Конспект образовательной деятельности для детей
подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие»
на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (ч) и (р).
2. Учить определять количество и порядок слов в предложении.
3. Составлять правильно предложения.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать познавательный интерес и речь.
3. Развивать внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.
2. Вызвать эмоциональный отклик детей.
3. Воспитывать умение слушать.
Ход НОД:
Взрослый. (следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений). - Очень скоро ты пойдёшь в школу, но чтобы быть умным и хорошо учится, ты прежде должн уметь правильно говорить, составлять интересные и правильные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми ты будете общаться, тебя хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?
Взрослый. – И в начали нашего занятия я предлагаю провести артикуляционную разминку (2-3 раза)
Слово в словаре нашла
И всю фразу поняла.
Ре -ре - ре – слово ищем в словаре.
Рю – рю - рю- благодарны словарю
(Е.Грищук)
Взрослый. - Сегодня, мы с тобой поиграем в разные интересные игры.
1. Игра «Послушай и узнай звук»
Взрослый. - Ты должн хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук Ч, а если его там не будет, клади руки на коленки.
Слова: чашка, журавль, чемодан, поранил, счастье, завял, вечер, девочка, балерина, корова, мечта, слон.
- Хорошо, а теперь слушаем ещё один звук, это звук –Р.
Слова: рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник.
Взрослый. -Молодец. Но старайся быть внимательным при выполнении задания.
2.Взрослый. - Следующие упражнение «Сосчитай звуки».
Взрослый. - Сейчас я тебе прочту отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», а ты слушай его внимательно и считай слова со звуком «р», а затем скажи мне.
Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий,
Покажи!
Взрослый. - Молодец, ты внимательно слушали и считали звуки (тебе нужно ещё потренироваться).
Взрослый. - А какой звук «р», как он произноситься? Давай попробуем его произнести.
Выставляет на доску картинки: рыба, река, рак.
Ребенок называет
звук, «рычит», произноият звук вместе со взрослым, затем индивидуально.
Взрослый. -Послушай загадку.
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(часы)
Взрослый. – С какого звука начинается слово ЧАСЫ(Ч). Давай посчитаем сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»? – Я ещё раз прочитаю эту загадку, а ты посчитай и скажи мне.
3.Упражнение «Определи место звука в слове»
Взрослый. – А теперь, внимание, надо определить место звука в слове. Звук может Стоять в начале слова, в середине и конце слова - послушай и определить место звука ч в словах: чашка,… обруч, …ручей.
(После прочтения каждого слова ребенок определяет место звука).
Взрослый. - Молодец.
-А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.
Физкультминутка «Самолёты полетели».
Вот мотор включился, Вращательные движения руками
Пропеллер закрутился, перед собой
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
К облакам поднялись, Поочередное поднимание колен.
И шасси убрались.
Вот лес – мы тут. Покачивание руками, разведенными
Приготовим парашют. в стороны
Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в стороны.
Летим, дружок.
Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в стороны.
Дети мягко приземлились.
Взрослый. – Отдохнул, тогда продолжем. Скажи, а что такое предложение?
Ответ ребенка
Взрослый. Правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.
- У А. Плещееева есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можешь ли ты сосчитать слова в этом предложении? - Сколько в нем четыре или пять слов? Давай считать:
бабушка – раз, ты – два…и т. д. (ребенок считает, загибая пальцы)
Взрослый. - Посмотри, у меня есть одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.
![]() |
4. Игра «Посчитай слова и составь правильно предложение».
Взрослый. - Я скажу предложение, а ты, у себя на столе, разложит его по словам, под длинной полоской.
Взрослый. - Пришла золотая осень. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 предложения, но более 5 слов в предл-ии)
Взрослый. -Скажи, рассматривая книжки, ты замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?
Ответ ребенка.
Взрослый. - Когда будешь рассматривать книжки, обрати внимание на точки. Ты увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие.
Рассмотреть любую книгу и попросить ребенка, что бы он показал короткие и длинные предложения.
Взрослый. - Как ты думаете, ты правильно выполнял все задание, внимательно слушал? Если нет подумай, что и почему у тебя не получилось.
Ответ ребенка.
Взрослый. Мы будем ещё с тобой упражняться в играх. У тебя все получить.
- А теперь устройся по удобнее и послушай полностью стихотворение
А. Плещеева «Внучка»
Стихотворение «Внучка».
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду также
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину – люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому – башмачки.
(А. Плещеева)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.