Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».
Цель занятия: учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки устно и соответствующие им буквы на письме.
Задачи:
1. Тренировать детей в различении твёрдых и мягких согласных (в произношении и на слух); упражнять в умении обозначать мягкость согласных на письме посредством гласных 2 ряда.
2. Развивать навыки осознанного анализа и синтеза звукового состава речи.
3. Учить детей пользоваться изученной терминологией (согласный звук, гласный звук, звук и буква, твёрдый и мягкий согласный звук) Расширять активный словарный запас.
4. Развивать мелкую моторику рук через упражнения на обведение контура геометрических фигур, игры с пальчиками. Способствовать развитию пространственных представлений, чувства ритма, общей координации, фонематического слуха.
5. Формировать у детей коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности (через повтор инструкции, задания с использованием изученной терминологии, через построение полных ответов на вопросы). Учить детей работать по алгоритму.
6. Воспитывать уважительное и вежливое отношение детей друг к другу, умение общаться и выполнять задание в паре.
Оборудование:
Гномы Тим и Том, звуковые домики для этих гномов, фланелевые подушечки, камешки того же размера; слоги, записанные на карточках различной геометрической формы, «Звуковое лото» (чёрно- белая картинка с пустым окошечком для записи буквы, флажки красного цвета, тетради, цветные карандаши, контурные изображения мальчика и девочки (для рефлексии, мяч, буквы Г, Н, О, М, Ы на цветном картоне различного цвета и разной высоты.
Организационный момент.
Введение в тему занятия.
Звуковой анализ слов.
-Сегодня мы опять отправимся в город Красивой речи. Но того, кто поведёт нас туда, вы узнаете, выполнив задание: расположите буквы по высоте, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.
(гномы)
-Кто помнит, как зовут наших гномов?
(Тим и Том)
- А вот и их домики. Угадайте, кто в каком домике живёт?
(предлагаю звуковые схемы слов Тим и Том на домиках.)
- Что мы можем рассказать о слове по его схеме?
(в нём 3 звука, 1 гласный, 2 согласных, 1 слог.)
-Чем отличаются звуковые схемы слов?
(в схеме для слова Тим первый согласный звучит мягко, а в слове Том– твёрдо.)
- В городе красивой речи гномам отведена почётная роль: гном Том следит за тем, чтобы твёрдые согласные правильно звучали и записывались. А гном Тим отвечает за мягкое звучание согласных и их написание
Целеполагание.
-Попробуйте предположить, чему нас сегодня будут учить Тим и Том в городе Красивой речи?
(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные)
- Да, мы с вами будем тренироваться различать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков и обозначать их твёрдость или мягкость на письме.
Основная часть.
- Вспомним, чем различаются понятия «звук» и «буква» (обращение к карте над доской). – Что мы видим в окошечках? (буквы)
-А какие звуки они могут обозначать? (тв. и мяг.)
1. Развитие фонематического слуха.
Игра «Позвоним в дверь»
- Тим любит, когда согласные звучат мягко, даже звонок у его двери в виде мягкой подушечки. Давайте позвоним в дверь его домика, прикасаясь к мягкой подушечке и произнося мягкий звук.:
Ть-ть-ть, дь-дь-дь, вь-вь-вь.
У двери Тома лежит твёрдый камешек. Прикасаясь к нему, мы произнесём звуки твёрдо: б-б-б, з-з-з, м-м-м.
(дети выполняют задание, прикасаясь к своим подушечке и камешку, лежащим на партах.)
2. Игра «Поменяй звучание согласного» (с мячом)
(Работа в парах)
- Тим и Том любят играть. Выберите себе пару. Решите, кто будет Тим, а кто – Том. Перекидывая мяч друг другу, дети произносят и изменяют звучание согласного на противоположное по твёрдости- мягкости.
Например, с---сь, п---пь, л---ль.
Когда поиграют, гномы поют песенки, произнося звуки и постукивая по камешку и подушечке.
Сейчас мы споём песенку Тима и Тома (с постукиванием по подушечке и по камешку): ла---ля-ля---ла---ля-ля---ла---ля-ля.
Фа-фа-фа---фя---фа-фа-фа---фя---фа-фа-фа---фя
Ду-ду---дю-дю-дю---ду-ду---дю-дю-дю
3. Слоговой анализ и синтез слов.
Игра «Слова рассыпались».
(Раздаю детям слоги, записанные на геометрических фигурах)
- Ребята, гномы несли вам на занятие слова, но по дороге они споткнулись и слова рассыпались на части.
–А из каких частей состоят слова?
(из слогов)
-О! Слоги записаны на геометрических фигурах. Какие фигуры вы узнали?
(квадрат, овал, треугольник и т. д.)
- Прочитайте слоги, послушайте звучание согласного и обведите цветным карандашом контур фигуры: если согласный звучит твёрдо – синим, а если мягко – зелёным цветом.
ЛИ СА МЫ ЛО РУ КА ЛЕ ТО
ТЁ ТЯ ЛЮ ДИ
Соедините одинаковые фигуры и сложите слово.
Проверка: чтение слов по цепочке.
- Положите перед собой слово, слоги которого записаны на квадратах.
-Справа от него положите слово из треугольников.
-Между ними расположите слово на кругах.
-Слева от квадратов поместите слово в овалах.
-Назовите слова, в которых все слоги читаются твёрдо (мыло, рука)
А теперь такие слова, в которых все согласные звучат мягко (люди, тётя).
Вывод:
- Какие гласные буквы помогают Тому прочитать согласные твёрдо?
(а-о-у-ы-э)
- Покажите беззвучную артикуляцию этих звуков. (можно добавить чередование артикуляций в качестве речевой гимнастики)
- Какие гласные буквы помогают Тиму прочитать согласные мягко?
(я-ё-ю-и-е)
4. Работа с индивидуальными карточками.
Игра «Вставь пропущенное слово в предложение».
-Давайте впишем эти слова в предложения.
(раздаю индивид. карточки)
В лесу живёт рыжая…
Мы купили для рук душистое …
Ложку держат в правой…
5. Физминутка. (в парах)
- Встаньте из-за парт, мы немного отдохнём.
6. Игра «Звуковое лото».
- Сейчас прошу вас поработать самостоятельно. Каждый из вас получил несколько (3) чёрно-белых картинок с окошечком возле них.
Вам нужно произнести это слово, выделить первый звук из названия картинки, раскрасить клеточку в зелёный или синий цвет. В окошечко запишите первую букву из названия картинки.
Порядок работы: (вывешиваю на доску)
Рот, схема в три окошка и крестик на первом окошке, цветные карандаши, ручка.
Проверка у доски.
Вывешиваются все картинки на доску.
7. Классификация предметов.
– Расположите картинки в три группы.
- В каждой группе найдите «четвёртое лишнее». Объясните свой выбор.
Дети находят «лишние» картинки.
(можно расположить картинки в порядке увеличения количества слогов в них: лист, петух, паровоз)
8. Игра «Носик - хвостик»
Придумывание предложений со словами. На какое слово 1 игрок закончил предложение, на такое слово 2 игрок должен придумать предложение.
9. Запись лучшего предложения в тетрадь.
Распространение предложений (возможно, по наводящим вопросам)
Итог занятия
Гномы сегодня очень устали. Изобразите, как устали Тим и Том, расслабьте тело, руки, голову.
Им пора возвращаться в свои домики.
Завтра они расскажут своим друзьям из города Красивой речи о том, что многому вас сегодня научили.
- А чему вы у них сегодня учились?
-Для чего нам такие знания?
-Что было интересным?
- В чём испытывали затруднения?
Рефлексия.
Подарим гномам на память свои «фотографии», только снова дорисуйте на них свои лица. Скажем Тиму и Тому слова благодарности, которые им приятно будет слышать от нас.
Гномы шепнули мне на ушко отметить работу ребят и наградить флажками:
(перечисляю, даю краткую оценку выбору от имени гномов.)
Я думаю, что Тим и Том ещё не раз придут к нам на занятия, чтобы поучить нас.
Г Н
О М
|
||||||||||||||
В лесу живёт рыжая _____________________.
Мы купили для рук душистое ______________________.
Ложку держат в правой _____________________________.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.