КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЙ ГОРОД»
А.В. Игнатьева, Е.Н. Кудряшова
МБДОУ «Детский сад №98» г. Чебоксары, sachulenka@mail.ru
Цель: Воспитывать у детей любовь к малой родине.
Задачи:
1. Пробуждать интерес детей к истории своего города.
2. Уточнить и расширить представления детей о родном городе, познакомить их с некоторыми его достопримечательностями.
3. Воспитывать в детях чувство гордости за свою малую родину, чувство восхищения красотой родного города.
4. Развивать связную речь, расширение и активизация словаря по теме «Мой город».
5. Развивать фантазию детей, их творческие способности.
6. Развивать познавательные интересы, выражающиеся в самостоятельном поиске интересующей информации.
7. Учить детей составлять рассказы о своем городе, подчеркивающие красоту и неповторимость родных мест.
Материал: иллюстрации достопримечательностей города.
Словарная работа: город, герб, улица, река, дорога, почта, магазин, детский сад, вокзал, музей, больница, достопримечательности.
Предварительная работа: Беседы: «Я и моя семья», «Мой город».
Рассматривание иллюстраций, карты города Чебоксары, рассматривание государственных символов: герб и флаг города Чебоксары и Чувашской Республики.
Слушание песен о нашем городе. Рисунки детей на тему: «Мой город», экскурсии по городу, разучивание стихов, работа с мнемотаблицами.
Ход НОД:
Воспитатель предлагает детям встать в круг и произнести приветствие:
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго утра.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель: Скажите, кто из вас знает, как называется край, в котором мы живём?
Воспитатель: правильно, Родина!
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Моя Родина»
(воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя»).
Воспитатель: Реки чьи глубоки, чисты
И красивы берега?
Отвечайте без запинки –
(Это Родина моя!).
Горы снежные вершины
Прячут ввысь за облака.
Что за чудная картина?
(Это Родина моя!).
Где поля и степь без края,
На цветах блестит роса.
Песни птиц, жужжанье шмеля?
(Это Родина моя!)
Лес, как царство Берендея,
В нем живут медведь, лиса.
А в тайге есть даже тигры.
(Это Родина моя!).
Где на севере морозном
Льдом сверкают берега.
А на юге—море, солнце.
(Это Родина моя!).
Где город города прекрасней
А всех важней из них Москва.
Цвет флага – Белый, синий, красный,
(Это Родина моя!).
На этой большой планете,
В огромной такой стране,
Есть город один на свете,
Который так дорог мне.
Воспитатель: У каждого из нас есть своя малая родина - тот уголок, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом. Словом, малая Родина у каждого своя!
- Сегодня я приглашаю вас на прогулку по городу.
Стихотворение о городе
Есть уголок в России,
А в этом уголке
Город стоит красивый
На большой реке.
Здесь воздух чистый, как роса,
И солнца яркий свет.
Родней и ближе уголка
На свете больше нет.
И время пусть оставит след,
Изменит город сей,
Но будет вечно жить любовь
К нему в душе моей!
Воспитатель: О каком городе идет речь?
Дети: о Чебоксарах
Воспитатель: Действительно, сегодня мы поговорим о городе, в котором мы живем, о городе Чебоксары
Воспитатель: Как называется наша республика?
Дети: Наша республика называется Чувашская.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, сколько вам лет? А сколько лет вашим мамам? Папам? Бабушкам? Как вы думаете, есть ли возраст у городов или им всем одинаковое количество лет? Сколько лет нашему городу? (Ответы детей.) А нашей Республике? Все города одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? Как отличить один город от другого? А по каким приметам вы бы узнали свой родной город? (Ответы детей.)
Физминутка
Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать (шевелят пальчиками)
Площадь центральная – раз, (загибают пальчики по – одному)
Парк Молодежный – два,
Три – Кинотеатр Рубин,
Четыре – Творчества дворец.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)
Он, красив, и нам он дорог (хлопки)
Воспитатель. Вы уже знаете, что каждый город имеет свой герб, свою символику. Все это есть и у нашего города.
Проводится игра «Найди и назови». Задание: найти герб и символы родного города среди других, объяснить их значение.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас на экскурсию по родному городу, мы познакомимся с архитектурными памятниками, посетим культурные места отдыха горожан. А экскурсоводами вы будете сами. Но сначала я хочу проверить, достаточно ли хорошо вы знаете свой город, чтобы быть экскурсоводами.
Проводится игра «Собери картинку»
Воспитатель: Рассмотрите фотографии. Пусть каждый из вас выберет то место нашего города, про которое он расскажет нам.
(Каждый ребенок выбирает фото и рассказывает о достопримечательности родного города)
Воспитатель: А теперь я предлагаю нам всем вместе составить один рассказ о городе вспомнив всё, что мы видели на экскурсии с опорой на мнемотаблицу.
Рассмотрите таблицу, подумайте, о чем вы будете рассказывать. Примерный рассказ: Я живу в Чувашской Республике. Мой родной город – Чебоксары. В Чебоксарах живет много людей. В городе много высоких домов, широких улиц. Много деревьев и цветов. В Чебоксарах есть музеи, стадионы, фонтаны, парки. Мой город красивый. Я люблю свой родной город.
Оценка работы детей: У вас получились замечательные рассказы.
Предлагаю вам по схеме составить синквейн о нашем городе.
1. Чебоксары
2. Красивый, зелёный.
3. Растёт, хорошеет, развивается.
4. Я живу в этом городе.
5. Чебоксары красивый город.
Подведение итогов.
Воспитатель: ребята вспомните по порядку все задания, которые мы выполняли, расскажите, что вам понравилось делать, а что было трудным?
Воспитатель: А вы знаете, для того чтобы наш город и дальше процветал, становился всё больше и краше, людям, которые живут в нашем городе придётся немало потрудиться, а особенно архитекторам, которые создают проекты новых зданий в нашем городе. Я предлагаю вам немного пофантазировать и подумать, какими Чебоксары будут в будущем, какие здания, музеи, театры будут украшать наш город, какими станут улицы нашего города, парки, скверы и нарисовать свои проекты на листах бумаги. (Детям предлагается нарисовать город будущего, каким они его видят. Затем все работы объединяются в коллективный коллаж.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.