Конспект НОД на тему: «Мир насекомых» в средней группе
Задачи:
1.Продолжать знакомство детей с живой природой.
2.Формировать элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения.
3.Развивать связную речь, коммуникативные навыки и эмоциональную отзывчивость.
4.Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
5.Формировать навыки исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: атрибуты; иллюстрации; мольберт, маски насекомых, оформление (лес, поляна, цветы, насекомые); музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
(Звучит песня «Не дразните собак»- один куплет о насекомых)
Организационный момент. – Дети, вы хотите попутешествовать?
– Сейчас мы с вами отправляемся в гости на лесную полянку.
Дети: Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
(Подходят к полянке. На ней цветы).
Воспитатель: Ну, вот мы и пришли на полянку! Ребята, посмотрите как красиво здесь - много цветов. На поляне живёт много разных обитателей. Хотите узнать кто они? - Для этого надо отгадать загадки.
Загадки:
1. У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза, называют её… (Стрекоза)
2. Разрешенья не спросил, подлетел - и укусил! (Комар)
3.Этот маленький скрипач изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион, ловко прыгать может он. (Кузнечик)
Воспитатель: Одним словом как можно назвать всех? – Насекомые. Хотите узнать, почему они называются насекомыми? – Потому что на их туловище есть насечки. То есть у всех насекомых тело рассечено на голову, грудь и брюшко. Сейчас мы с вами в этом убедимся, собрав картинки.
Игра «Собери картинки»: Надо собрать картинки разных насекомых из 4 частей. (Стоят 4 стола, на них разрезные картинки с насекомыми: бабочка, пчёлка, муравей, божья коровка. Дети собирают)
Воспитатель: Кто у вас получился? (Дети называют).
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что про насекомых написано много сказок, стихотворений и музыки. Какие сказки вы знаете? (Дети называют) – «Муха – цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Под грибом».
Воспитатель: Ребята, а пока мы с вами разговаривали, на полянке что-то произошло. (Запись грома и дождя. Ползёт муравей к грибку).
Отрывок из сказки В.Сутеева «Под грибом»
Как-то раз
застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на
полянке маленький грибок, добежал до него
испрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает. А дождь
идёт всё сильнее и сильнее... Ползёт к грибу мокрая Бабочка — Муравей,
Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я —
лететь не
могу! — Куда же я пущу тебя? — говорит
Муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок.
Воспитатель: - Скажите мне, что за насекомые к нам в гости пришли?
- Муравей и бабочка. - Муравей, а куда же ты шёл? (Муравей читает стихотворение).
Муравей: В муравьином доме крышу починить пора
За соломинкою вышел я, с утра
К ней через дорогу добрался не спеша
Оглядел, потрогал, очень хороша!
Ухватился лапками – раз и поволок
Для вас это соломинка, а для меня – бревно!
Воспитатель: Дети, что вы можете рассказать о муравьях? (Схема рассказа на мольберте: кто это, цвет, размер, части тела, чем питается, как передвигается, где живёт, польза).
Дети: Муравей - это насекомое; коричневого цвета; маленького размера. У него есть голова, туловище и лапки; на голове есть усики. Живут в муравейниках. Муравьи приносят пользу: уничтожают много вредных насекомых.
( Бабочка летит от грибка, воспитатель предлагает поиграть с бабочкой. Дети встают в кружок, бабочка в середине круга - выполняют движения по тексту).
Динамическая пауза «Бабочка»:
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела.
Воспитатель: А вы знаете, как бабочка развивается? - Давайте составим схему - этапы развития бабочки. (Сначала бабочка откладывает яйца. Из яйца появляется гусеница. Гусеница превращается в куколку. Из куколки появляется бабочка. (Дети составляют схему на магнитной доске. Слышен звук пчелы).
Воспитатель: (Вопросы к детям) - К нам на полянку ещё кто – то летит. Ребята, я не могу понять, кто же это гудит? – Пчела.- Чем питаются пчелы? - Питаются нектаром с цветов. - Где живут пчёлы? Дикие пчёлы живут в дуплах деревьев, а домашние - в ульях. Чем полезны пчёлы? – Пчёлы опыляют растения, производят мёд.
(Появляется пчёлка с ведерочком мёда, облетает всех детей – даёт понюхать, как пахнет мёд).
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера – полосатая пчела,
(На каждое название насекомого загибают один пальчик).
А за нею шмель - шмелёк и веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.
(Делают кружки из пальцев и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут ладошками)
От усталости упали (роняют ладони на колени).
Воспитатель: - Мы с вами говорим про насекомых. Скажите, есть ли у насекомых враги? - Кто? – Птицы.
Воспитатель: Как – же насекомые спасаются от врагов? (Берёт в руки насекомых, обращает внимание на окраску). Почему майский жук коричневый? Почему кузнечик зеленый? Зачем им нужна такая окраска? - Защищаться от врагов, прятаться. Майский жук на ветках деревьев, а кузнечик живет в траве. (Показывает божью коровку.) - Почему божья коровка такая яркая? Ведь её хорошо видно на зелёном листе, любая птица заметит.
Божья коровка хорошо умеет защищаться, в минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета – которая плохо пахнет и этим отпугивает врагов. - А ещё как она защищается? - Она может замереть, притвориться мёртвой.
Воспитатель: (В корзинке лежат мелкие насекомые, на столе импровизированная полянка в виде панно). – Сейчас я вам предлагаю спрятать насекомых, чтобы их не заметили птицы. Возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке. (Дети прячут насекомых в кору деревьев или в траву, на ветки. Звучит песня «В траве сидел кузнечик» - 1куплет).
Воспитатель: Сегодня мы с вами хорошо развлекались на лесной полянке: рассказывали про насекомых, играли, составляли схемы, отгадывали загадки, читали стихи, а сейчас мы с вами споём частушки про насекомых.
Частушки о насекомых:
1.Мы весёлые ребята
Вам частушки пропоём:
Про жуков и бабочек
И про то, как мы живём.
2. На
полянке бабочки
На цветочки сели,
И цветочную пыльцу
Аппетитно ели.
3.Если к вам болезнь пришла.
Тело жаром пышет
Врач по имени «Пчела»
Вам рецепт пропишет.
4.Хороша была пчела,
Когда мёду нам дала,
А ведь раньше – прошлым летом
Так ужалила при этом!
5.Муравьишка – хвастунишка
Влез на ёлочную шишку,
Что есть силы, закричал:
«Я чудовище поймал!»
6.Меж берёзок паучок
Сплёл красивый гамачок.
И теперь, он жарким днём
Спит, покачиваясь в нём.
7.На тропинке, возле речки,
Целый день грустил кузнечик,
Он с утра не ел, не спал
Свою скрипочку искал.
8.В ярко – красненькой обновке
Плачет Божия коровка
Зайка рядышком присел,
Пожалеть её хотел.
9.Я тоже слон – сказал комар,
Хоть пока ужасно мал
Вам подтвердит любой цветок,
Что я имею хоботок.
10.Мы пропели вам частушки –
Хорошо – ли, плохо – ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Итог НОД:
Воспитатель: Ребята, а почему не надо трогать и обижать насекомых? (Они живые).
Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Как? (Наблюдать - как они летают, бегают, прыгают. Слушать, как они жужжат, стрекочут).
Воспитатель: - Нужно ли беречь насекомых? – Чтобы сохранить красоту природы, нужно обязательно беречь насекомых.
Стихотворение:
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа - мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути
- Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий и пустой.
Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие на лесную полянку. Нам пора возвращаться домой. Насекомые благодарны вам за знания о них и дарят вам гостинцы. (Звучит последний куплет из песни «Не дразните собак»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.