Конспект музыкального занятия в ДУ "Чарующие звуки домбры"

  • docx
  • 09.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

конспект музыкального занятия ко дню Независимости РК
Иконка файла материала Чарующие звуки домбры.docx

   Конспект организованной учебной деятельности по музыке

для детей 4-6 лет 

 

Дата:   9.12.2020г. (группа №3, №6),  10.12.2020г. (группа №5) 

Музыкальный руководитель: Шатрова О. Г.

Образовательная область: «Творчество»

Тема:   «Чарующие звуки домбры».

Цель:   Формировать представления детей об изобразительных возможностях инструментальной , домбровой музыки. Приблизить детей к музыке казахского народа, его обычаям, традициям, музыкально – литературному наследию. Познакомить с творчеством казахского композитора Құрманғазы; обогащать знания детей о казахских инструментах;

Копилка музыкальных терминов:  кюй, кюйши, оркестровая и домбровая музыка.

Задачи:

Воспитательная: Воспитывать культуру слушателя, исполнителя; воспитывать любовь   

                  к Родине, любовь к музыке, через яркие музыкальные примеры.

Образовательная: Расширять знания детей о казахском музыкальном инструменте-       

                 домбре, ее тембровых особенностяхзнакомить с музыкальным жанром «Кюй»  

                 и музыкальным титулом «кюйши». Способствовать формированию у детей

                 художественного вкуса; воспитывать внимание, интерес и любовь к музыке.

Развивающая: Развивать музыкальные, творческие способности детей (звуковысотный,

                 ритмический, динамический слух); память; развивать ассоциативное

                 мышление ; активизировать мыслительную деятельность детей на

                 занятиях музыки.

Оборудование: ноутбук для видеоролика,  для мп3 записей; портрет Курмангазы; снежинки- эмоции; дидактические картинки казахских инструментов; ширма; карточки для дидактической игры; юрты в количестве 5 штук; гимнастическая палка-шапка- камча для игры «сбей шапку»; угощения; домбра; конырау; асатаяк.

Музыкальный материал: казахский танец «Қара жорға», 

кюй Құрманғазы «Сарыарка», клип «Сарыарқа» в оркестровом исполнении, 

музыкально-дидактическая игра «Музыкалық үй»,

кюй «Детство» Адай для релаксации,

мп3 записи звучания музыкальных инструментов асатаяк, конырау, домбра для игры

фонограмма песни «Белая ромашка» для исполнения

музыкальное приветствие

Билингвальный компонент: ән- музыка,қонырау- колокольчик,асатаяк -бубенцы,сары арка- золотая степь, той- праздник, сәлеметсізбе- здравствуйте.

 

Ход ОУД

 Мотивационно-побудительный:

 

(Дети под музыку входят в класс под весёлую маршевую музыку, на полу разбросаны вырезанные снежинки с разными выражениями эмоций, чистой стороной вверх. Дети встают в круг и здороваются  друг с другом пением под аккомпанемент педагога)

 

- Мы ладошки другу подаём,

  И с улыбкой «здравствуй, мы поём.

  Добрый день, добрый день,

  Заниматься нам не лень»


Муз. рук: Ребята, вот и пришла к нам Зимушка-зима, со своими радостями и шалостями. Вы любите зимние забавы? А чистый и лёгкий снежок? Посмотрите, сколько снежинок нам прислала Зимушка-зима. Я буду по одной снежинке поднимать и мы узнаем одинаковые ли они лил разные. Хорошо?

(поднимает по одной снежинке). 
Правильно, они все не одинаковые, одна грустная и печальная, а другая весёлая и озорная, следующая- злая, грозная, четвёртая- засыпающая, а пятая- молчаливая.

Муз. рук: Я думаю они не случайно к нам попали, они хотят, чтобы мы поздоровались разными способами: весело, плача, злясь и хохоча. Попробуем?

(Дети исполняют приветствие с разными интонациями и эмоциями)  

Муз.рук: Ребята, расскажите о своих ассоциациях со словом Родина? Что для вас значит это слово?

Наверно это место, где вы живёте, родились, где хорошо, тепло, всегда светит солнце, мирное небо над головой, ведь я права?

(Беседа о Родине Казахстан ,о своем родном крае.)

 

Дети отвечают:  Родина это природа Казахстана, ее бескрайние степи, горы, президент…… музыка, танцы, песни, музыкальные инструменты...

Муз.рук:    Конечно же вы правы, всё это есть у казахского народа, но сегодня мне бы хотелось поговорить об одном из музыкальных инструментов.

- Гость радуется песенному гулу

  Не ведая ни грусти, ни хандры

  У нас, дружок, не сыщешь ни аула,  

  Ни даже дома без ...  (домбры). 

Муз.рук: Домбра – одна из любимых музыкальных инструментов у казахского народа. Путешественники часто брали домбру с собой в дорогу, она им помогала в пути, юноши соревновались в пении, а девушки танцевали под её волшебные звуки.

Из аула в аул кочевали певцы-акыны, принося с собой радость и веселье. Там, где появлялся акын, исчезали грусть и печаль. Слышите звуки домбры?       

(В записи звучит домбра)

 

                                                     Организационно –поисковый

 

Муз.рук:  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по бескрайним казахским степям. Заглянем в каждую юрту, послушаем музыку, которая там будет звучать. А поможет нам в этом, конечно, же домбра. Потому что домбра, ребята, это душа казахского народа. Итак, в путь.

(показывает инструмент)

Вот она, наша спутница, играй домбра, не ленись, в путь скорее торопись!

Муз.рук:   Ребята, а какие вы знаете казахские народные инструменты? Назовите их.                 

       Дети называют: қонырау- колокольчик, асатаяқ- бубенцы, домбра

(показать иллюстрации)

Муз.рук:  А сможете ли вы угадать их по звучанию? Сейчас проверим.

(В записи включаются фрагменты звучания инструментов, дети угадывают, показывают их на карточках)

(Проводится музыкально-дидактическая игра «Музыкалық үй»

Муз.рук:  Как вы определили что это именно этот инструмент звучал?

(дети аргументируют ответы)

-Вы слышите? Домбра снова звучит и зовет нас в дорогу.

(Звучит домбра)

 

Муз.рук:  Ребята, а в этой юрте звучит музыка великого казахского композитора Құрманғазы (показ портрета композитора)

Ребята, музыка может о многом рассказать.  Она может рассказать, как бежит осенний ручей, как стремительно несётся табун лошадей, как грустно бывает в дали от дома, как весело и звонко смеются дети, играя в степи. Послушайте, о чём нам расскажет музыка?

(Слушание «Сары Арқа» Курманғазы.)

Муз.рук:  Ребята, что вы услышали, что представили, когда слушали этот кюй?

Как он называется? (Сары Арқа)

Кто его сочинил? (Курманғазы)

Как раньше казахи называли своих композиторов и сочинителей кюев? (Кюйши).

-А на каком инструменте исполняли это произведение? (На домбре)

Какого народа этот инструмент? (казахского).

Мы послушали с вами кюй- казахское произведение для музыкального инструмента, а того, кто исполнял кюй называют кюйши. Сейчас мы услышали кюй в домбровом исполнении, а теперь садитесь поудобнее и послушаем в оркестровом исполнении. Оркестр- это коллектив, в котором много музыкантов и играют они все на разных инструментах под управлением дирижёра.

(Просмотр видео клипа «Сары- арка»)

А вы видели, как состязаются между собой батыры в своей ловкости?

Давайте посоревнуемся, встанем в круг и поиграем в игру «Сбей шапку»

(Дети стоят в кругу, в центре на шесте одета шапка, водящему завязывают глаза, дают камчу, раскручивают со словами: «Кручу, верчу, запутать хочу, от шапки увожу, доогу не покажу». Затем все дети кричат :»Сбей шапку», водящий пытается сбить шапку. Если сбивает все показывают «лайки», если нет говорят «У-у-у»)

 

Муз.рук:  Вы слышите снова домбра зовет нас в дорогу. В путь!

                 А в этой юрте звучат песни.

Муз.рук:   В музыкальном ауле праздник идёт,

И всех его жителей песня зовёт!

Чтоб проснулся голосок,

Будем распеваться,

Чтоб красиво петь он смог,

Нужно постараться!

-Многие композиторы писали песни о своей Родине. Мы с вами знаем песню про Қазақстан.  Давайте, споём нашей спутнице домбре.

(Исполняется песня «Белая ромашка»- группы №3, №6

«Мой Казахстан» группа №5)

Муз.рук:  Вам понравилось петь песни в этой юрте?

Дети: Да!

Муз.рук:  Это очень хорошо, но нам пора отправляться в путь. 

(Звучит домбра)

- Для всех движения нужны,

Всем движения важны,

Если будем танцевать,

Будет некогда скучать!

А в этой юрте нас приглашают танцевать.

Послушаем, какая же музыка в ней звучит.

(Звучит отрывок танца «Қара жорға»)

Муз.рук:  Ребята, как вы думаете, какая музыка звучит в этой юрте?

       А что делают люди, когда звучит танцевальная музыка?   Правильно, танцуют.

(Исполняется танец «Қара жорға» )

(после исполнения танца дети под музыкальное сопровождение, рассаживаются на свои места)

Муз.рук:  Как вы замечательно танцуете, но слышите?

Снова домбра нам поет

В следующую юрту она нас зовет. А в этой юрте любят отдыхать после весёлых танцев 

(Звучит домбра)

-Ты присядь, отдохни, да за мною повтори…

(проводится релаксация)

"Тихо, тихо"

 

Тихо, тихо, будто в сказке, мы на коврике лежим….

Все закроем наши глазки, и представим, что мы спим…..

Сон нам снится, будто в море мы на корабле плывём,

И на солнечном просторе волны плещут за бортом.

Чайки кружат в небе синем  среди белых облаков.

По волнам плывут дельфины, нам желают сладких снов.

Но конец приходит сказке…Просыпаться нам пора…

Открываем свои глазки,…Поднимаемся с ковра.

Скажем мы "Спасибо!", скажем "До свиданья!",

Повернёмся друг за другом и помашем на прощанье….

 

Рефлексивно-корригирующий.

 

Муз.рук:  Вот она какая домбра, волшебница, сколько можно с её помощью нового узнать и услышать.

 Ребята, вы сегодня очень старались, и наше путешествие надолго запомнится. Вам понравилось? Но это ещё не всё. Жители вот этой, последней юрты очень гостеприимные и приглашают всех на той- праздник, где вас ждут сюрпризы.

Сюрприз можно получить, отгадав загадки.

На огонь поставишь, закипит,

Крышку сбросить норовит.

Он открыт всегда гостям

Хлебосольный....   (дастархан)

 Не наемся я никак,

Очень вкусный .... (баурсак).

(Педагог открывает юрту, достаёт баурсаки, раздаёт их детям.)

(Дети делятся впечатлениями о путешествии).

Муз.рук:  До новых встреч!

(Дети угощаются баурсаками, звучит музыка домбры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На огонь поставишь, закипит,

Крышку сбросить норовит.

Он открыт всегда гостям

Хлебосольный....   (дастархан)

 

 Не наемся я никак,

Очень вкусный .... (баурсак).

 

 

 

Тихо, тихо, будто в сказке, мы на коврике лежим….

Все закроем наши глазки, и представим, что мы спим…..

Сон нам снится, будто в море мы на корабле плывём,

И на солнечном просторе волны плещут за бортом.

Чайки кружат в небе синем  среди белых облаков.

По волнам плывут дельфины, нам желают сладких снов.

Но конец приходит сказке…Просыпаться нам пора…

Открываем свои глазки,…Поднимаемся с ковра.

Скажем мы "Спасибо!", скажем "До свиданья!",

Повернёмся друг за другом и помашем на прощанье….

 

 

 

 

- Для всех движения нужны,

Всем движения важны,

Если будем танцевать,

Будет некогда скучать!

А в этой юрте нас приглашают танцевать.

 

 

 

В музыкальном ауле праздник идёт,

И всех его жителей песня зовёт!

Чтоб проснулся голосок,

Будем распеваться,

Чтоб красиво петь он смог,

Нужно постараться!              -Многие композиторы писали песни о своей Родине.

 всё это есть у казахского народа, но сегодня мне бы хотелось поговорить об одном из музыкальных инструментов.

- Гость радуется песенному гулу

  Не ведая ни грусти, ни хандры

  У нас, дружок, не сыщешь ни аула,  

  Ни даже дома без ...  (домбры).