Приложение 40
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий,
художественного слова, театрализации
(старшая группа)
Тема: «Ладушка в гостях у ребят»
Цель и задачи:
Ø способствование воспитанию юного патриота России;
Ø расширенные знания детей об истории происхождения семьи;
Ø проявление любви и заботливого отношения к членам своей семьи;
Ø познавательный интерес к истории возникновения своей семьи,.
Ø совершенствовать навыки рисования цветными карандашами;
Ø формировать опыт рисования разного настроения.
Оборудование для педагога: фото картины
Оборудование для детей: круги с грустными и весёлыми лицами, мяч, фото-картина «Моя семья», «генеалогическое древо» семей. Листы бумаги, кисти, фломастеры, гуашь, цветные восковые мелки.
Организационный момент
Дети сидят на стульчиках
Воспитатель: - Ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о самом важном, самом главном в нашей жизни - о семье. Почему о семье? Потому что семья - это самое дорогое, что есть у любого человека. А в гости к нам придёт девочка, и зовут ее Ладушка. Ребята - это ласковое имя Ладушка в Древней Руси означало богиню красоты и любви (стук в дверь). А вот и Ладушка пришла.
Основная часть
Входит Ладушка (ребенок)
Воспитатель: -
Здравствуй, Ладушка. Мы очень рады, что ты пришла к нам. Ребята, Ладушка пришла
послушать рассказы о ваших семьях.
Ладушка: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за
приглашение. Вы такие все милые. Я очень хочу с вами познакомиться.
Собирайтесь дети в круг,
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(дети образуют круг)
- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я, Ладушка, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут.
(дети называют свои имена ... )
- Какие красивые у вас имена, ребята.
Воспитатель: - У каждого человека есть имя. Его дают родители
после рождения. Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа,
бабушка, дедушка. Я знаю, что вы их очень любите. Почему?
(предполагаемые ответы детей - они добрые, заботятся о нас)
Воспитатель: - А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы.
(воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос)
- Как ты обычно называешь маму? Папу?
- Как ты обычно называешь бабушку? Дедушку?
- Как называют маму подруги?
- Как называют папу друзья?
- Как твою бабушку называют другие люди?
- Кто в вашей семье старший?
- Как ты называешь мамину маму?
- Как ты называешь папиного отца?
- Ты для бабушки кто?
- Кто для тебя бабушкин сын?
- Кто для тебя бабушкина дочка?
- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Присаживайтесь
на стульчики.
Ладушка: - Ребята, а что такое семья?
Дети:
Семья – это счастье,
любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно.
Воспитатель: - Семьи, Ладушка, бывают большие и маленькие. Главное, чтобы
в семье были мир, уважение, любовь друг к другу.
Ладушка: Как хорошо, что у вас всех есть семья.
Вы - самые счастливые дети на свете. С давних пор о доме и семье всегда
говорили с любовью и уважением.
Воспитатель: - Да, Ладушка. Из далеких времен до нас дошли легенды,
сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начну,
а вы заканчивайте.
Игра «Продолжи пословицу»
-В гостях хорошо,…… а дома
лучше.
- Не красна изба углами,………. а красна пирогами.
- Каково на дому,…………… таково и самому.
- Дети не в тягость,…………. а в радость.
- Когда семья вместе…….. и душа на месте.
- Всякой матери……………. своё дитя мило.
- Мать кормит детей,………….. как земля людей.
- Семья – это…………… семь Я.
Воспитатель: - Ладушка, а сейчас я хочу познакомить тебя с некоторыми семьями. Я думаю, что каждому человеку интересно узнать побольше о своих предках. У каждой семьи своя история. Нашу связь с родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется «генеалогическое древо».
(показывает на генеалогические древа)
Воспитатель: - Это и правда дерево, у которого есть корни, ствол, ветви и
листья. Родители сделали эти «древа» вместе с детьми. Самым уважаемым считается
старший член семьи. Кто это?
Дети: Бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что они дольше всех прожили, к ним
можно обратиться за советом, они мудрые, мы уважаем и любим их за то, что они
дали жизнь нашим родителям.
Воспитатель: - Ладушка, наши ребята знают, что у них есть не только мама с папой,
но и другие члены семьи. Вот послушай, как Катюша расскажет о своей семье.
Дети рассказывают по генеалогическому древу о своей семье
Ладушка: Да, как сложно нам детям
разобраться в родственных связях, особенно если родня большая.
Воспитатель: - Да, Ладушка. Порой взрослому тяжело объяснить кто
кому кто? Я предлагаю тебе и всем ребятам послушать инсценировку стихотворения
Якова Акима «Кто кому кто?»
(воспитатель надевает платок, очки, изображая бабушку и с ребенком садятся на стульчики)
Инсценировка стихотворения Я. Акима «Кто кому кто?»
Ребёнок. Бабушка, бабушка, я чья дочка?
Бабушка. Ты Федина дочка, моего сыночка.
Ребёнок. Мой папа большой, и совсем не сыночек!
Бабушка. Сыночек, брат четырёх моих дочек, помнишь,
мы были у старшей Авдотьи?
Ребёнок. Да разве у дочки мы были? У тёти!
Бабушка. Тётю твою, я в люльке качала…
Ребёнок. Бабушка, стой, объясни всё сначала. Кто
мне Наташа и два её братца?
Бабушка. Ладно, попробуем разобраться: их мама,
племянницы мужа сестра, маленькой. Ох и была шустра! А ты им доводишься…-
Хитрое дело…
Ребёнок. Бабушка, что - то у нас пригорело!
Бабушка. Тьфу ты, пока я соображала, всё молоко
из кастрюли сбежало!
Воспитатель: Вот такая история. А сейчас, я
предлагаю поиграть. Я буду называть разные поступки, которые совершают дети, а
вы – оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Весёлое лицо – хорошие
поступки, грустное - плохие. Начинаем!
Игра «Хорошо – плохо»
Мальчик подмёл пол. (Хорошо.)
Мальчик не мыл руки перед едой. (Плохо.)
Помог сестрёнке одеться. (Хорошо.)
Девочка с мамой мыла посуду. (Хорошо.)
Мальчик не слушался маму и долго не ложился
спать. (Плохо.)
Девочка кричала на маму. (Плохо.)
Не слушалась бабушку кривлялась. (Плохо.)
Девочка подарила маме цветок. (Хорошо.)
Мальчик сломал машину и порвал рубашку. (Плохо.)
Мальчик помог маме и полил цветы. (Хорошо.)
Вы дали игрушки другим детям. (Хорошо.)
Вы прыгали по кроватям. (Плохо.)
Вы уступили место в автобусе. (Хорошо.)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Я знаю, что вы никогда не
будете совершать плохих поступков.
Ладушка: Ребята, мне так понравились ваши
рассказы о семье. И семьи у вас такие счастливые.
Воспитатель: - Ладушка, я предлагаю сделать
шуточную семейную фотографию, но для этого ребятам, надо отгадать загадки.
Ладушка:
Спрошу у вас друзья:
Что такое семья?
Трудно быстро дать ответ?
Ну, тогда вам мой совет:
Отгадайте по порядку
Все семейные загадки.
Воспитатель:-
Кто хозяин в доме первый?
На ком держится семья?
«Мама», - скажете… наверно!
Мальчик: Это папа, это я.
(ребенок поднимает за картиной ширмочку и показывает свое лицо в прорезанное отверстие)
Воспитатель: -
Кто на кухне жарит,
парит?
Кормит всех нас каждый день?
Убирать, стирать,
готовить
Ей не чуточку, не лень!
Её любит вся семья!
Девочка: Это мама, это я!
Воспитатель:
Кто нам свяжет всем
носочки?
Нас погладит ласково?
И в любой беде утешит?
И расскажет сказку нам?
Поиграет в ладушки?
Девочка: Это наша бабушка!
Воспитатель:
Кто на машине нас прокатит?
И на рыбалку позовёт?
Любому делу нас научит,
И за грибами в лес возьмёт?
Рядом с ним скуки нет!
Кто же это?
Мальчик: Конечно дед!
Воспитатель:
Кто по утрам идет
учиться?
Он получать оценки рад!
Мальчик: Конечно это старший брат!
Воспитатель:
У нее заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики,
Смешные милые косички…
Девочка: Конечно, это я, сестричка!
Дети заполняют прорезанные отверстия фото-картины
Воспитатель:
Мы все загадки загадали
И обо всех сейчас узнали
И что вы скажете, друзья…
Дети: (хором) Что это дружная семья!
Ладушка:
Всегда будьте вместе,
любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Ребята, вы теперь понимаете, что такое семья? Семья любит нас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весёлых и грустных. Я хочу, чтобы вы заботились обо всех членах вашей семьи. И пусть каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко. Давайте нарисуем солнышко и подарим его мама и папам!
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Ребята, что вам понравилось на занятии?
- Что же такое семья?
- Какой должна быть семья?
Звучит песня «Светит солнышко для всех»
Ладушка приглашает детей на чаепитие с вкусными домашними пирогами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.