Конспект НОД в подготовительной группе. Пожарная безопасность
Конспект НОД в подготовительной группе ДОУ по теме «Огонь-друг, огонь-враг».
Фисенко Лариса Александровна, воспитатель
ДС №157 «Светлячок» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти
Цель: Закрепление
с детьми правил безопасного обращения с огнем и поведения при возникновении
пожара.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей понятие «пожарная безопасность»
2. Закрепить с детьми правила пожарной
безопасности и поведения при возникновении пожара.
3. Закрепить знания о пользе и вреде огня.
4. Закрепить знания дошкольников о
профессии пожарного.
Развивающие:
1. Развивать понимание
того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.
2. Развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
3. Развивать физические качества:
быстроту, ловкость, силу, выносливость, смелость.
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.
2. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
3. Повышать чувство ответственности за
совершаемые действия, содействовать в формировании дисциплины, чувства долга.
4. Воспитывать уважение к профессии пожарного, и ее значимости в жизни людей.
Методы обучения:
наглядный, словесный, практический, игровой.
Материал: Музыкальный
центр, иллюстрации по правилам пожарной безопасности, карточка с номером
телефона 01, коробка в яркой упаковке - подарок от Шапокляк, пожарный рукав,
куртки пожарных, коробок спичек, 2 телефона, туннель- 2шт, ведерки детские -4шт.,
2 ленточки
Предварительная
работа: поход в пожарную часть рассматривание плакатов
по пожарной безопасности, беседа с детьми на тему «Спички детям не игрушка», разучивание
пословиц и поговорок, загадок о противопожарной безопасности, чтение
стихотворения «Кошкин дом» (С.Я.Маршак), «Дядя Степа»(С.Я.Маршак), рассказа
«Пожарные собаки», «Рассказ о неизвестном герое», беседа с детьми на тему«О
пожароопасных приборах и предметах в детском саду». Конкурс рисунков по
пожарной безопасности. Дидактические игры: «Если случился пожар», «Диалоги по
телефону 01», «Горит – не горит».
Словарная работа: автолестница, пожарный рукав, огнезащитный костюм, автоцистерна, мобильный пункт управления, дыхательный аппарат.
Ход занятия
1
часть
I.
Организационный момент
Воспитатель предлагает
провести занятие в форме - соревнования. Дети входят в зал под музыку.
Дети маршируют по
кругу, проговаривая стихотворение
Раз, два, три, четыре, пять
Кто шагает дружно в ряд?
Мы дошкольников отряд!
Воспитатель обращает
внимание на яркую коробку: Ребята, посмотрите, что это?
Ответы детей (коробка, подарок, посылка)
Воспитатель с детьми открывают подарок, в нем находят коробок спичек,
деревянные палочки, бумагу и письмо.
«Привет ребятишки, девчонки и мальчишки! Подслушала, что вы собираетесь устроить
соревнования. Чтоб вам было веселей, зажигайте спички поскорей! Пусть горят
костры, будем веселиться мы! ХИ-ХИ-ХИ!!! Шапокляк»
Воспитатель: Вот так Шапокляк! Только она могла нам такое подарить! Ребята,
подскажите, правда нужно костры разжигать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому
что может произойти пожар.
Воспитатель: Получается,
огонь приносит только вред?
Дети: Нет,
огонь приносит и пользу и вред!
Воспитатель: Правильно!
С давних времен огонь приносил пользу человеку, был его другом, но и оставался
опасным врагом, приносящим вред. А вы сможете объяснить, когда огонь-враг, а
когда- друг?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда
поиграем и повторим, когда же огонь приносит человеку пользу, а когда вред.
Дидактическая игра «Добрый и злой огонь».
На добрый подпрыгиваем, а на злой
приседаем
1 Повар печет булочки.
2 Туристы развели костры.
3 Мама готовит обед.
4 Малыши играют со спичками.
5 Папа топит печь.
6 Малыши включили телевизор без мамы.
7 Бабушка гладит белье.
8 Дети взяли спички и свечку.
9 Мальчишки подожгли сухую траву.
10 Папа включил гирлянду на елке.
11. Малыши взяли бенгальские огни без спроса.
2.
Основная часть
1.
Нежданные гости. (Появление персонажа пожарного).
Пожарный: Внимание,
в здании пожар! Всем покинуть помещение! Срочная эвакуация!
Воспитатель: У
нас никакого пожара нет! Это какая-то ошибка! У нас ничего не горит! Кто вам
это сообщил?
Пожарный: Был
телефонный звонок от старушки, она и рассказала, что в подготовительной группе
детского сада «Светлячок» случился пожар.
Воспитатель: Всё
понятно! Ребята, вы догадываетесь, кто это был? Знаем, знаем мы одну такую
старушку! Это Шапокляк. Вы даже не догадываетесь, какой она нам подарочек
принесла. (показывает подарок от Шапокляк пожарному)
Пожарный: Вам
понравился подарок? Вы будете им пользоваться?
Ответ детей
2.
Познавательная беседа
Пожарный: Молодцы!
Ребята, вы поступили правильно. Мир вокруг нас полон неожиданностей и
опасностей. Опасная ситуация может случится даже у нас дома, Подскажите, какие
домашние предметы считаются опасными и как с ними нужно обращаться? (Ответы
детей)
Воспитатель:–
Ребята, и правда опасность подстерегает нас повсюду, и чтобы несчастный случай
обошел нас стороной, нам нужно быть какими?
(Ответы детей: осторожными, внимательными, соблюдать правила безопасности, не
трогать без разрешения родителей «опасные» предметы, которые могут нанести нам вред)
Пожарный: Пожар
не жалеет никого и ничего. В его пламени горит всё, даже металл, разрушаются
дома, погибает всё живое. Ребята, а из-за чего возникают пожары? Что может
послужить причиной пожара?
Ответы детей: (игры со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, газовую
плиту, сломанные розетки)
Пожарный: Совершенно
верно, ребята! Запомните важное правило: "Спички детям не игрушка! "
Давайте еще раз повторим это правило все вместе и запомним его навсегда!
(Дети повторяют)
Пожарный: Ребята,
вы удивили меня своими знаниями: вы много уже знаете о пожаре и о том, как его
избежать. А сейчас я приглашаю вас пройти учебную тренировку пожарных. Вы
согласны?
Дети: Да!
Пожарный: Чтобы
стать пожарным, нужно быть сильным! вы сильные? давайте это проверим? Ребята,
принять упор лежа: начинаем отжимание по моей команде!
Пожарный: А
теперь покачаем пресс.
Пожарный: Молодцы,
ребята! Убедили меня. Начинаем нашу тренировку.
3.
Игры-тренировки
Построение детей в одну колонну, перестроение в две колонны.
Пожарный: В
одну колонну становись! Равняйсь! Смирно! На лево! За направляющим вперед шагом
марш! Через середину в две колонны становись! Тренировку пожарных объявляю
открытой.
1. Разминка: Будь внимательным!
Пожарный: Я
называю слова, а вы прыгаете и хлопаете в ладоши, но только если услышанное
слово относится к пожару, а если нет то приседаете. Будьте внимательны (кукла,
пожарный, шоколадка, маска, топор, огнетушитель, 01, рюкзак, фломастер, каска,
вода, спички, трава, дым, бокал, рукав, огонь, альбом, аптечка, песок, сирена,
стол, пламя, и т.д.)
2. Тренировка «Приём звонка»
Пожарный: Помощь
придет в срок,
Если сделать правильный звонок,
Помощь успеет прийти в срок.
Нужный номер смело наберите,
и как это сделать покажите.
Вспомнить номер и суметь набрать,
Поселок, улицу и дом четко назвать.
И квартиру, чтоб облегчить всем задание,
Свои имя и фамилию, причину возгорания.
3. Тренировка «Быстрый сбор на вызов»
Воспитатель обращает
внимание на форму пожарных, которая защищает их от огня. (На столах лежат
куртки. Каждому участнику команды нужно подбежать к столу, как можно быстрее
надеть куртку, снять и вернуться в команду, передавая эстафету следующему
участнику.)
4. Тренировка «Пожарные спешат на вызов»
Дети бегут до финиша, изображая пожарную машину (держат друг друга за талию).
Побеждает та команда, которая быстрее выполнил задание.
5. Тренировка « Водоносы»
Пожарный: Пожары
нужно тушить очень быстро, и делают это с помощью воды. (На первом стуле
находится ведро с водой и стакан, а на втором – пустое ведро. Команды встают в
ряд через 2-3 шага и передают друг другу стакан с водой, а последний переливает
воду в ведро и передает стакан обратно. Командам необходимо аккуратно и быстро
наполнить ведро)
6. Тренировка «Узкий туннель»
Пожарный рассказывает
о том, что часто пожарным необходимо спасать людей по узким коридорам и
туннелям. ( Дети по очереди ползут по туннелю)
7. Тренировка «Командная работа»
Пожарный: При
пожаре необходимо работать дружно и сообща. Давайте узнаем, насколько дружно вы
умеете работать? (Связать левую ногу первого игрока и правую ногу второго,
игроки, держась за руки, должны прыгать до финиша).
8. Тренировка «После пожара»
Скручивание и раскручивание пожарного рукава.
3 Рефлексивный этап
Воспитатель: я
за вами наблюдала: все задания выполнены на «Отлично»!
Пожарный: А
сейчас, ребята, самое сложное задание - экзамен по знанию правил пожарной
безопасности.
(Дети рассказывают о правилах, опираясь на иллюстрации)
1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?
2. Как избежать пожара?
3. Как быть, если пожар уже начался?
4. Что нельзя делать при пожаре ? И т.д.
Пожарный: Молодцы!
Наша тренировка подошла к концу. Мне очень понравилась ваша команда! Поэтому
всех вас принимаю в команду «Юный пожарный» Награждение (пожарный вручает детям
медаль «Юный пожарный).
Дошколята вы смелые, ребята все умелые!
Вам здоровья пожелаю, медаль «Юный пожарный» вручаю!
Список литературы:
1. Авдеева Н.Н., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Авдеева Н.Н., Князева
О.Л., Стеркина Р.Б./ – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью / Н.В. Алёшина. М.: ЦГЛ, 2005.
3. Белая К.Ю., Как обеспечить безопасность дошкольников. Книга для воспитателей
детского сада /К.Ю. Белая, В.Н.Зимонина, 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.