Конспект на тему: "Дифференциация в-ф"
Оценка 4.9

Конспект на тему: "Дифференциация в-ф"

Оценка 4.9
doc
07.06.2023
Конспект на тему: "Дифференциация в-ф"
согласные в-ф.doc

Тема: Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф.

Цель: научить учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

·       образовательные: закрепить знания о механизме образования данных звуков и различать эти звуки изолированно, в слогах, словах и предложениях.

·       коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать навыки фонематического восприятия, развивать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; научить дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, словах, предложениях, закрепить навык самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи; развивать умение соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.

·       воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно.

Оборудование: зеркала, проектор, интерактивная доска.

 

Ход

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня в гости к нам пришли волчонок Ваня и ежонок Фаня (Презентация 1- слайд 1). Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем различать их любимые звуки и буквы. Сели, глазки видят, ушки слушают, мы сначала думаем, а потом говорим, отвечаем на поставленные вопросы.

 

III. Артикуляционная гимнастика

- Ребята, чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем Ване и Фане, как мы её умеем делать! Научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами!

1. «Улыбочка». (Презентация 1- слайд 2)

2. «Заборчик». (Презентация 1- слайд 3)

3. «Накажем непослушный язычок». (Презентация 1- слайд 4)

4. «Трубочка». (Презентация 1- слайд 5)

5. «Оближем губки». (Презентация 1- слайд 6)

6. «Почистим верхние зубки». (Презентация 1- слайд 7)

7. «Орешек». (Презентация 1- слайд 8)

8. «Загони мяч в ворота». (Презентация 1- слайд 9)

 

IV. Объявление темы

- Ребята, какой первый звук в имени волчонка Вани? (Звук [в].)

- Какой первый звук в имени ёжика Фани? (Звук [ф].)

- Догадались, какие мы сегодня звуки и буквы будем учиться различать?  (Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф.) (Презентация 1- слайд 10)

V. Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие). (Презентация 1- слайд 11)

- Ребята, придвиньте зеркала. Произнесите и определите в чём сходство и различие звуков [в], [ф].

- При произнесении звуков [в] и [ф] в каком положении находятся губы? (Нижняя губа касается передних верхних зубов, верхняя губа поднята.)

- Зубы сомкнуты или между ними есть щель? (Воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки.)

- В каком положении при произнесении звуков [в] и [ф] находится язык? (Спинка языка поднимается к твёрдому нёбу.)

- Ребята, при произнесении звуков [в] и [ф] струя воздуха встречает преграду или нет? (Преграда воздуху есть: губки и зубки.)

- Молодцы, ребята! Вы правильно определили артикуляцию звуков   [в], [ф].

 

VI. Характеристика звуков [в], [ф].

- Ребята, а сейчас дайте характеристику звуков [в], [ф].

- Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)

- Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)

- Почему? (Голосовые связки дрожат.)

- Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)

- Назовите в чём отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой. При произнесении  звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.)

 

  VII. Автоматизация звуков [в] и [ф] в изолированном виде.

- Ребята, представьте, что вы в лесу. Повойте как волчонок Ваня: 5 раз коротко [в], а затем протяжно. Хорошо!

- А теперь аналогично профыркаем звук [ф], как ежонок Фаня.

 

VIII. Развитие фонематического слуха (игра «Поймай звук»).

- Ваня и Фаня очень любят играть в игру «Поймай звук», давайте, и мы в неё поиграем! Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [в], и два раза – если услышишь звук [ф].

Звуки: [ф], [р], [с], [в], [н], [ч], [к], [ф], [ч], [в], [к], [в], [д], [н], [ф], [к], [ч].

Слоги: па – ка – ва – са – но – фо – ну – ву – ты – фы – во – фу.

Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки, книга.

 

IX. Физминутка «Звериная зарядка».

– Ребята, давайте представим себя маленькими зверушками  и выполним те движения, которые делают они.

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться, (потянуться)

Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть.

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть, (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте, (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

X. Соотнесение звуков [в] и [ф] с буквами В и Ф. (Презентация 1- слайд 12) 

- Ребята, какой буквой обозначается звук [в]? (Буквой В.)

- На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)

- Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой Ф.)

- На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (Буква В тоже состоит из трёх частей.) Возьмите кисточки, намочите их в воде. Девочки, напишите мокрыми кисточками на доске букву В, а мальчики – букву Ф.

 

XI. Формирование навыков письма и чтения.  (Презентация 1- слайд 13)

- Ребята, Ваня и Фаня очень любят писать. Они придумали для вас задание. Нужно правильно дописать в тетрадях буквы В, в  и  Ф, ф.

 

 

 


а) На уровне слогов: (Презентация 1- слайд 14)

- Ребята, посмотрите, слоги перепутались, распределите их в два столбика.

Ва, фи, фра, вры, ове, уфи, ава, офо, вло, фля, ефе, офе.

После распределения слогов в два столбика на слайде дети записывают их в тетради по памяти.

б) На уровне слов:

- Ребята, Ваня и Фаня учатся в лесной школе. Помогите выполнить домашнее задание! Ване задали соединить предметные картинки со схемами слов. (Презентация 2- слайд 1)

- Ребята, а теперь помогите Фане! Прочитайте, напишите слова, вставьте пропущенные буквы: (Презентация 2- слайд 2)

коро-а, с-ёкла, -утбол, -олейбол, про-иль, про-ессия, кон-ерт, кон-ета,

не-ть, -артук, кла-иши, про-ерка, бу-ет, сло-а, ли-т, пла-ал, шар-ик,

жира-ы, -онтан;

в) На уровне предложений:

- Прочитайте скороговорки. Запишите их по памяти. (Презентация 2- слайд 3)

Фаня в гостях у Вани,

У Вани в гостях Фаня.

                                      Наш Филат не бывает виноват.

                                      Не бывает виноват наш Филат.

XII. Итог

- Ребята, у Вани и Фани осталось не выполнено одно домашнее задание. Оно записано на карточках. Выполните его дома. Вставьте нужную букву В или Ф: (Презентация 2- слайд 4)

_а_ли, _е_раль, _ы_их, _ести_аль, _у_айка, _ы_еска, с_ойст_о,

_о_ремя, _ле_о, _ыли_ать, _альши_ый, _ое_ода, _ар_ор, _ере_очка,

по_орачи_ай, _тогра_ия, _одо_орот, _одоём, _доба_ок, _ехто_ание,

_еще_ой, _до_оль, _ещест_о, _ейер_ерк, ал_а_ит.

- Ребята, Ваня и Фаня благодарят вас за помощь! Молодцы! (Презентация 2- слайд 5) Чему вы научились на занятии? Что вы ещё сегодня узнали нового?


Тема: Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и

Тема: Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и

V. Анализ артикуляция звуков [ в ], [ ф ] (сходство, различие)

V. Анализ артикуляция звуков [ в ], [ ф ] (сходство, различие)

Это заячья зарядка. А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза)

Это заячья зарядка. А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза)

Ва, фи, фра, вры, ове, уфи, ава, офо, вло, фля, ефе, офе

Ва, фи, фра, вры, ове, уфи, ава, офо, вло, фля, ефе, офе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2023