Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамский муниципальный район
Республика Татарстан
Конспект
мастер-класса
«Здоровьесбережение на физкультминутках»
Подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Нуруллина Гульнара Гильфановна
г. Нижнекамск, 2016 год
Здоровьесбережение на физкультурных паузах
Гимнастика до начала уроков обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удержать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физической культурой.
Физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых обучающихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
Цель физкультурной паузы: содействовать улучшению здоровья и повышению работоспособности.
Задачи:
1) Содействовать снижению утомляемости в процессе учёбы путём активного отдыха, повышая трудоспособность.
2) систематически способствовать укреплению нервной системы, мускулатуры тела, органов дыхания, кровообращения и других, тем самым улучшать физическое развитие и здоровье.
3) Вырабатывать привычку и потребность к ежедневным занятиям гимнастикой и тем самым способствовать широкому внедрению физической культуры в повседневную жизнь.
Для повышения эффективности физкультурных минуток использую музыкальное сопровождение, проветриваемое помещение: весна, осень – окно, зима – фрамуга.
Виды физкультминуток:
1. Упражнения для пальцев и кистей рук.
В стихотворной форме «Этот пальчик…»
Этот пальчик в лес пошёл (круговыми движениями массируется мизинец: от фаланги к кончику)
Этот пальчик гриб нашёл (то же самое с безымянным пальцем)
Этот пальчик гриб помыл (средний палец)
Этот пальчик гриб сварил (указательный палец)
Этот пальчик сам всё съел – потому и растолстел ( сворачиваем пальчики в кулачок, а большой палец – смотрит вверх)!
(То же самое с другой рукой)
2. Гимнастика для глаз.
«Работа по классу» (в классе в разных местах передней стены висят разнообразные предметы: геометрические фигуры, цифры, буквы и т.д.
1. Быстро поморгать и посмотреть на красный квадрат.
2. Движение глазами по периметру доски.
3. Посмотреть глазами на цифру 6.
4. Посмотреть глазами на дверь, в окно.
5. Движение глазами по периметру ромба.
6. Нарисовать глазами цифру 8, но с острыми углами.
7. Сильно зажмуриться, потом изобразить «взгляд испуганного человека».
8. Поморгать подобно взмаху крыльев бабочки
и т.д.
3. Гимнастика для улучшения слуха.
Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения.
1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, как будто раскатываем и скатываем ушко. Ушки должны стать тёплыми.
2. Найдите ямочку возле козёлка. Нажимаем на ямочку сразу двух ушек - отпустили, нажали – отпустили.
3. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
4. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
5. Начинаем дёргать себя за ушки – 20раз вниз, берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.
6. Потяните ушки в сторону – 20 раз.
7. Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону – 20 раз.
4. Упражнения, корректирующие осанку.
1) «Ходьба»
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, мы идём на пятках. (На носках, руки вверх; на пятках, руки за головой)
2) Самокоррекция
Раз – посмотреть налево,
Два – направо.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас, а осанка – высший класс!
5. Дыхательная гимнастика.
«Дыхание новорождённого»
И.п. – стоим прямо: одна правая рука лежит на животе, левая – опущена.
1,2,3,4 – глубокий вдох носом, брюшной полостью. Рука следит, чтобы живот надулся. Плечи ни в коем случае не поднимаются. 5,6,7,8 – выдох через рот.
Повторить 4 раза.
6. Упражнения для снятия общего и локального утомления.
Аутогенная тренировка, для саморегуляции функций организма.
Слегка наклонить голову вперёд, голову опустить, глаза закрыть, ноги поставить на полную ступню, предплечья рук положить на переднюю поверхность бёдер, кисти свободно свесить. То есть принять «позу кучера». Расслабиться. Вызвать чувство тяжести в одной руке, другой, одновременно в обеих. Ощущение тепла.
7. Шутливые истории на уроке (необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех).
Рассказываю учебный материал забавно, используя смешные игрушки, картинки.
На уроке математике.
1) Ученик проспал в школу, объяснив, что он проснулся, посмотрел который час и неудачно моргнул.
Вопрос: «Сколько минут моргал ученик, если он посмотрел на часы в 7 часов утра, а пришёл в школу 8 часов 25 минут»?
2) На уроке физкультуры учитель дал команду рассчитаться по порядку. На третьем - счёт закончился. Поднимая голову, учитель спрашивает, где остальные? Ему отвечают, что у всех уважительная причина.
Вопрос: «Сколько человек отсутствует по «уважительной» причине, если в классе учатся 21 человек.
На уроке русского языка.
Один ученик спрашивает у другого:
- Как правильно говорить, твОрог или творОг?
- Ударение на «о».
- Спасибо! Выручил, так выручил!
Задание: «Прочитайте правило и определите правильную постановку ударения в слове «творог».
На уроке окружающего мира.
1) Неужели и в самом деле Земля крутится? Ведь, если бы она крутилась, море давно бы расплескалось.
Объясните, подтверждая словами из учебника, почему это не так.
2) Некоторые обучающиеся нашего класса совсем с головой не дружат. Они мне отвечают, что у них с головой чисто деловые отношения: они её кормят, а она думает.
Найти в тексте учебника ответ на вопрос: «Какие витамины надо принимать ребёнку каждый день для правильной работы всего организма и в чём эти витамины содержатся?»
и т.п.
8. Релаксационные упражнения (способ развития координации рук, ног и других частей тела, пространственно-временных ориентировок; вызывание положительных эмоций на уроке).
«С использованием движений, песен и танца»
Под музыку выполняются любые движения. В первое время движения показываю сама, в последующем дети их выполняют самостоятельно – произвольно. Необходимо следить, чтобы движения выполнялись чётко, красиво, с соблюдением детьми чувства ритма и темпа, были расслабленными, без общей моторной неловкости.
«С использованием игры» (игра «Здравствуй»)
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)!
Посмотри-ка ты вокруг (поворачивают головы из стороны в сторону):
Здесь есть ты (правую руку кладут на плечо соседа),
Здесь есть я (правую руку переносят себе на грудь).
Будем вместе (руки соединяем с руками партнёра)
Жить (хлопают в ладоши), друзья!
«Игра «Пантомима»
1) У доски ученик получает записку с надписью: любыми действиями «показать» фразу: «Спортсмены не употребляют спиртные напитки». Класс должен угадать.
Аналогично: как друг, через толстое окно в зимнее время «скажет» товарищам на улице, что он болеет: у него температура, болит горло и голова и т.д.
2) При изучении алфавита (цифры) изобразить букву (цифру): нарисовать в воздухе головой или движениями любых частей тела. Ученик около доски выполняет, а обучающиеся – отгадывают.
3) При изучении темы «Животные домашние и дикие» изобразить животное: мимикой, голосом, жестами, всевозможными движениями.
4) При работе над темой «Мой режим дня» у доски один ученик изображает действиями то, что выполняется, обычно, утром, днём, вечером, ночью. А класс – отгадывает.
9. Окончание урока.
Любой урок заканчивать
- «выбрасывание» усталости;
- «умывание лица» теплом близко поднесённых к лицу рук;
- потягивание.
Схема физкультминутки:
первое упражнение – для мышц рук
второе – для мышц плечевого пояса
третье – для мышц туловища
четвёртое – для мышц ног и получения общефизиологического эффекта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.