешки, с её характерными особенностями, с декоративной росписью;

Цель: знакомство детей с историей создания русской деревянной матрешки, с её характерными особенностями, с декоративной росписью;

Может – три, а может, шесть.

Может – три, а может, шесть.

Семеновскую матрешку отличает от

Семеновскую матрешку отличает от

Затем, очень красиво и старательно украшаем детали наряда матрешки-платок и фартук оформляем простым цветочным узором, используя тычок, листочки примакиванием

Затем, очень красиво и старательно украшаем детали наряда матрешки-платок и фартук оформляем простым цветочным узором, используя тычок, листочки примакиванием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2024