Катальпа.
Цель:
- Расширять и закреплять представления детей о деревьях, особенностях их роста, о их пользе в природе.
Образовательные задачи:
- Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
- Закреплять и обобщать знания детей о мире растений и в частности о деревьях; их многообразии и особенностях;
- Закреплять умение дифференцировать деревья по листьям и плодам.
Развивающие задачи:
- Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;
- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
- Расширять и активизировать словарь детей.
-Расширять
представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
-Развивать исследовательские навыки.
-Совершенствовать умение наблюдать,
выделять сходство и различия предметов.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к деревьям и природе в целом;
- Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Словарь: природа, дерево, корни, ствол, кора, ветви, листопад, хвоя, семена, плоды, листья, лес, лиственный/хвойный/смешанный (лес).
Материал:
схема строения дерева, картинки лиственных и хвойных деревьев, брусочки деревянные, бумага, ткань, металлические предметы, емкости с водой, пластилин ,точилки, карандаши.
Наша следующая остановка, у дерева которое прибыло к нам из Северной Америки. Растет оно на островах Карибского моря. Называется это дерево Катальпа. Посмотрите на листья этого дерева. Какой они формы? На что похожи листья ? Какого листья размера?
Листья очень большие не желтеющие осенью. Посмотрите на плоды катальпы. На что похожи плоды?
Цветет катальпа в начале лета красивыми белыми цветами. Плод катальпы – длинная узкая коробочка с огромным количеством летучих семян. Плоды сохраняются на дереве всю зиму. Катальпа относится к листопадным деревьям. Существует около 10 видов катальпы.
Об этом дереве сложено много легенд .В индийских племенах Катальпа считается священное «дерево счастья» или « небесное дерево». В Китае и Индии, куда катальпу завезли позже, живет легенда, что это дерево слонов и обезьян. В Европе катальпу называют трубным или макаронным деревом.
Послушайте легенду.
Название «катальпа» происходит от индейского племени catawba. Катальпа была священным деревом этого племени. Согласно преданиям, ароматные белые цветы извещали о рождении девочек в племени, а длинные тонкие плоды, собранные в пучок, символизировали головы мальчиков с косичками. Став мужчинами, они становились защитниками, и тогда сердцевидные крупные листья катальп напоминали сердца погибших воинов.
В Китае бытует такая легенда. Когда-то давно враждовали между собой слоны и обезьяны. Когда к обезьянам в плен попадали слоны, те отрывали им уши и развешивали на деревьях. А когда к слонам попадали обезьяны, то они развешивали хвосты обезьян на деревьях. Так и появились катальпы.
Про катальпу написаны стихи послушайте их автор Натали Самоний.
ОСЕННЕЕ ДИКОБРАЗИЕ
Дни холодны, давно однообразны.
Листва развеяна – ветра её настигли.
Стоят катальпы, словно дикобразы:
Плоды висят на ветках, будто иглы...
Шуршат стручки, друг к дружке прикасаясь –
Их грустный шёпот дрёму навевает.
И от морозов спеющих* спасаясь,
Природа потихоньку засыпает...
________________________________________
*Спеющих – то же, что приближающихся.
КАТАЛЬПА
Связкой белых колокольцев
Вновь цветёт катальпа,
И листвою машет солнцу,
Рукоплещет залпом:
Сердцевидные ладони
Так встречают лето,
И листва от счастья тонет
В переливах света.
Но как только падать станут
Листья, словно капли,
То катальпы все восстанут,
Обнажая сабли.
Остроносыми плодами
С ветром будут биться...
С обнажёнными садами
Не сумев смириться.
ИЮНЬСКИЙ СНЕГОПАД
Осыпаются катальпы –
Сеют наземь снег лопастый...
От восторга – в сердце залпы –
Ах, июнь... Такой глазастый!
Всё в природе восхищает,
Дарит чувство упоенья:
То ль деревья отцветают,
То ли пташек оперенья,
То ли модные мотивы
(Многоцветно одеянье),
То ли радуг переливы...
Мой июнь, ты – обаянье!
Вновь катальпы снегопадят,
По-июньски сыплют нежность.
Грусть и радость нынче ладят,
Восхищение – безбрежно!
Не смотря на своё экзотическое происхождение, катальпа является неприхотливым растением, не капризным. Более того, она обладает устойчивостью к неблагоприятным городским условиям. Это дерево засухоустойчиво, и ему не страшна загазованность. В пользу её удивительной способности приспосабливаться и выживать в различных условиях говорит тот факт, что катальпа – реликтовый вид растения, её ископаемые образцы встречаются в слоях возрастом от 23 до 5 миллионов лет.
Катальпа - прекрасный медонос. Растение используется и в медицине. В семенах содержится высыхающее масло - ценное для лакокрасочной промышленности. В южных регионах России катальпы уже украшают некоторые города. В средней полосе их можно широко использовать для озеленения.
III. Дидактическая игра “С какого деревца…”
- Ребята сейчас я буду показывать вам листья или плоды деревьев, а вы нам назовете с какого это деревца.
- Молодцы, как здорово вы справились!
Сейчас я предлагаю поговорить о свойствах дерева и заняться исследованиями.
Опыт 1. Дерево легкое, не тонет.
· Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. На столе емкости с водой и предметы на подносе. Возьмите металлический предмет и опустите его в воду. Что с ним стало и почему?
Дети: он утонул.
· А теперь возьмите бумагу и опустите ее в воду. Что с бумагой и почему?
Дети: Она намокла и тоже утонула.
· А теперь возьмите ткань и опустите ее в воду. Что с тканью и почему? Дети: Она намокла и тоже утонула.
· А сейчас возьмите деревянный кубик и опустите его в воду. Что стало с кубиком и почему?
Дети: Кубик плавает, потому что он деревянный. Если дерево в воде не тонет, что стали строить люди из него?
Дети: Стали строить лодки и корабли.
Итак, первое свойство дерева мы выяснили. Кто его может назвать?
Дети: Оно легкое и не тонет.
Опыт 2. Дерево горит, дает тепло и свет.
· Второй эксперимент мы не сможем провести, так как он очень опасный. Этот эксперимент я покажу по картинке. Если поджечь дерево, то оно начинает гореть. Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Посмотрите на иллюстрации и расскажите, может ли огонь быть другом человеку?
Дети: Да, может.
А как он помогает?
Дети: Огонь нужен, чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор, чтобы было светло.
Что заметили люди, когда горит дерево, древесина?
Дети: Что становится светло и тепло. Можно разжечь костер в лесу. На костре можно приготовить пищу.
А как вы думаете, когда огонь становится врагом человеку? Может он быть опасным?
Дети: Да.
А когда? От чего может произойти пожар?
Дети: Когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.
Дети: нельзя детям брать спички, поджигать траву, бумагу, оставлять мусор в лесу. Может произойти пожар. Брать спички и разводить огонь могут только взрослые.
Какие беды приносят пожары?
Дети: могут погибнуть люди, животные в лесу, погибнет лес, насекомые.
Мы с вами выяснили второе свойство. Назовите его.
Дети: дерево горит, дает тепло и свет.
Опыт 3. Дерево сохраняет тепло.
Теперь мы с вами попробуем выяснить следующее свойство.
Возьмем две кружки, деревянную и стеклянную с теплой водой
Какая кружка долго сохраняет тепло?
Дети: деревянная. В ней вода теплая. А в стеклянной кружке вода быстро остывает.
Мы с вами выяснили третье свойство дерева. Назовите его дети.
Дети: дерево сохраняет тепло.
Опыт 4. Древесина легко поддается обработке.
Нам предстоит провести еще один опыт.
Возьмем точилку и попробуем поточить деревянный карандаш. (Точат карандаш.) Как вы думаете, если вам легко удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод?
Дети:Дерево можно пилить, резать, точить.
Мы с вами выяснили четвертое свойство дерева. Какое?
Дети: древесина легко поддается обработке.
Юные исследователи, какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?
Ответы детей:
1. Дерево легкое, не
тонет.
2. Дерево горит, дает тепло и свет.
3. Дерево сохраняет тепло.
4. Древесина легко поддается обработке.
Таким образом, дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек его широко использует в быту.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.