Конспект НОД для детей старшей группы «ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ…»

  • docx
  • 15.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.docx

 

Конспект НОД

для детей старшей группы

«ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ…»

 

Дашдемирова Муминат Ахаратовна

воспитатель МКДОУ д/с "Дюймовочка" с.Картасказмаляр

 

 

Цель: Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками

Задачи:

Образовательные учить обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц.

Развивающие: развивать творческое воображение; умение воспринимать идею, образное содержание пословиц,

Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

 Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ.

Материал: костюм Емели, Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа.

Предварительная работа: Чтение сказки «По щучьему велению», рассматривание  иллюстраций, книг, чтение поговорок.

 

 

Ход.

 

Зайдя в группу, дети видят там сидящего на стуле героя сказки «По щучьему велению».

-Ребята, посмотрите А кто это у нас в гостях? ( ответы детей)

-Правильно это Емеля.

-А что нужно сделать чтоб узнать зачем он к нам пришёл? ( ответы детей)

(Дети задают вопрос Емели)

-Жду, когда мне калачи принесут.

- Калачи? Вот так дела! Боюсь тебя расстроить, Емеля, но только сегодня на обед в детском саду будут щи из свежей капусты и макароны с котлетой, а на полдник ‒ запеканка. Калачей в нашем меню, к сожалению, нет.

-Как это, нет? Здесь же ясно написано (достаёт «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа» и читает)

- «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». Я даже на стул из-за этого пересел.

-Так вот почему ты сегодня без печи!

-Ну, конечно. Калачи-то, наверное, вкусные будут.

- Ребята, как вы думаете, дождётся Емеля калачей, если будет просто сидеть на стуле? Ответы детей

 

- А что же мне ещё нужно для этого сделать?(ответы детей)

(Взять муку, просеять её, замесить тесто, испечь в печи)

- Так, значит, в этой книге неправда написана?

- Почему же, неправда, Емеля? Не сидеть на печи – значит… Ответы детей( не лениться).

- Так бы сразу и сказали. Зачем только нужны такие непонятные выражения?

-Это выражение, Емеля, содержит в себе народную мудрость. Ведь речь идёт не только о калачах: без труда ни одно дело само собой не сделается. Выражение «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» ‒ образное и называется

оно пословицей.

-А много их, этих пословиц, существует?

-Очень много. Дети, какие пословицы вы знаете?

Игровое упражнение «Кто больше назовёт?»

(Дети озвучивают пословицы, изображение  которых они видят на экране и стараются их объяснить.)

-Вот видишь, Емеля, пословицы могут быть самыми разными: о дружбе и вражде…(Дети помогают  продолжить перечисление …о смелости и трусости, о мудрости и глупости…)

- Я, например, вспомнила пословицу «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»

- Постойте, постойте. Но, ведь о том же самом говорится и в моей пословице про калачи.

-Правильно, Емеля. Дело в том, что у пословиц, так же как и у отдельных слов, могут быть похожие значения. Послушайте пословицы и постарайтесь выбрать из них те, которые покажутся вам близкими по смыслу.

Словесная игра «Найди похожие выражения»

(Выполнение задания сопровождается коллективным обсуждением значения каждой пословицы)

1.     Ум хорошо, а два лучше;

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь;

Дурной пример заразителен;

Цыплят по осени (т.е., только осенью) считают.

2.     Один в поле не воин;

На сердитых воду возят;

Одной рукой узла не завяжешь;

В гостях хорошо, а дома лучше;

Одна пчела много мёда не наносит.

3.     Трусливому зайке и пенёк – волк;

Семь раз отмерь – один раз отрежь;

Семеро одного не ждут;

У страха глаза велики.

- Ох, как же сложно разобраться, о чём в пословице говорится. Я лучше не буду больше в эту толстую книгу заглядывать.

-Дело в том, Емеля, что пословицы можно встретить не только в толковом словаре.

-А где ещё, ребята, как вы думаете?( ответы детей) (В устной речи; в рассказах, сказках, стихах – художественной литературе.)

-Верно. Вот послушайте одну историю.

Чтение рассказа, иллюстрирующего пословицу.

В скверике присела на скамейку отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке лежали их игрушки: потрёпанный, без колёс и стёкол автобус, одноухий заяц без хвоста, чистенькая ярко-зелёная машина.

Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца – вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины – мальчик в опрятном синем свитерке. «Эх, ‒ вздохнула старушка, ‒ какие сами – такие и сани!

 -Что означает эта последняя фраза? Разве среди детских игрушек были санки? (Ответы детей)

- А как вы понимаете пословицу «Один ‒ за всех, и все – за одного»? (Ответы детей)

-Вспомните известные вам сказки, мультфильмы, о героях которых можно было бы так сказать.( Ответы детей).

- Что значит фраза «Скучен день до вечера, когда делать нечего?» (Ответы детей)

Словесная игра «Продолжи пословицу»

-За двумя зайцами погонишься - …(Ответы детей)

- В пословице говорится – «…ни одного не поймаешь». Почему? (Ответы детей)

-Чему нас учит эта мудрость? (Ответы детей)

-Сначала нужно сделать одно дело, а потом уже браться за другое.

-Кончил дело – … (гуляй смело);

-Любишь кататься, люби и … (саночки возить);

-Поспешишь - … (людей насмешишь);

-Тише едешь - … (дальше будешь).

-Да, верно люди говорят: «Берись дружно, не будет грузно». Т.е. вместе всегда легче справиться с любым делом. Без вас я бы так и не понял, что выражение «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» ‒ пословица. А пословица – это… (чешет затылок, вспоминая определение).

- Дети, помогайте Емеле.

Пословица – это образное выражение, в котором заложена какая-нибудь народная мудрость.

-Верно. Именно это я и хотел сказать.

- Ну, что ж, ребята спасибо вам за помощь. В гостях, как говорится, хорошо, а дома лучше. Пойду я тесто месить, да калачи выпекать. А вы не скучайте, ко мне в гости приходите на чай с калачами.

 

-Петя, как ты, думаете наш Емеля понял значение поговорки?

-А, вам ребята понравилось играть с Емелей? ( ответы детей)

-А, что для вас было самым трудным? ( ответы детей)

-А, на что вам не составила труда ответить? ( ответы детей)