Мир форм
Тема: Геометрические фигуры
Возрастная группа детей: 5-6
Задачи.
Обучающие задачи: формируем знания геометрических фигур их основных частей, сходства и отличия их друг от друга, знакомим с новой фигурой – четырехугольником, подвести к пониманию, что квадрат – разновидность четырехугольника.
Развивающие задачи: развиваем диалогическую и монологическую сторону речи, тренируем умение высказывать свою очку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Воспитывающие задачи: воспитываем уважительное отношение к окружающим, формируем умение слушать собеседника, не перебивать его без надобности, умение спокойно отстаивать свое мнение.
Коррекционные задачи: способствуем формированию анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, стимулируем развитие внимания, памяти, речи, фантазии, воображения, логического мышления, творческих способностей, инициативности
Словарная работа: Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.
Оборудование:
Демонстративный материал: набор карточек с изображением различного количества предметов, карточки с цифрами, окружающая природа
Раздаточный материал: кора, шишки, желуди, ракушки, ираморная крошка, фасоль
Предварительная работа: беседа о правилах поведения в автобусе, сюжетно-ролевая игра «Автобус», дидактические игры «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме»
Индивидуальная работа: описание геометрических фигур по схеме.
Организация детей на НОД: сюрпризный момент, разминка, игра «По порядку становись», физминутка, «Найди предмет такой же формы», «Отгадай геометрическую фигуру», гимнастика для глаз, заключение, подведение итогов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель. Сегодня к нам в гости придут Медуница и Торопыжка. Они приготовили для вас задания.
Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы
2. Основная часть
Разминка.
Воспитатель:
1. Сколько носов у трех котов?
2. Сколько ушей у двух мышей?
3. Какая цифра спряталась в слове “семь-я”?
4. Сколько пальцев на одной руке?
5. Какой сегодня день недели?
6. Сколько раз в году бывает день рождения?
7. Какое сейчас время года?
8. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один,
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?
9. Сколько углов в треугольнике?
10. Сколько дней в одной неделе?
11. Что бывает раньше: утро или вечер?
12. Из какой посуды нельзя ничего съесть?
Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы
Игра “По порядку становись!”
Дети берут по одной цифре, пока играет музыка, “цифры” гуляют, а по команде “По порядку становись!” дети строятся по порядку. Игра повторяется 3 раза.
Когда дети выстроили числовой ряд, воспитатель задает вопросы;
- назови соседей числа 3 (обращаясь к тому ребенку, у которого цифра 3).
- назови соседей числа 5.
- назови соседей числа 6.
- я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу, какое это число?
- я задумала число, оно больше 6 на единицу, какое это число?
3. Физминутка.
Воспитатель: Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается. (Дети “умываются”)
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо. (Дети трут ладошками носы, “хвостики”, уши)
Вытер сухо!
И поскакал:
Скок-поскок!
Скок-поскок! (Дети скачут)
4. «Найди предмет такой же формы»
Торопыжка и Медуница предлагают сыграть в игру. Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
5. «Отгадай на ощупь геометрическую фигуру»
На цветной картон пришиваются пуговицы в форме геометрических фигур.
Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Чехол должен быть не прозрачный.
Дети должны на ощупь определить, какая фигура лежит в чехле, затем достать и проверить. По мере изучения новых фигур, фигуры добавляются.
Все задания вы выполнили успешно, а теперь гимнастика для глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.
2. Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
4. Поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
В конце занятия Медуница и Торопыжка спрашивают у детей, понравилось ли им занятие, что было самым интересным, самым сложным.
Диагностический материал для изучения уровня сформированности представлений о форме и геометрических фигурах
Задание №1
Цель: Определить знания детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.
Материал: овал, круг, прямоугольник
Описание: На столе лежат геометрические фигуры. Воспитатель задает вопросы ребенку:
Как называются геометрические фигуры? Что у них общего? Из какой фигуры мы можем сделать овал, как?
Задание №2
Цель: Выявить знания о представление, о четырехугольнике: Определить умение того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
Материал: лист с заданием, карандаш
Описание: Игровое упражнение «Найди фигуру»
Перед детьми лист бумаги с различными геометрическими фигурами. Необходимо закрасить только некруглые фигуры, расположенные между треугольниками.
Задание №3
Цель: выявить
у детей геометрическую зоркость: определить умение анализировать и сравнивать
предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной
формы: книги, картина, одеяла,
крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и
т. д.
Материал: предметы геометрических форм
Описание: «Кто больше увидит предметов такой же формы?». Воспитатель предлагает ребенку оглядеться в группе и назвать предметы которые походи на геометрические фигуры, называя их .
Задание №4
Цель: Определить уровень представления о том, как из одной формы сделать другую.
Материал: «Танграмм»
Описание: воспитатель предлагает взять ребенку д.и. игру «Танграмм», дает задание составить из геометрических фигур полноценную фигуру (лошадку) по схеме.
Критерии оценивания:
Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого
Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого
Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.