Конспект организованной учебной деятельности по музыке
для детей 4-6 лет
Дата: 9.12.2020г. (группа №3, №6), 10.12.2020г. (группа №5)
Музыкальный руководитель: Шатрова О. Г.
Образовательная область: «Творчество»
Тема: «Чарующие звуки домбры».
Цель: Формировать представления детей об изобразительных возможностях инструментальной , домбровой музыки. Приблизить детей к музыке казахского народа, его обычаям, традициям, музыкально – литературному наследию. Познакомить с творчеством казахского композитора Құрманғазы; обогащать знания детей о казахских инструментах;
Копилка музыкальных терминов: кюй, кюйши, оркестровая и домбровая музыка.
Задачи:
Воспитательная: Воспитывать культуру слушателя, исполнителя; воспитывать любовь
к Родине, любовь к музыке, через яркие музыкальные примеры.
Образовательная: Расширять знания детей о казахском музыкальном инструменте-
домбре, ее тембровых особенностях; знакомить с музыкальным жанром «Кюй»
и музыкальным титулом «кюйши». Способствовать формированию у детей
художественного вкуса; воспитывать внимание, интерес и любовь к музыке.
Развивающая: Развивать музыкальные, творческие способности детей (звуковысотный,
ритмический, динамический слух); память; развивать ассоциативное
мышление ; активизировать мыслительную деятельность детей на
занятиях музыки.
Оборудование: ноутбук для видеоролика, для мп3 записей; портрет Курмангазы; снежинки- эмоции; дидактические картинки казахских инструментов; ширма; карточки для дидактической игры; юрты в количестве 5 штук; гимнастическая палка-шапка- камча для игры «сбей шапку»; угощения; домбра; конырау; асатаяк.
Музыкальный материал: казахский танец «Қара жорға»,
кюй Құрманғазы «Сарыарка», клип «Сарыарқа» в оркестровом исполнении,
музыкально-дидактическая игра «Музыкалық үй»,
кюй «Детство» Адай для релаксации,
мп3 записи звучания музыкальных инструментов асатаяк, конырау, домбра для игры
фонограмма песни «Белая ромашка» для исполнения
музыкальное приветствие
Билингвальный компонент: ән- музыка,қонырау- колокольчик,асатаяк -бубенцы,сары арка- золотая степь, той- праздник, сәлеметсізбе- здравствуйте.
Ход ОУД
Мотивационно-побудительный:
(Дети под музыку входят в класс под весёлую маршевую музыку, на полу разбросаны вырезанные снежинки с разными выражениями эмоций, чистой стороной вверх. Дети встают в круг и здороваются друг с другом пением под аккомпанемент педагога)
- Мы ладошки другу подаём,
И с улыбкой «здравствуй, мы поём.
Добрый день, добрый день,
Заниматься нам не лень»
Муз. рук: Ребята, вот и пришла к нам Зимушка-зима, со своими радостями и
шалостями. Вы любите зимние забавы? А чистый и лёгкий снежок? Посмотрите,
сколько снежинок нам прислала Зимушка-зима. Я буду по одной снежинке поднимать
и мы узнаем одинаковые ли они лил разные. Хорошо?
(поднимает
по одной снежинке).
Правильно, они все не одинаковые, одна грустная и печальная, а другая весёлая и
озорная, следующая- злая, грозная, четвёртая- засыпающая, а пятая- молчаливая.
Муз. рук: Я думаю они не случайно к нам попали, они хотят, чтобы мы поздоровались разными способами: весело, плача, злясь и хохоча. Попробуем?
(Дети исполняют
приветствие с разными интонациями и эмоциями)
Муз.рук: Ребята, расскажите о своих ассоциациях со словом Родина? Что для вас значит это слово?
Наверно это место, где вы живёте, родились, где хорошо, тепло, всегда светит солнце, мирное небо над головой, ведь я права?
(Беседа о Родине Казахстан ,о своем родном крае.)
Дети отвечают: Родина это природа Казахстана, ее бескрайние степи, горы, президент…… музыка, танцы, песни, музыкальные инструменты...
Муз.рук: Конечно же вы правы, всё это есть у казахского народа, но сегодня мне бы хотелось поговорить об одном из музыкальных инструментов.
- Гость радуется песенному гулу
Не ведая ни грусти, ни хандры
У нас, дружок, не сыщешь ни аула,
Ни даже дома без ... (домбры).
Муз.рук: Домбра – одна из любимых музыкальных инструментов у казахского народа. Путешественники часто брали домбру с собой в дорогу, она им помогала в пути, юноши соревновались в пении, а девушки танцевали под её волшебные звуки.
Из аула в аул кочевали певцы-акыны, принося с собой радость и веселье. Там, где появлялся акын, исчезали грусть и печаль. Слышите звуки домбры?
(В записи звучит домбра)
Организационно –поисковый
Муз.рук: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по бескрайним казахским степям. Заглянем в каждую юрту, послушаем музыку, которая там будет звучать. А поможет нам в этом, конечно, же домбра. Потому что домбра, ребята, это душа казахского народа. Итак, в путь.
(показывает инструмент)
Вот она, наша спутница, играй домбра, не ленись, в путь скорее торопись!
Муз.рук: Ребята, а какие вы знаете казахские народные инструменты? Назовите их.
Дети называют: қонырау- колокольчик, асатаяқ- бубенцы, домбра
(показать иллюстрации)
Муз.рук: А сможете ли вы угадать их по звучанию? Сейчас проверим.
(В записи включаются фрагменты звучания инструментов, дети угадывают, показывают их на карточках)
(Проводится музыкально-дидактическая игра «Музыкалық үй»
Муз.рук: Как вы определили что это именно этот инструмент звучал?
(дети аргументируют ответы)
-Вы слышите? Домбра снова звучит и зовет нас в дорогу.
(Звучит домбра)
Муз.рук: Ребята, а в этой юрте звучит музыка великого казахского композитора Құрманғазы (показ портрета композитора)
Ребята, музыка может о многом рассказать. Она может рассказать, как бежит осенний ручей, как стремительно несётся табун лошадей, как грустно бывает в дали от дома, как весело и звонко смеются дети, играя в степи. Послушайте, о чём нам расскажет музыка?
(Слушание «Сары Арқа» Курманғазы.)
Муз.рук: Ребята, что вы услышали, что представили, когда слушали этот кюй?
Как он называется? (Сары Арқа)
Кто его сочинил? (Курманғазы)
Как раньше казахи называли своих композиторов и сочинителей кюев? (Кюйши).
-А на каком инструменте исполняли это произведение? (На домбре)
Какого народа этот инструмент? (казахского).
Мы послушали с вами кюй- казахское произведение для музыкального инструмента, а того, кто исполнял кюй называют кюйши. Сейчас мы услышали кюй в домбровом исполнении, а теперь садитесь поудобнее и послушаем в оркестровом исполнении. Оркестр- это коллектив, в котором много музыкантов и играют они все на разных инструментах под управлением дирижёра.
(Просмотр видео клипа «Сары- арка»)
А вы видели, как состязаются между собой батыры в своей ловкости?
Давайте посоревнуемся, встанем в круг и поиграем в игру «Сбей шапку»
(Дети стоят в кругу, в центре на шесте одета шапка, водящему завязывают глаза, дают камчу, раскручивают со словами: «Кручу, верчу, запутать хочу, от шапки увожу, доогу не покажу». Затем все дети кричат :»Сбей шапку», водящий пытается сбить шапку. Если сбивает все показывают «лайки», если нет говорят «У-у-у»)
Муз.рук: Вы слышите снова домбра зовет нас в дорогу. В путь!
А в этой юрте звучат песни.
Муз.рук: В музыкальном ауле праздник идёт,
И всех его жителей песня зовёт!
Чтоб проснулся голосок,
Будем распеваться,
Чтоб красиво петь он смог,
Нужно постараться!
-Многие композиторы писали песни о своей Родине. Мы с вами знаем песню про Қазақстан. Давайте, споём нашей спутнице домбре.
(Исполняется песня «Белая ромашка»- группы №3, №6
«Мой Казахстан» группа №5)
Муз.рук: Вам понравилось петь песни в этой юрте?
Дети: Да!
Муз.рук: Это очень хорошо, но нам пора отправляться в путь.
(Звучит домбра)
- Для всех движения нужны,
Всем движения важны,
Если будем танцевать,
Будет некогда скучать!
А в этой юрте нас приглашают танцевать.
Послушаем, какая же музыка в ней звучит.
(Звучит отрывок танца «Қара жорға»)
Муз.рук: Ребята, как вы думаете, какая музыка звучит в этой юрте?
А что делают люди, когда звучит танцевальная музыка? Правильно, танцуют.
(Исполняется танец «Қара жорға» )
(после исполнения танца дети под музыкальное сопровождение, рассаживаются на свои места)
Муз.рук: Как вы замечательно танцуете, но слышите?
Снова домбра нам поет
В следующую юрту она нас зовет. А в этой юрте любят отдыхать после весёлых танцев
(Звучит домбра)
-Ты присядь, отдохни, да за мною повтори…
(проводится релаксация)
"Тихо, тихо"
Тихо, тихо, будто в сказке, мы на коврике лежим….
Все закроем наши глазки, и представим, что мы спим…..
Сон нам снится, будто в море мы на корабле плывём,
И на солнечном просторе волны плещут за бортом.
Чайки кружат в небе синем среди белых облаков.
По волнам плывут дельфины, нам желают сладких снов.
Но конец приходит сказке…Просыпаться нам пора…
Открываем свои глазки,…Поднимаемся с ковра.
Скажем мы "Спасибо!", скажем "До свиданья!",
Повернёмся друг за другом и помашем на прощанье….
Рефлексивно-корригирующий.
Муз.рук: Вот она какая домбра, волшебница, сколько можно с её помощью нового узнать и услышать.
Ребята, вы сегодня очень старались, и наше путешествие надолго запомнится. Вам понравилось? Но это ещё не всё. Жители вот этой, последней юрты очень гостеприимные и приглашают всех на той- праздник, где вас ждут сюрпризы.
Сюрприз можно получить, отгадав загадки.
На огонь поставишь, закипит,
Крышку сбросить норовит.
Он открыт всегда гостям
Хлебосольный.... (дастархан)
Не наемся я никак,
Очень вкусный .... (баурсак).
(Педагог открывает юрту, достаёт баурсаки, раздаёт их детям.)
(Дети делятся впечатлениями о путешествии).
Муз.рук: До новых встреч!
(Дети угощаются баурсаками, звучит музыка домбры)
На огонь поставишь, закипит,
Крышку сбросить норовит.
Он открыт всегда гостям
Хлебосольный.... (дастархан)
Не наемся я никак,
Очень вкусный .... (баурсак).
Тихо, тихо, будто в сказке, мы на коврике лежим….
Все закроем наши глазки, и представим, что мы спим…..
Сон нам снится, будто в море мы на корабле плывём,
И на солнечном просторе волны плещут за бортом.
Чайки кружат в небе синем среди белых облаков.
По волнам плывут дельфины, нам желают сладких снов.
Но конец приходит сказке…Просыпаться нам пора…
Открываем свои глазки,…Поднимаемся с ковра.
Скажем мы "Спасибо!", скажем "До свиданья!",
Повернёмся друг за другом и помашем на прощанье….
- Для всех движения нужны,
Всем движения важны,
Если будем танцевать,
Будет некогда скучать!
А в этой юрте нас приглашают танцевать.
В музыкальном ауле праздник идёт,
И всех его жителей песня зовёт!
Чтоб проснулся голосок,
Будем распеваться,
Чтоб красиво петь он смог,
Нужно постараться! -Многие композиторы писали песни о своей Родине.
всё это есть у казахского народа, но сегодня мне бы хотелось поговорить об одном из музыкальных инструментов.
- Гость радуется песенному гулу
Не ведая ни грусти, ни хандры
У нас, дружок, не сыщешь ни аула,
Ни даже дома без ... (домбры).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.