Конспект обобщающего урока по теме: "Основные классы неорганических соединений"
Оценка 4.6

Конспект обобщающего урока по теме: "Основные классы неорганических соединений"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
23.02.2022
Конспект обобщающего  урока по теме: "Основные классы неорганических соединений"
Урок-беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы обучающихся, работа у доски, индивидуальная, групповая работа, выполнение лабораторных опытов.
основные классы неорганических соединений.docx

Тема «Обобщение знаний  по теме «Важнейшие классы неорганических веществ».

Класс: 8.

Цели урока.

Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация.

Развивающая. Развитие “химического” мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию. Формирование и развитие образовательных компетенций:

    1. учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
    2. коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос; строить ответ по плану; организовывать и анализировать собственную деятельность;
    3. информационных: выделять существенные признаки химических веществ, извлекать необходимую информацию из различных источников; оформлять и представлять результаты своей работы.

 

Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Здоровьесберегающая: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Форма урока: Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы обучающихся, работа у доски, индивидуальная, групповая работа, выполнение лабораторных опытов.

Планируемые результаты обучения:

Данный урок является заключительным по теме, предполагается, что учащиеся должны продемонстрировать знания:

  • определений, понятий – оксиды, кислоты, основания, соли;

специальные умения:

  • классифицировать вещества по составу;
  • называть неорганические вещества;
  • составлять общие формулы для оксидов, кислот, оснований, солей; 
  • проводить несложные реакции, подтверждающие химические свойства веществ, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами, и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;

общие учебные умения:

  • планировать и регулировать свою учебную деятельность; проводить самооценку;
  • коммуникативные умения (работа в группах, устная речь, ведение записей в тетради).
  • применять знания в нестандартных ситуациях (игра, вариант тестирования).

 

Техническое оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Оборудование и реактивы: на столах учеников: опорные схемы (оксиды, кислоты, основания), дидактические карточки с заданиями, пробирки с реактивами: индикаторы, пронумерованные пробирки (1, 2,3 - кислота, основание, вода), листы самоконтроля (приложение 2), индивидуальные задания для каждого учащегося (приложение 3).

Девиз урока: “Повторение – мать учения”.

 

 

Ход урока.

IИсходная мотивация. Погружение в проблему.

Учитель: Посмотрите ребята, у меня на демонстрационном столе стоит много разных склянок. Что находится внутри каждой склянки?

Ученики:  Химическое вещество.

Учитель: Мы с вами знаем, что по правилам техники безопасности каждая склянка должна быть подписана. Обратите внимание на этикетки склянок. Какой вывод мы можем сделать? Можно ли эти вещества каким-то образом рассортировать?

Ученики: Вещества относятся к разным классам неорганических веществ, мы можем, глядя на химическую формулу на этикетках распределить их на классы.

Учитель:  Сколько классов веществ мы должны получить? Какие?

Ученики:  4; оксиды, основания, кислоты, соли.

Учитель:  Следовательно, какая будет тема сегодняшнего урока?

Ученики:  «Основные классы неорганических веществ».

Учитель: Мы уже изучили каждый класс веществ по отдельности. Что мы должны сделать на уроке сегодня?

Ученики: Обобщить знания обо всех четырёх классах неорганических веществ.

Учитель: Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы достичь поставленной цели?

Ученики:

·        Что такое оксиды, основания, кислоты, соли?

·        Какие они бывают?

·        Как правильно давать названия веществам разных классов?

·        Как составлять химические формулы веществ?

·        Какими свойствами обладают?

·        Как можно распознать вещества разных классов?

 

 

II. Организация деятельности.

Учитель: и так, для начала разделимся на группы, согласно изученных нами соединений. (каждая группа вытягивает карточку с названием класса неорганических веществ: оксиды, основания, кислоты, соли )теперь  каждая группа имеет свое название и каждая группа будет выполнять задания. (А за чем? Как вы думаете? А для того, чтобы достичь поставленной цели.)

Учитель: Теперь, ребята, давайте посмотрим, внимательно на баночка, стоящие на столе. Задание для всех четырех групп: из перечисленных формул: HNO3, K2SO4, NaOH, SiO2, Cu(OH)2, CuO, Mg(NO3)2, HCl, NaCl, Ca(OH)2, СаO, H2SO4 выпишите последовательно формулы соответствующие названию вашей группы (а для начала вспомним состав соединений каждого класса – учащиеся из каждой группы на листах бумаги пишут общие формулы, затем вывешивают в схему на доску):

ОКСИД

КИСЛОТА

ОСНОВАНИЕ

СОЛЬ

 

ЭхОу

 

НnA

 

А – кислотный остаток

 

Ме(ОН)b

 

ОН – гидроксильная группа

 

MenAb

оксиды

основания

кислоты

соли

 

 

 

 

Ответ:

оксиды

основания

кислоты

соли

CuO

СаO

SiO2

NaOH

Cu(OH)2

Ca(OH)2

H2SO4

HNO3

HCl

K2SO4

Mg(NO3)2

NaCl

Учитель: оцените результаты своей работы, выставьте баллы в оценочные листы.

Учитель: что далее о данных соединениях нам нужно повторить?

Учащиеся: номенклатуру.

Учитель: расскажите о правилах номенклатуры и назовите вещества.

оксиды

основания

кислоты

соли

CuO оксид меди (II)

СаO оксид кальция

SiO2  оксид кремния (IV)

NaOH гидроксид натрия

Cu(OH)2 гидроксид меди (II)

Ca(OH)2 гидроксид кальция

H2SO4 серная кислота

HNO3 азотная кислота

HCl соляная кислота

K2SO4 сульфат калия

Mg(NO3)2 нитрат магния

NaCl хлорид натрия

Учитель: оцените результаты своей работы, выставьте баллы в оценочные листы.

 

Учитель: соединений каждого класса очень много. Что делают ученые для удобства их изучения?

Учащиеся: классифицируют, т. е. делят на группы.

Учитель:  разделите примеры соединений на группы, озаглавьте их и объясните, по какому признаку вы это выполняли.

оксиды

 
Учащиеся: группа «оксиды».

Основные    СuO, CaO

 

СС

CuO

 

(Na2O, MgO, CaO)

 

Кислотные  SiO2

(SO3, P2O5, CO2)

 
 

 

 

 

 

 


Учащиеся: группа «Основания»

1. По растворимости:  Cu(OH)2 – нерастворимое основание,  NaOH  растворимое (щелочь), Ca(OH)2 – малорастворимое основание

2. По числу гидроксильных групп: NaOH – однокислотное основание, остальные – Cu(OH)2Ca(OH)2  - двухкислотные основания.

Учащиеся: группа «Кислоты»

1.      По наличию кислорода: Бескислородные -  HCl; кислородсодержащие - HNO3, H2SO4.

2.        По количеству атомов водорода: Одноосновные - HCl, HNO3; двухосновные -  H2SO4.

Учащиеся: группа «Соли».

1. Средние -  K2SO4, NaCl,  Mg(NO3)2, ;    

кислые - KHSO4, NaHCO3; основные – CuOHCl, Fe(OH)2CL.

3.        Растворимые соли - K2SO4, NaClMg(NO3)2; нерастворимые соли - BaSO4, AgCl.

Учитель: оцените результаты своей работы, выставьте баллы в оценочные листы.

 

Физкультминутка.

Две минутки отдыхаем,

Но урок не забываем.

Если я называю формулу основного оксида –

Наклоняем голову влево;

Кислотного – вправо;

Кислоты – вперед;

Основания – назад;

Формулу соли – вращаем головой.

CuO, N 2O5,

Вспомним классы мы опять.

H 2S и KOH,

Лучше думай, мозг ты наш.

NaCl и KBr,

Голова идет кругом.

Взгляд налево, взгляд направо,

Ведь разминка – не забава,

Покачали головой,

И усталость с нас долой!

Учитель: что еще нам нужно знать о соединениях каждого класса?

Учащиеся: как их получают.

Учитель: составьте уравнения реакций получения данных вам веществ, используя разные способы.

Учащиеся оформляют работу на листах и каждая группа защищает свою работу перед классом.

Учитель: оцените результаты своей работы, выставьте баллы в оценочные листы.

Учитель: а что о веществах узнает наука химия?

Учащиеся: свойства.

Учитель: повторим химические свойства соединений каждого класса. Составьте уравнения химических реакции для каждого соединения.

Учитель: оцените результаты своей работы, выставьте баллы в оценочные листы.

 

Учитель: Как можно распознать вещества разных классов?

Учащиеся: можно использовать вещества индикаторы, они изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора.

Учитель: определите в пронумерованных пробирках, где находится кислота, щелочь и соль.

Соблюдайте правила техники безопасности.

  • Все работы проводим над столом.
  • Нельзя исследовать вещества на вкус.
  • Если вещества попали на кожу, промыть большим количеством воды.

Учитель: оцените результаты своей работы, выставьте баллы в оценочные листы.

 

 

Рефлексия. «Синквейн»

Каждая группа, составляет синквейн на тему "название групп», свой синквейн зачитывает каждая группа

1 группа « Оксиды»,

2 группа «кислоты»,

3 группа «основания»

4 группа «соли».

Домашнее задание: готовиться к контрольной работе.

Дайте полную характеристику  соединению из любого класса по плану:

1. Химическая формула.

2.      Название.

3.      Классификация.

4.       Получение.

5.      Химические свойства.

 

Заключение

Сегодня  вы закрепили и обобщили знания по теме «Классы неорганических соединений».

       Я благодарю вас за урок.

 

 

 

 

 


 

Тема «Обобщение знаний по теме «Важнейшие классы неорганических веществ»

Тема «Обобщение знаний по теме «Важнейшие классы неорганических веществ»

Техническое оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор

Техническое оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор

Какими свойствами обладают? ·

Какими свойствами обладают? ·

Учитель: расскажите о правилах номенклатуры и назовите вещества

Учитель: расскажите о правилах номенклатуры и назовите вещества

Учащиеся: группа «Соли». 1.

Учащиеся: группа «Соли». 1.

Учитель: а что о веществах узнает наука химия?

Учитель: а что о веществах узнает наука химия?

Конспект обобщающего урока по теме: "Основные классы неорганических соединений"

Конспект обобщающего  урока по теме: "Основные классы неорганических соединений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2022