Конспект НОД «Знакомство с Катальпой»
Оценка 4.8

Конспект НОД «Знакомство с Катальпой»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
окружающий мир
5 кл—6 кл
18.01.2024
Конспект НОД «Знакомство с Катальпой»
offsite.docx

Катальпа.

Цель:

Расширять и закреплять представления детей о деревьях, особенностях их роста, о их пользе в природе.

Образовательные задачи:

Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;

- Закреплять и обобщать знания детей о мире растений и в частности о деревьях; их многообразии и особенностях;

- Закреплять умение дифференцировать деревья по листьям и плодам.

Развивающие задачи:

- Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;

- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;

- Расширять и активизировать словарь детей.

        -Расширять представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
        -Развивать исследовательские навыки.
        -Совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к деревьям и природе в целом;

- Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Словарь: природа, дерево, корни, ствол, кора, ветви, листопад, хвоя, семена, плоды, листья, лес, лиственный/хвойный/смешанный (лес).

Материал:

 схема строения дерева, картинки лиственных и хвойных деревьев, брусочки деревянные, бумага, ткань, металлические предметы, емкости с водой, пластилин ,точилки, карандаши.

 

Наша следующая  остановка,  у дерева которое прибыло к нам из Северной Америки. Растет оно на островах Карибского моря. Называется это дерево Катальпа. Посмотрите на листья этого дерева. Какой они формы? На что похожи  листья ? Какого листья размера?

Листья  очень большие не желтеющие осенью. Посмотрите на плоды катальпы. На что похожи плоды?

Цветет катальпа в начале лета красивыми белыми цветами. Плод катальпы – длинная узкая коробочка с огромным количеством летучих семян. Плоды сохраняются на дереве всю зиму. Катальпа относится к листопадным деревьям. Существует около 10 видов катальпы.

Об этом дереве сложено много легенд .В индийских племенах Катальпа считается священное «дерево счастья» или « небесное дерево». В Китае и Индии, куда катальпу завезли позже, живет легенда, что это дерево слонов и обезьян. В Европе катальпу называют трубным или макаронным деревом.

 Послушайте легенду.

 

Название «катальпа» происходит от индейского племени catawba. Катальпа была священным деревом этого племени. Согласно преданиям, ароматные белые цветы извещали о рождении девочек в племени, а длинные тонкие плоды, собранные в пучок, символизировали головы мальчиков с косичками. Став мужчинами, они становились защитниками, и тогда сердцевидные крупные листья катальп напоминали сердца погибших воинов.

 

 В Китае бытует такая легенда. Когда-то давно враждовали между собой слоны и обезьяны. Когда к обезьянам в плен попадали слоны, те отрывали им уши и развешивали на деревьях. А когда к слонам попадали обезьяны, то они развешивали хвосты обезьян на деревьях. Так и появились катальпы.

 

Про катальпу написаны стихи послушайте их автор Натали Самоний.


 ОСЕННЕЕ ДИКОБРАЗИЕ

Дни холодны, давно однообразны.
Листва развеяна – ветра её настигли.
Стоят катальпы, словно дикобразы:
Плоды висят на ветках, будто иглы...

Шуршат стручки, друг к дружке прикасаясь –
Их грустный шёпот дрёму навевает.
И от морозов спеющих* спасаясь,
Природа потихоньку засыпает...
________________________________________
*Спеющих – то же, что приближающихся.

 КАТАЛЬПА

Связкой белых колокольцев
Вновь цветёт катальпа,
И листвою машет солнцу,
Рукоплещет залпом:
Сердцевидные ладони
Так встречают лето,
И листва от счастья тонет
В переливах света.
Но как только падать станут
Листья, словно капли,
То катальпы все восстанут,
Обнажая сабли.
Остроносыми плодами
С ветром будут биться...
С обнажёнными садами
Не сумев смириться.


 ИЮНЬСКИЙ СНЕГОПАД

Осыпаются катальпы –
Сеют наземь снег лопастый...
От восторга – в сердце залпы –
Ах, июнь... Такой глазастый!

Всё в природе восхищает,
Дарит чувство упоенья:
То ль деревья отцветают,
То ли пташек оперенья,

То ли модные мотивы
(Многоцветно одеянье),
То ли радуг переливы...
Мой июнь, ты – обаянье!

Вновь катальпы снегопадят,
По-июньски сыплют нежность.
Грусть и радость нынче ладят,
Восхищение – безбрежно!

 

Не смотря на своё экзотическое происхождение, катальпа является неприхотливым растением, не капризным. Более того, она обладает устойчивостью к неблагоприятным городским условиям. Это дерево засухоустойчиво, и ему не страшна загазованность. В пользу её удивительной способности приспосабливаться и выживать в различных условиях говорит тот факт, что катальпа – реликтовый вид растения, её ископаемые образцы встречаются в слоях возрастом от 23 до 5 миллионов лет.

Катальпа - прекрасный медонос. Растение используется и в медицине. В семенах содержится высыхающее масло - ценное для лакокрасочной промышленности. В южных регионах России катальпы уже украшают некоторые города. В средней полосе их можно широко использовать для озеленения.

               III. Дидактическая игра “С какого деревца…”

- Ребята сейчас я буду показывать вам листья или плоды деревьев, а вы нам назовете с какого это деревца.

- Молодцы, как здорово вы справились!

 

Сейчас я предлагаю поговорить о свойствах дерева и заняться исследованиями.

Опыт 1. Дерево легкое, не тонет.

·         Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. На столе емкости с водой и предметы на подносе. Возьмите металлический предмет и опустите его в воду. Что с ним стало и почему?

Дети: он утонул.

·         А теперь возьмите бумагу и опустите ее в воду. Что с бумагой и почему?

Дети: Она намокла и тоже утонула.

·         А теперь возьмите ткань и опустите ее в воду. Что с тканью и почему? Дети: Она намокла и тоже утонула.

·         А сейчас возьмите деревянный кубик и опустите его в воду. Что стало с кубиком и почему?

Дети: Кубик плавает, потому что он деревянный. Если дерево в воде не тонет, что стали строить люди из него?

Дети: Стали строить лодки и корабли.

Итак, первое свойство дерева мы выяснили. Кто его может назвать?

Дети: Оно легкое и не тонет.

 

Опыт 2. Дерево горит, дает тепло и свет.

·         Второй эксперимент мы не сможем провести, так как он очень опасный. Этот эксперимент я покажу по картинке. Если поджечь дерево, то оно начинает гореть. Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Посмотрите на иллюстрации и расскажите, может ли огонь быть другом человеку?

Дети: Да, может.

 А как он помогает?

Дети: Огонь нужен, чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор, чтобы было светло.

 Что заметили люди, когда горит дерево, древесина?

Дети: Что становится светло и тепло. Можно разжечь костер в лесу. На костре можно приготовить пищу.

 А как вы думаете, когда огонь становится врагом человеку? Может он быть опасным?

Дети: Да.

 А когда? От чего может произойти пожар?

Дети: Когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.

Дети: нельзя детям брать спички, поджигать траву, бумагу, оставлять мусор в лесу. Может произойти пожар. Брать спички и разводить огонь могут только взрослые.

 Какие беды приносят пожары?

Дети: могут погибнуть люди, животные в лесу, погибнет лес, насекомые.

Мы с вами выяснили второе свойство. Назовите его.

Дети: дерево горит, дает тепло и свет.

 

Опыт 3. Дерево сохраняет тепло.

 Теперь мы с вами попробуем выяснить следующее свойство.

Возьмем две кружки, деревянную и стеклянную с теплой водой

Какая кружка долго сохраняет тепло?

Дети: деревянная. В ней вода теплая. А в стеклянной кружке вода быстро остывает.

Мы с вами выяснили третье свойство дерева. Назовите его дети.

Дети: дерево сохраняет тепло.

 

Опыт 4. Древесина легко поддается обработке.

       Нам предстоит провести еще один опыт.

Возьмем точилку и попробуем поточить деревянный карандаш. (Точат карандаш.) Как вы думаете, если вам легко удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод?

Дети:Дерево можно пилить, резать, точить.

 Мы с вами выяснили четвертое свойство дерева. Какое?

Дети: древесина легко поддается обработке.

Юные исследователи, какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

Ответы детей:

1. Дерево легкое, не тонет.
2. Дерево горит, дает тепло и свет.
3. Дерево сохраняет тепло.
4. Древесина легко поддается обработке.

  Таким образом, дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек его широко использует в быту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Катальпа. Цель: - Расширять и закреплять представления детей о деревьях, особенностях их роста, о их пользе в природе

Катальпа. Цель: - Расширять и закреплять представления детей о деревьях, особенностях их роста, о их пользе в природе

Название «катальпа» происходит от индейского племени catawba

Название «катальпа» происходит от индейского племени catawba

С обнажёнными садами Не сумев смириться

С обнажёнными садами Не сумев смириться

Сейчас я предлагаю поговорить о свойствах дерева и заняться исследованиями

Сейчас я предлагаю поговорить о свойствах дерева и заняться исследованиями

Дети: дерево горит, дает тепло и свет

Дети: дерево горит, дает тепло и свет

Конспект НОД «Знакомство с Катальпой»

Конспект НОД «Знакомство с Катальпой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2024