Конспект
непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте)
На тему: «Кроссворды. Разгадывание кроссвордов».
для детей подготовительной к школе группы А
Программное содержание:
Вырабатывать умение разгадывать кроссворды. Закреплять умение формулировать задания, используя условные обозначения. Способствовать развитию звукобуквенного анализа. Закреплять умение писать печатными буквами. Закреплять умение проводить фонематический разбор заданного слова. Формировать интерес к чтению, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Демонстрационный и раздаточный материал: набор предметных картинок, презентация «Веселый кроссворд» к заданиям.
Раздаточный материал: карточки с буквами, рабочие тетради «Я начинаю читать», цветные и простые карандаши.
Предварительная работа: Д/И «Думай пиши, читай», «Цепочка слов», «Назови первый звук в слове»,
Словарная работа: слог, ударный слог, ударная гласная, гласная буква, твердые согласные, мягкие согласные.
Ход:
I часть: Воспитатель здоровается с детьми:
«Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
С добрым утром!
Добрый вечер!
Добрый день!
Всем говорим!»
Воспитатель: Дети здороваются, говорят друг другу и всем присутствующим с улыбкой говорят: «Добрый день!»
На столе разложены карточки с буквами.
Воспитатель: Ребята, я сегодня предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру «Ну-ка, буква, отзовись». Хотите?
Дети: (ответы),
Воспитатель: Для этой игры вам нужно выбрать себе одну букву. (карточки с буквами лежат в мешочке, дети по очереди опускают руку в мешочек и достают по одной букве).
Воспитатель: У меня картинки с разными предметами, я буду показывать вам их по очереди, а вы должны определить первый звук в ее названии. Картинку забирает тот ребенок, у которого буква соответствует первому звуку.
Дети выбирают смотрят на картинки, называют изображенный на ней предмет, выделяют первый звук, подходят и забирают соответствующую карточку.
II часть: Воспитатель: Молодцы ребята. А я для вас приготовила очень интересные задания. Проходите за столы для работы в тетрадях.
Воспитатель: Мы сегодня будем продолжать учиться разгадывать кроссворды.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и объясняет, что под каждой картинкой написана цифра, это номер клетки, в которую надо написать букву, соответствующую первому звуку ее названия. Показывает картинки на экране. Предлагает прочитать написанное слово. Воспитатель уточняет, что это первый месяц осени и все дети нашей страны идут в школу.
Рассматривают картинки, называют по порядку картинки, выделяют первый звук в названии, пишут в соответствующей клетке букву. Желающий ребенок выполняет задание у доски.
Воспитатель: Какое же слово у нас получилось? Давайте прочитаем.
Читают получившееся слово (сентябрь).
Дети: Сентябрь.
Воспитатель: Совершенно верно «Сентябрь». Молодцы. Ребята, а кто мне назовет время года в котором есть месяц «Сентябрь»?
Дети: (ответы)
Воспитатель: А какой праздник мы отмечаем в сентябре?
Дети : (ответы)
Воспитатель: Совершенно верно «День знаний» или «Первое сентября». Молодцы.
Игра «Разгадываем кроссворд»
Воспитатель: Предлагаю вам разгадать следующий кроссворд самостоятельно, так как он разгадывается также, как и предыдущий. Самостоятельно рассматривают картинки, называют по порядку картинки, выделяют первый звук в названии, пишут в соответствующей клетке букву. Читают получившееся слово (букварь).
После того как дети разгадают кроссворд. Воспитатель читает с детьми слово которое получилось.
Воспитатель: Какое слово получилось? Давайте прочитаем.
Дети: Букварь.
Воспитатель предлагает вопросы:
- Что обозначает это слово?
- По какой книге еще дети учатся читать в школе?
- Сколько слогов в слове «букварь»?
- Назовите ударный слог, ударную гласную.
- Назовите гласные буквы.
- Назовите твердые согласные.
-Назовите мягкие согласные.
- Сколько букв в слове «букварь»?
- Сколько звуков в нем?
- Почему букв больше, а звуков меньше? Физкультминутка «Мы играем на гармошке».
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладоши
Головой слегка качаем
Руки кверху поднимаем
Наши ножки топ-топ
Наши ручки хлоп-хлоп.
Вниз мы руки опускаем.
Отдыхаем, отдыхаем.
Повторяем игру 2-3 раза.
Воспитатель: А, мы с вами играть «Продолжаем разгадывать кроссворды». Прежде чем приступить к следующему кроссворду вы должны задание при помощи условных обозначений, написать буквы по порядку из кубиков в квадраты. Прочитать куда идут звери. Читают куда идут звери- «в школу».
Воспитатель: Ребята, вы узнали куда идут звери?
Дети: (ответы)
Воспитатель: А вы хотите учиться в школе?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Выполните последнее задание самостоятельно. И прочитайте получившееся слово.
Дети самостоятельно разгадывают кроссворд. Читают слово «Молодец».
Воспитатель: Вот вы и справились со всеми заданиями, карточки с буквами и картинки можете забрать с собой. Скажите мне, что вам понравилось сегодня, что нового узнали?
Дети отвечают: «Сегодня мы учились разгадывать кроссворды, выделять первый звук в названии картинки и соответственно записывать его».
Закрепление полученных знаний. Оценка своей работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.