Наблюдение за неживой природой в подготовительной группе
Цель: расширение и обогащение знаний детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
- уточнить понятие «живая» и «неживая» природа,
- познакомить детей с доступным явлением неживой природы – температура воздуха;
- учить определять температуру воздуха по прибору ( термометр);
- закрепить знания о различных термометрах, их устройства и назначения, понятий: «температура», «градус», «шкала»;
- развивать умения детей отвечать на вопросы полным ответом, развивать память, речь и мышление.
- развивать двигательную активность детей посредством подвижных игр и игр – упражнений.
- воспитывать доброжелательность, дружеские чувства.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня нам пришло письмо от детей старшей группы, где они просят вас, рассказать им, что такое живая и неживая природа, мы поговорим с вами о природе. Сделаем рисунки и отправим детям письмо, где в рисунках объясним, что такое живая и неживая природа.
Воспитатель: Все мы любим природу. Природа, это то, что существует без помощи человека. Как мы с вами знаем, что природные объекты бывают «живыми » и «неживыми». Что такое живая природа?
Дети:…..
Воспитатель: правильно, живая природа — это всё, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться. Человек, животные, растения — это объекты живой природы. Например, кошка-это живой объект природы. Она дышит, растет, передвигается, питается. Приведите сами примеры живой природы
Дети приводят примеры и поясняют свой ответ.
Воспитатель: а что такое неживая природа?
Дети:……
Воспитатель: вы правы неживая природа - это неизменные и постоянные объекты, которым нет надобности в питании и питье, они не развиваются и не растут. Кто назовет неживую природу?
Дети:…..
Воспитатель: объектам неживой природы относятся воздух, вода, камни, почва, звёзды, Солнце. Послушайте стихотворение, отметьте в нем и назовите объекты живой и неживой природы:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут
в нём птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья. (Л. Дайнеко.)
Воспитатель: Как вы думаете, что относится к живой природе в этом стихотворении и к неживой природе?
Дети приводят примеры и поясняют свой ответ
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
«И в жару и в мороз
за окном стеклянный нос.
Чтоб в любое время года
знали мы, что за погода»
Дети: (Термометр)
Воспитатель: правильно ребята, а кто вспомнит, как выглядит термометр? Что им можно измерять?
Дети:…
Воспитатель: правильно , ребята, человек, очень давно изобрел термометр. Напомню вам, уже более 400 лет человечество пользуется этим изобретением. В переводе на русский язык, термо – температура, метр – измерять. Прибор, измеряющий температуру. Как вы думаете, чем полезен этот прибор? Что можем измерять термометром?
Дети: температуру тела, воздуха, воды.
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Природа и человек».
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.
Воспитатель: А термометр нужен один и всё им измерять?
Дети: для каждого измерения нужен свой термометр
Воспитатель: а кто покажет уличный термометр, комнатный, водный, и для тела.
Дети: ….
Воспитатель: кто может рассказать о частях термометра? Из чего он состоит?
Дети: из корпуса, шкалы и делений . По середине шкалы деление с цифрой «0» после нуля вверху и внизу есть деления с цифрами «10,20,30,40,50» . В центре шкалы, стеклянная трубочка с окрашенной специальной жидкостью. Если на улице тепло, жидкость поднимается вверх, выше отметки «0».
Воспитатель: что значит, если столбик термометра опускается вниз? Дети:…..
Воспитатель: Для чего нужно знать температуру воздуха?
Дети:…термометр нужен для того чтобы измерять температуру, а определяется температура в градусах, одно маленькое деление на термометр-это 1 градус.
Воспитатель: давайте вместе посмотрим температуру окружающего воздуха. У нас есть термометры в группе , умывальной комнате, раздевалке. Сейчас, мы положим наш прибор за окно и вернемся к нему позже, чтобы узнать температуру воздуха на улице. А пока мы пойдем на улицу и поиграем в игру:
- С мячом «Бывает – не бывает».
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом… (не бывает).
Снег зимой… (бывает).
Мороз летом… (не бывает).
Капель летом… (не бывает).
Воспитатель: проверим, какая температура воздуха на улице и сравним с той, что была в комнате.
Рефлексия:
Воспитатель:
- Для чего людям необходимо знать температуру окружающего воздуха?
- Как это знание помогает людям в жизни?
- Что можно измерять термометром?
Я вам принесла раскраску «Виды термометров», в свободное время можно будет раскрасить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.