Тема «Обобщение знаний по теме «Важнейшие классы неорганических веществ».
Класс: 8.
Цели урока.
Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация.
Развивающая. Развитие “химического” мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию. Формирование и развитие образовательных компетенций:
Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.
Здоровьесберегающая: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Форма урока: Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы обучающихся, работа у доски, индивидуальная, групповая работа, выполнение лабораторных опытов.
Планируемые результаты обучения:
Данный урок является заключительным по теме, предполагается, что учащиеся должны продемонстрировать знания:
специальные умения:
общие учебные умения:
Техническое оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Оборудование и реактивы: на столах учеников: опорные схемы (оксиды, кислоты, основания), дидактические карточки с заданиями, пробирки с реактивами: индикаторы, пронумерованные пробирки (1, 2,3 - кислота, основание, вода), листы самоконтроля (приложение 2), индивидуальные задания для каждого учащегося (приложение 3).
Девиз урока: “Повторение – мать учения”.
Ход урока.
I. Исходная мотивация. Погружение в проблему.
Учитель: Посмотрите ребята, у меня на демонстрационном столе стоит много разных склянок. Что находится внутри каждой склянки?
Ученики: Химическое вещество.
Учитель: Мы с вами знаем, что по правилам техники безопасности каждая склянка должна быть подписана. Обратите внимание на этикетки склянок. Какой вывод мы можем сделать? Можно ли эти вещества каким-то образом рассортировать?
Ученики: Вещества относятся к разным классам неорганических веществ, мы можем, глядя на химическую формулу на этикетках распределить их на классы.
Учитель: Сколько классов веществ мы должны получить? Какие?
Ученики: 4; оксиды, основания, кислоты, соли.
Учитель: Следовательно, какая будет тема сегодняшнего урока?
Ученики: «Основные классы неорганических веществ».
Учитель: Мы уже изучили каждый класс веществ по отдельности. Что мы должны сделать на уроке сегодня?
Ученики: Обобщить знания обо всех четырёх классах неорганических веществ.
Учитель: Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы достичь поставленной цели?
Ученики:
· Что такое оксиды, основания, кислоты, соли?
· Какие они бывают?
· Как правильно давать названия веществам разных классов?
· Как составлять химические формулы веществ?
· Какими свойствами обладают?
· Как можно распознать вещества разных классов?
II. Организация деятельности.
Учитель: и так, для начала разделимся на группы, согласно изученных нами соединений. (каждая группа вытягивает карточку с названием класса неорганических веществ: оксиды, основания, кислоты, соли )теперь каждая группа имеет свое название и каждая группа будет выполнять задания. (А за чем? Как вы думаете? А для того, чтобы достичь поставленной цели.)
Учитель: Теперь, ребята, давайте посмотрим, внимательно на баночка, стоящие на столе. Задание для всех четырех групп: из перечисленных формул: HNO3, K2SO4, NaOH, SiO2, Cu(OH)2, CuO, Mg(NO3)2, HCl, NaCl, Ca(OH)2, СаO, H2SO4 выпишите последовательно формулы соответствующие названию вашей группы (а для начала вспомним состав соединений каждого класса – учащиеся из каждой группы на листах бумаги пишут общие формулы, затем вывешивают в схему на доску):
ОКСИД |
КИСЛОТА |
ОСНОВАНИЕ |
СОЛЬ |
ЭхОу |
НnA
А – кислотный остаток |
Ме(ОН)b
ОН – гидроксильная группа |
MenAb |
оксиды |
основания |
кислоты |
соли |
|
|
|
|
Ответ:
оксиды |
основания |
кислоты |
соли |
CuO СаO SiO2 |
NaOH Cu(OH)2 Ca(OH)2 |
H2SO4 HNO3 HCl |
K2SO4 Mg(NO3)2 NaCl |
Учитель: оцените результаты своей работы, выставьте баллы в оценочные листы.
Учитель: что далее о данных соединениях нам нужно повторить?
Учащиеся: номенклатуру.
Учитель: расскажите о правилах номенклатуры и назовите вещества.
оксиды |
основания |
кислоты |
соли |
CuO оксид меди (II) СаO оксид кальция SiO2 оксид кремния (IV) |
NaOH гидроксид натрия Cu(OH)2 гидроксид меди (II) Ca(OH)2 гидроксид кальция |
H2SO4 серная кислота HNO3 азотная кислота HCl соляная кислота |
K2SO4 сульфат калия Mg(NO3)2 нитрат магния NaCl хлорид натрия |
Учитель: оцените результаты своей работы, выставьте баллы в оценочные листы.
Учитель: соединений каждого класса очень много. Что делают ученые для удобства их изучения?
Учащиеся: классифицируют, т. е. делят на группы.
Учитель: разделите примеры соединений на группы, озаглавьте их и объясните, по какому признаку вы это выполняли.
|
|
|
Учащиеся: группа «Основания»
1. По растворимости: Cu(OH)2 – нерастворимое основание, NaOH растворимое (щелочь), Ca(OH)2 – малорастворимое основание
2. По числу гидроксильных групп: NaOH – однокислотное основание, остальные – Cu(OH)2, Ca(OH)2 - двухкислотные основания.
Учащиеся: группа «Кислоты»
1. По наличию кислорода: Бескислородные - HCl; кислородсодержащие - HNO3, H2SO4.
2. По количеству атомов водорода: Одноосновные - HCl, HNO3; двухосновные - H2SO4.
Учащиеся: группа «Соли».
1. Средние - K2SO4, NaCl, Mg(NO3)2, ;
кислые - KHSO4, NaHCO3; основные – CuOHCl, Fe(OH)2CL.
3. Растворимые соли - K2SO4, NaCl, Mg(NO3)2; нерастворимые соли - BaSO4, AgCl.
Учитель: оцените результаты своей работы, выставьте баллы в оценочные листы.
Физкультминутка.
Две минутки отдыхаем,
Но урок не забываем.
Если я называю формулу основного оксида –
Наклоняем голову влево;
Кислотного – вправо;
Кислоты – вперед;
Основания – назад;
Формулу соли – вращаем головой.
CuO, N 2O5,
Вспомним классы мы опять.
H 2S и KOH,
Лучше думай, мозг ты наш.
NaCl и KBr,
Голова идет кругом.
Взгляд налево, взгляд направо,
Ведь разминка – не забава,
Покачали головой,
И усталость с нас долой!
Учитель: что еще нам нужно знать о соединениях каждого класса?
Учащиеся: как их получают.
Учитель: составьте уравнения реакций получения данных вам веществ, используя разные способы.
Учащиеся оформляют работу на листах и каждая группа защищает свою работу перед классом.
Учитель: оцените результаты своей работы, выставьте баллы в оценочные листы.
Учитель: а что о веществах узнает наука химия?
Учащиеся: свойства.
Учитель: повторим химические свойства соединений каждого класса. Составьте уравнения химических реакции для каждого соединения.
Учитель: оцените результаты своей работы, выставьте баллы в оценочные листы.
Учитель: Как можно распознать вещества разных классов?
Учащиеся: можно использовать вещества индикаторы, они изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора.
Учитель: определите в пронумерованных пробирках, где находится кислота, щелочь и соль.
Соблюдайте правила техники безопасности.
Учитель: оцените результаты своей работы, выставьте баллы в оценочные листы.
Рефлексия. «Синквейн»
Каждая группа, составляет синквейн на тему "название групп», свой синквейн зачитывает каждая группа
1 группа « Оксиды»,
2 группа «кислоты»,
3 группа «основания»
4 группа «соли».
Домашнее задание: готовиться к контрольной работе.
Дайте полную характеристику соединению из любого класса по плану:
1. Химическая формула.
2. Название.
3. Классификация.
4. Получение.
5. Химические свойства.
Заключение
Сегодня вы закрепили и обобщили знания по теме «Классы неорганических соединений».
Я благодарю вас за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.