Конспект НОД
по художественно-эстетическому развитию (конструирование)
для детей подготовительной группе
«Щелкунчик и четыре волшебства»
Воспитателя-методиста ИЗО I квалификационной категории
МДОУ № 33 «Тополек»
Хартюк Светлана Михайловна
Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Изобразительная деятельность» , «Познание», «Театрализованная деятельность»
Цель: создание образа Щелкунчика конструктивным способом из бросового материала;
воспитание интереса к сказке.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать культуру восприятия авторской литературы сказочного жанра, прививать любовь к практической работе своими руками; умении работать в коллективе.
Развивающие: развивать творческую активность, художественно – креативные способности; развивать аккуратность в работе; формировать художественный вкус.
Образовательные: формировать образные представления в процессе восприятия сказки и создании образа Щелкунчика на её основе. Отметить характерные детали в изображении сказочного героя, вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в конструировании персонажа из бросового материала, дополнять образ выразительными деталями. Учить детей создавать модель Щелкунчика по схеме.
Методы и приемы: Информационно-рецептивный, через показ и рассказ педагога;
Словесный метод - включение детей в театрализованное действие;
Репродуктивный метод, через выполнение детьми дидактических игр и заданий;
Эвристический, как проявление самостоятельности в выполнении практического задания.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей фантазии и творчества.
Материалы и оборудование: спичечный коробок и ватные диски на каждого ребёнка, заготовки из цветной бумаги (прямоугольники и треугольники), тесьма, фломастеры, клей-карандаш, клеёнка и тряпочка на каждого ребёнка.-
Музыкальный центр и подборка музыкального сопровождения- музыка из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
-Декорации в стиле «Новый Год». Игрушка Щелкунчик.
-Костюмы: мышей и Мышильды, принца.
Предварительная работа: чтение сказки Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», рассматривание и беседа о елочных новогодних игрушках, оформление полочки с новогодними украшениями из разного материала; видео просмотр фрагментов балета и мультфильма «Щелкунчик».
Содержание НОД:
1 этап. Мотивационно – ориентировочный
Дети входят в группу и становятся полукругом.
( звучит таинственная музыка и звучит голос за кадром)
Голос:
Мы сегодня погрузимся в сказку
Где добро и зло ведут сражение.
В детство может вам случится возвращение,
Мы расскажем вам историю одну.
Так пусть свершится это превращение
Вперёд, друзья, в волшебную страну!
Физминутка «Сказка»
Дети дружно встали в круг. (дети берутся за руки и раскачиваясь «вперёд назад» и произносят текст)
Вдруг послышалось тук-тук (приседают и прикладывают ладонь к уху),
Это сказка в дверь стучится, (встают на ножки, затем стучат кулачком в дверь)
скоро волшебство случится! (поднимают вверх руки и кружатся на месте)
2.Проектировочная часть.
Звучит голос за кадром:
(играет тихая, неспешная музыка фоном)
Голос:-Друзья , занимайте места на ковре и послушайте сказку о Щелкунчике и Мышином короле?
-Всё это началось в чудесный зимний вечер, когда во всех домах маленького городка шли весёлые праздничные приготовления. В этот вечер детям весь день не разрешалось входить в гостиную, там готовили ёлку.
(Занавес поднимается , действие происходит в гостиной, украшенная елка, под елкой подарки, камин в углу)
Выбегают весёлые девочки и Мари в масках, начинают рассматривать подарки, восхищаться.
Звучит «Вальс снежных хлопьев»
Девочки убегают.
Мари остаётся возле ёлки, открывает коробку, достаёт Щелкунчика, рассматривает:
Мари:-А это что ещё такое? Какой ужасный уродец! Играть с таким бы я не стала! А! Так это Щелкунчик! Ну-ка, разгрызи для меня этот орех! (раскалывает орех) Спасибо, Щелкунчик! Какой ты отважный и сильный! Не дам тебя в обиду никому! Как жаль, что ты всего лишь игрушка, и ты не можешь со мной поговорить и поиграть.
Бой часов
(появляется Фея-педагог)
Фея: -Милая Мари! О чем ты так грустно беседуешь у этой праздничной ёлки с Щелкунчиком?
Мари: -Добрая Фея, как хорошо, что ты пришла. Я говорю о том, что самое прекрасное и волшебное происходит только в сказках и только со сказочными героями. Сначала они бывают уродцами или замарашками. А потом они превращаются в принцев и принцесс. А в жизни все наоборот! Даже если сильно хочешь отправиться в далекую сказочную страну, это так и остается твоей новогодней мечтой!
Фея: -(огорченно)Ах! То, что ты говоришь, действительно очень грустно. Дети не верят в чудеса!
Мари: -Да я бы рада поверить, но со мной никогда ничего чудесного не происходит.
Фея: -А ты не хотела бы попасть в самую настоящую сказку и испытать настоящее волшебство?
Мари:-(воодушевленно) Конечно! А это возможно?
Фея: - Всё возможно! Если очень хотеть и очень-очень верить!
Мари: - Конечно хочу!
Фея: -Тогда ты должна выполнить волшебное задание. Но тебе одной не справится!
Мари: -Что же делать? (оборачивается вокруг себя, замечает детей )
Мари: - (обращаясь к детям) Ребята вы хотели бы попасть со мной в сказку? Помогите выполнить задание!
Рассуждения детей.
Мари: -Но сначала давайте вспомним, что такое Новый Год, это поможет нам в дальнейших испытаниях. Предлагаю составить ассоциативный ряд на тему: Новый Год.
Словесная игра «Ассоциации»
Цель: – приучение дошкольника при запоминании новой информации каждый раз включать воображение, перебирать в памяти то, с чем можно связать полученные сведения.
Ход игры:
Один игрок называет слово. Остальные, разобравшись в полученной информации, придумывают ассоциации.
Новый Год –елка- подарки-музыка-угощения-праздник-волшебство…
Рассуждения детей.
Мари: - Госпожа Фея мы выполнили задание!
Фея: - Молодцы! Я предлагаю вам закрепить полученные знания о празднике и сложить сказочный судоку. Если вы сложите правильно, свершится волшебство и мы попадем в сказку.
Дидактическая игра «Судоку «Новый Год» (по типу игры «Продолжи ряд»)
Цель: - развитие логического мышления, внимания, зрительного сосредоточения.
Ход игры:
Дети выбирают карточку, внимательно рассматривают на ней атрибуты новогоднего праздника и продолжают ряд, используя раздаточный материал.
(Звучит зловещая музыка. Появляется Мышильда со своим мышиным войском)
Танец мышей.
Мышильда:
- Эй, мышиный серый взвод ,
Отправляемся в поход ,
Из норы все вылезайте,
На игрушки нападайте.
Будут новые порядки –
Рушим все здесь без оглядки.
Мари:
-Прочь пошла, колдунья злая,
Не посмеешь нам мешать.
Мышильда:
-Хорошо.
Уйду сейчас.
Но для того чтобы расколдовать Щелкунчика вам нужно ответить правильно на мои вопросы! Вы готовы?
Рассуждения детей.
Мышильда :
-Итак!
Викторина «Щелкунчик и мышиный король»
-Какой праздник наступил в этой сказке?
(Новый Год)
Вопрос № 2
-Кем был Щелкунчик до превращения в куклу?
(принцем)
Вопрос № 3
-Кто заколдовал Щелкунчика?
(Мышиный король)
Вопрос № 4
-Откуда у Мари появился Щелкунчик?
(нашла под елкой)
Вопрос № 5
-Что необходимо Щелкунчику для снятия чар?
(орех Кракатук)
Мышильда:
- Все равно у вас ничего не получится! Ха-ха-ха!
- За мной крошки!
( звучит музыка и Мышильда в сопровождении мышей уходит)
Фея: -Ребята, чтобы противостоять колдунье Мышильде, мы выполним маленькие копии Щелкунчика , нарядим елку и снимем заклятье. А сейчас, я взмахну волшебной палочкой и мы очутимся в творческой мастерской.
- Закройте глаза.
(звучит волшебная музыка)
Фея: (в переднике)
- Я вам предлагаю смастерить себе по такой чудесной игрушке. (показывает образец).
1 шаг. Берём пустой спичечный коробок и открываем его до конца, чтобы у нас получилось 2 части.
2 шаг. Наносим клей на полоску цветной бумаги и обклеиваем пустотелый коробок.
3 шаг. Далее работаем со второй частью коробка. Приклеиваем «Парик», сделанного из ватного диска к вершине коробка. (парик сделан в хвостик, завязанный тесьмой).
4 шаг. Склеиваем по краям 2 треугольника, чтобы у нас получился «Кармашек». Это будет у нас головной убор «Треуголка» (Надеваем треуголку Щелкунчику на голову).
5 шаг. Соединяем 2 части и рисуем фломастером Щелкунчику лицо.
Фея: - На каждом столе находится схема изготовления игрушки. А сейчас я предлагаю немного размять наши руки перед работой. Возьмите из корзины волшебные орехи.
Пальчиковая гимнастика «Орешек на ладошке»
- Здороваемся с орешком: крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. Повторяем 3-5 раз каждой рукой.
- Побежал наш орешек по дорожке. Кладем руку на стол, пальчики вместе. На запястье укладываем орешек, накрываем его другой ладонью, катим орешек до кончиков пальцев и обратно – вверх и вниз, вверх и вниз по дорожке ты катись. Выполняем 10 раз каждой рукой.
Фея: - Поиграли мы с орешками, пора приступать к работе. Орехи складываем в корзину и занимаем места за рабочими столами.
3.Практическая часть
(звучит спокойная музыка»
Практическая деятельность детей. Педагог помогает детям и корректирует их работу.
4 этап. Рефлексивно – корригирующий этап
После изготовления игрушек дети украшают ими ёлку.
Фея: Посмотрите, какие замечательные игрушки у нас получились!
Бой часов!!
Звучит торжественная музыка. Выходит-принц Щелкунчик.
Принц Щелкунчик:
- Развеялись чары маски моей,
И снова, я принц, Волшебного королевства!
- Спасибо тебе Мари и вам дети за то, что вы мне помогли снять заклятие.
- Мне срочно необходимо повидать моих родителей, обрадовать их. Я с вами вынужден распрощаться! До новых встреч!
(принц раскланивается и уходит)
5 этап. Заключительный этап. Рефлексия
Фея: Чудесные у нас получились приключения! Прогнали Мышильду и изготовили замечательные игрушки на елку. Какие впечатления у вас от волшебной сказки?
Рассуждения детей.
Фея : Какие новогодние Шелкунчики вам понравились больше всего? Почему?
Рассуждения детей.
Фея:
-Вот так доброе сердце победило колдовство. Разрушены чары злой Мышильды и Щелкунчик, счастливый и гордый, отправился навестить короля и королеву в Волшебную Страну. Вместе смогли мы зло победить. За это хочу вас сейчас наградить.
- Нашу елку украшают замечательные пряники и каждый из вас сможет ими угостится!
Литература
1. Гофман Э.Щелкунчик и мышиный король Издательство: Качели, 2021 г. Серия: Коллекция
2. Романович, Стефанова, Селищева: Дидактические игры для дошкольника. "Я в детском саду". Игры-занятия для сопровождения 3-5 лет. ФГОС ДО, Издательство: Учитель, 2017 г.
3 Микхиева Н. Ю., Мартин И. В.:, Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. Издательство: Детство-Пресс, 2021 г.
4.Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду Издательство: Академия Развития, 2010 г.
5. Шухова С. Поделки из всякой всячины / С. Шухова. — 5-е изд. — Москва: Айрис-пресс, 2008.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.