Конспект логопедического занятия на тему : «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки».
Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся о согласных звуках и буквах, обозначающих их.
Задачи:
Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, индивидуальные карточки с заданиями,
Ход урока
I. Организационный момент
Мотивации к учебной деятельности.
1. Массаж лица.
-Представьте, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание), а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам), а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи)
2. Упражнения для просодии.
Вот летят, летят листочки
По дорожкам стелятся.
В вихре танца закружилась
Пёстрая метелица.
- Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.
Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)
3.Упражнения для мелкой моторики рук.
«Ладони на столе» (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)
«Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
«Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).
4. Развитие мимических мышц.
-После осеннего дождика выглянуло яркое солнышко, и вы очень обрадовались.
-Но вдруг опять набежала темная тучка, вы очень огорчились.
-А теперь подул легкий осенний ветерок, и унес тучки, и вы снова улыбнулись.
5. Артикуляционная гимнастика.
Массаж языка. Кош выгибает спинку. Широкий язык.
II. Этап Актуализации знаний
Сегодня на занятии мы будем продолжать говорить о звуках речи.
Игра с мячом.
- что вы произнесли? (Мы произнесли звуки)
- а что такое звуки? (это то, что слышим и произносим)
- а что же такое буквы (это то, что мы видим и пишем)
- Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)
Сообщение темы.
Сегодня на занятии мы будем наблюдать за образованием согласных звуков, учится четко и правильно произносить согласные звуки, различать их в слове по их признакам.
III. Этап Выявления причины затруднений
А согласные могут
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс – змеиный слышен свист,
Шшш – шуршит опавший лист.
Жжж – шмели в саду жужжат,
Ррр – моторы тарахтят.
- Что вы можете сказать про согласный звук?
При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков.
- А из чего состоит каждый согласный звук? (Произносится
каждый звук и делается вывод)
- Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один
из главных признаков согласных звуков.
Как
отличить |
|
Гласные звуки |
Согласные звуки |
Гласный звук состоит только из голоса. |
Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса. |
При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, без преград. |
При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). |
Гласный звук образует слог. |
Согласный звук образует слог только вместе с гласными
(На доске висят две картинки: синий и зеленый домики). - Ребята, кто помнит, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? – Твердые – синим, а мягкие – зеленым. - Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? А какие в зеленом. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами: |
Физкультминутка:
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с
наклонами)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем
вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
«Найди ошибку»:
- Сейчас я прочитаю предложения одного ученика-двоечника, который сделал много ошибок, давайте найдем их и исправим.
Мама режет люк для супа. – (лук)
На ногах у Зины красивые тяпки. – (тапки)
Мы любим париться в банке. – (баньке)
На ветке сидит галька. – (галка)
Я назову слоги, а вы запишите только
те, в которых есть мягкий согласный:
а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….
б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…
Рефлексия.
- Наш урок заканчивается.
- Какое настроение осталось у вас после урока? Прикрепите свои стикеры к тем смайликам, которые отражают ваше настроение.
- Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.