Тема занятия: Звуки [м - м,]. Буква М м.
Цель занятия: закрепить навыки различия и четкого произношения звуков
[м, м,] изолированно, в слогах, фразах, в предложении.
Образовательные задачи занятия:
· закрепить знания о механизмах организации данного звука изолированного, в слогах, в словах, в предложении;
· познакомить с графическим изображением звуков [м - м,], буквой М м;
· сформировать понятие звук, слог, слово, предложение.
· Коррекционные задачи занятия:
· совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
Воспитательные задачи занятия:
· воспитывать интерес к занятиям, воспитание трудолюбия, настойчивости.
Оборудование: профили артикуляции звука, предметные картинки, мяч, тетради.
Ход проведения занятия.
Этапы занятия
Содержание
1. Организационный момент
2. Сообщение темы
Живет
она в норке
В подполье, в каморке.
Серая малышка
Кто это? (мышка)
- Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова?
- Сегодня мы с вами будем работать со звуками [м – м,], научимся находить его в словах
3. Артикуляционная гимнастика
Мимическая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Упражнения:
. «Птенчики», «Лопатка», «Змейка», «Качели, «Футбол», «Лошадка».
- Остановили лошадку тр – р – р.
«Трубочка» - «Улыбка» попеременно произносим у–и, у-и
«Хмуримся – удивляемся».
«Подмигиваем правым и левым глазом».
«Надуваем щеки и втягиваем». (Без голоса).
- Сели удобно, одну руку положим на диафрагму (чуть выше живота) другую на пояс. Контролируем – когда дышим плечи не поднимаются (на доске схема).
Молодцы!
4. Произнесение изолированного звука
5. Анализ артикуляции звука с помощью схемы
“Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. - Возьмите зеркала и произнесите звук [м] (вопросы сопровождаются схемой).
- В каком положении находятся губы?
- Произнесите звук [м,] в каком положении находятся губы?
-В каком положении находятся зубы?
- В каком положении находится язык?
- Какая воздушная струя (поставим руку тыльной стороной)?
- Присутствует ли голос?
При произношении звука [м] губы сжаты и напряжены.
При произношении звука [м,] губы растягиваются, но также смыкаются.
При произношении звука [м] зубы не смыкаются.
При произношении звука [м] язык свободно лежит.
Воздушная струя слабая и короткая идет через нос.
Голос присутствует.
6. Характеристика звука
- Можем ли мы этот звук пропеть?
- Значит этот звук какой?
- Если этот звук согласный, он может быть каким?
- Мы говорим что при произношении этого звука присутствует голос, значит он какой?
Этот звук мы пропеть не можем.
Этот звук согласный.
Этот звук может твердым и мягким.
Этот звук звонкий.
7. Связь звука и буквы
Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем.
Вот и у звука «м» есть своя буква «М».
Звуки [м и м,] обозначается буквой м..
На доске выставляется заглавная и строчная буква м.
- Назовите что изображено на картинках. (дом, дым, ком)
8. Развитие фонематического слуха
Игра «Поймай звук»
Попробуй звуки поймать,
Если услышишь звук “мь”,
руки вверх подними,
А если услышь “м”,
в ладоши хлопни.
М- МЬ-Н-М-МЬ
МА-МЯ-НИ-МИ-МЕ-НЕ-МУ-МИ
МАМА-МИР-НИНА-МУХА-МЕЛ-ПАР-МОХ
9. Закрепление звука изолированно
Давай покажем нашему звуку как, мы научились его произносить.
Произносим
м – м – м
м, – м, – м,
10.Закрепление звука в слогах посредством повторения чистоговорок
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.
11. Динамическая пауза
Мы руками —
хлоп-хлоп-хлоп (6раз),
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз).
Кулаками постучим (6раз),
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).
12. Закрепление звука в словах.
Игра “Дополни слоги до слов”
· ма- (машина, малина, матрешка, мальки)
· мо- (море, морж, мойка, мост, мох)
· му – (мусор, муха, муравей)
· мы – (мышка, мышь, мысли)
· ми – (мишка, миска, минута, мир)
· ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)
13. Закрепление звука в предложении
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь)
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой — спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
14. Работа в тетрадях
Итог занятия
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Что обозначает эта буква?
Какие это звуки.
Мы познакомились с буквой М.
Она обозначает звуки [м и м,].
Звук [м] согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой и колокольчиком.
Звук [м,] согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой и колокольчиком.
15. Оценка
“Сегодня у тебя было хорошее произношение. Ты правильно выполнял задания. Молодец.”
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.