Конспект на тему: "Согласные звуки и буквы"
Оценка 4.9

Конспект на тему: "Согласные звуки и буквы"

Оценка 4.9
doc
07.06.2023
Конспект на тему: "Согласные звуки и буквы"
Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки»..doc

Конспект логопедического занятия на тему : «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки».

 Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся о согласных звуках и буквах, обозначающих их.

Задачи:

  • наблюдать за образованием согласных звуков;
  • определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;
  • наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв;
  • формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
  • развивать умение работать с разными источниками информации (с научным текстом, со словарём, с таблицей);
  • формировать ценностное отношение к русскому языку;
  • развивать навыки сотрудничества во время работы в группах.

Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, индивидуальные карточки с заданиями,

Ход урока

I. Организационный момент

Мотивации к учебной деятельности.

1.     Массаж лица.

-Представьте, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание), а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам), а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи)

2. Упражнения для просодии.

Вот  летят, летят листочки

          По дорожкам стелятся.

          В вихре танца закружилась

          Пёстрая метелица.

- Посмотрите, у нас тоже есть осенние листочки, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти по середине язычка.

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

3.Упражнения для мелкой моторики рук.

«Ладони на столе» (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.)

«Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

«Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»).

4. Развитие мимических мышц.

-После осеннего дождика выглянуло яркое солнышко, и вы очень обрадовались.

-Но вдруг опять набежала темная тучка, вы очень огорчились.

-А теперь подул легкий осенний ветерок, и унес тучки, и вы снова улыбнулись.

5. Артикуляционная гимнастика.

Массаж языка. Кош выгибает спинку. Широкий язык.

II. Этап Актуализации знаний

Сегодня на занятии мы будем продолжать говорить о звуках речи.

Игра с мячом.

- что вы произнесли? (Мы произнесли звуки)

- а что такое звуки? (это то, что слышим и произносим)

- а что же такое буквы (это то, что мы видим и пишем)

- Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)
Сообщение темы.

Сегодня на занятии мы будем наблюдать за образованием согласных звуков, учится четко и правильно произносить согласные звуки, различать их в слове по их признакам.

III. Этап Выявления причины затруднений

А согласные могут

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист.

Жжж – шмели в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

 - Что вы можете сказать про согласный звук?

 При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков.

- А из чего состоит каждый согласный звук? (Произносится каждый звук и делается вывод)
- Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков.

Как отличить 
согласный звук от гласного?

Гласные звуки

Согласные звуки

Гласный звук состоит только из голоса.

Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.

При произнесении гласного звука воздух  проходит свободно, без преград.

При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

Гласный звук образует слог.

Согласный звук образует слог только вместе с гласными



(На доске висят две картинки: синий и зеленый домики).

- Ребята, кто помнит, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? – Твердые – синим, а мягкие – зеленым.

- Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? А какие в зеленом.

Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами:

  Физкультминутка:

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) 
Даже ветер не шумит. 
Рано утром солнце встало, 
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) 
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) 
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) 
Солнце клонится всё ниже. 
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

   «Найди ошибку»:

- Сейчас я прочитаю предложения одного ученика-двоечника, который сделал много ошибок, давайте найдем их и исправим.

Мама режет люк для супа. – (лук)

На ногах у Зины красивые тяпки. – (тапки)

Мы любим париться в банке. – (баньке)

На ветке сидит галька. – (галка)

 Я назову слоги, а вы запишите только

те, в которых есть мягкий согласный:

а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….

б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…

 Рефлексия.

- Наш урок заканчивается.

 - Какое настроение осталось у вас после урока? Прикрепите свои стикеры к тем смайликам, которые отражают ваше настроение.

 - Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://3.bp.blogspot.com/-6DJ_L_vChe8/TjkmdSpfPMI/AAAAAAAACoM/Ba2P_CgBN0Y/s1600/%25D0%259E.jpg

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04eb/0010f4da-8f3b247b/img10.jpg

 

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f1d/000eb51c-bcc9a16c/img11.jpg

 

 

 

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1333/0015aa8a-bffdf916/img7.jpg

 

 

 

 

 

 

 


Конспект логопедического занятия на тему : «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки»

Конспект логопедического занятия на тему : «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки»

Ладони на столе» (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе

Ладони на столе» (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе

Что вы можете сказать про согласный звук?

Что вы можете сказать про согласный звук?

Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)

Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)

Конспект на тему: "Согласные звуки и буквы"

Конспект на тему: "Согласные звуки и буквы"

Конспект на тему: "Согласные звуки и буквы"

Конспект на тему: "Согласные звуки и буквы"

Конспект на тему: "Согласные звуки и буквы"

Конспект на тему: "Согласные звуки и буквы"

Конспект на тему: "Согласные звуки и буквы"

Конспект на тему: "Согласные звуки и буквы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2023