КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Форма совместной деятельности: беседа, игра-экспериментирование Вид детской деятельности: опытно-исследовательская. Средства организации образовательной деятельности: Зрительный ряд: «корабль», бутылка, карта, записки, глобус, игрушки - белый медведь, лев, «ключ-пазл», сундучок. Мультимедийные ресурсы: музыка «Шум моря», презентация «Кругосветное путешествие», видео танца «Чунга-чанга». Раздаточный материал: кисти, жирный крем, стаканы с чистой водой, емкости (тазики) с водой, зеркала, фонарики, листы белой бумаги, стаканчики с грязной водой, воронки, вата и бинт, карандаши, листы-ключи. Цель: развитие познавательного интереса к живой и неживой природе, активности детей в экспериментальной деятельности, стремления к размышлению, умению делать выводы. Задачи: Обучающие: • уточнить и систематизировать знания детей о континентах Африка и Арктика, их растительном и животном мире и климатических условиях; • дать детей представления об особенностях приспособления к условиям жизни животных Арктик, о явлении природы «северное сеяние»; • познакомить детей со способом очистки воды; • закреплять умение схематически изображать алгоритм проведения опытов; Развивающие: • развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций, расширение кругозора средствами опытно-исследовательской деятельности; • развивать у детей умение самостоятельное формулирование выводов; Воспитательные: • воспитание в детях интереса к окружающей среде, как образ мира общего для всех людей, для всего живого; • воспитывать положительное отношение к миру, доброжелательность и отзывчивость (желание оказывать помощь), заботливость; • воспитывать самостоятельность и инициативность, навыки сотрудничества на занятии. Планируемый результат: проявляет познавательный интерес и любознательность к живой и не живой природе; имеют представления о климатических условиях Африки и Арктики, их растительном, животном мире и явлениях природы; проявляет интерес к экспериментированию, умеют самостоятельно осуществлять исследовательские действия и делать выводы, умозаключения, сформированы качества доброжелательности и отзывчивости, положительного отношения к миру Ход образовательной деятельности 1. Мотивационный этап. 1 слайд - Ребята, я приглашаю вас всех в круг, поприветствовать друг друга, улыбнуться и своим теплом поделиться (дети растирают руки и берутся за руки) Собрались ребята в круг, Я твой друг и ты мой друг, Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. (Звучит шум моря) включаешь музыку на 1 слайде - Ой, что это за звук такой? Этот шум вам поможет догадаться, куда мы сегодня с вами отправимся. Кто догадался? (в морское плавание, кругосветное путешествие) 2 слайд Смотрите, в нашем зале появился корабль, на небе летают чайки, а морские волны зовет нас в морское плавание! Вы готовы путешествовать вокруг света на этом корабле? Тогда идем к кораблю. Мы будем с вами самой настоящей морской командой… (повязываем на шею воротнички и одевает безказырки) - Вот теперь занимайте свои места. Ребята, посмотрите, здесь какая-то бутылка, а в ней что-то есть! (карта и записка) Читаем записку: «Тот, кто нашел это послание, тот настоящий счастливчик! Карта вам укажет путь к кладу, но, чтобы до его добраться, вам нужно в путешествии выполнить задания-испытания, а справиться с ними смогут только любознательные, внимательные и сообразительные ребята, которые умеют думать и слушать. За каждое выполненное задание вы сможете, получить ключ от сундука с кладом». 2. Содержательный этап. 3 слайд - Вы готовы отправиться в кругосветное путешествие? А куда же мы с вами поплывем? (на экране плывёт корабль, рассматриваем карту, в Арктику) 4 слайд – Ребята, вот мы приплыли в Арктику. (выходим) - Покажите на глобусе, где расположен этот континент. Скажите, что мы знаем об этом континенте? (Это континент вечных снегов и льдов. Солнце совсем не показывается. Несколько месяцев длится полярная ночь). - Живут ли в Арктике люди? Растут ли в Арктике растения? (Нет, только мхи) Какие животные живут в такой мерзлоте? 5 слайд - Смотрите, нас с вами встречает самый известный обитатель Арктики (белый медведь Умка). Что вы про него знаете? (Это самый крупный хищник на земле, он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей – детенышей). - Он, ребята, очень умный, может долго сидеть и караулить тюленя, закрыв лапой свой черный нос. Медведи хорошие пловцы, они умеют задерживать дыхание в воде на долгое время. Давайте и мы потренируемся (дыхательное упражнение) Холодно, кругом снега, Зиму радостно встречаем – Свежий воздух мы вдыхаем Руки дружно опускаем. Медленно все выдыхаем. Подходим к столу - Ой, да у мишки - то записка «Ребята, помогите мне, пожалуйста, выяснить, почему мое тело не покрывается льдом, ведь я так много плаваю. А еще расскажите мне, откуда берутся на небе красивые цветные разводы и как они называются». Ребята, а вы можете дать Умке ответы на его вопросы? Давайте найдем ответы на эти вопросы научным способом. (Проходим к столам. Напоминаю правила: слушаем внимательно, не шумим, берем только те предметы, которые я буду называть). Опыт №1. Перед вами на столе две кисти. Предположим, что это шерсть медведя. Опускаем одну кисть в воду на несколько секунд. Вытаскиваем ее, встряхиваем. Вода все равно остается на предполагаемой шерсти. Берем вторую кисть, смазываем ее жирным кремом (он заменит нам жир, который выделяет кожа животного) и также опускаем в воду. Вынимаем ее и встряхиваем. Что произошло? (Со смазанной жиром кисти капельки воды легко стряхнулись, и она осталась сухой). - Какой можно сделать вывод? (Шерсть и кожный покров покрыты слоем животного жира, который отталкивает воду, и его шерсть остается сухой, не пропуская холод и не выпуская тепло) - Умка дает нам ключ, но его нужно заполнить, нарисовать схему опыта, чтобы он, да и мы, не забывали, почему Белые медведи не покрываются льдом (рисуем схему опыта, ключ берем с собой). - Ребята, кто помнит, какое явление можно наблюдать в Арктике? (Северное сияние) Опыт №2. Давайте представим, что эта чашечка с молоком - это небо или земная атмосфера. Добавьте несколько капель краски с помощью пипетки – эти капельки заменят нам заряженные частицы солнечного света. Теперь, возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство – это у нас будет магнитным полем земли, теперь опустите ее в самый центр тарелки с молоком. Что, ребята, происходит? (молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться) - Какой можно сделать вывод? (моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение). Ребята, северное сияние появляется, когда на Солнце происходят взрывы. К Земле устремляются заряженные солнечные частицы. Достигая нашей атмосферы, они сталкиваются с частицами кислорода, и заставляют их светиться, а магнитное поле Земли отталкивает их, и поэтому получаются такие красивые разводы на небе 6 Слайд (картинка на экране) - Ребята, а вот и второй ключ от Умки, на нем тоже нужно нарисовать схему нашего открытия, чтобы он смог объяснить это явление своим друзьям медведям (рисуем схему опыта, ключ берем с собой). 7 слайд - Продолжим наше кругосветное путешествие? Куда это мы прибыли? Да это же танцующие острова, на нем все жители любят танцевать! (танец «Чунга-чанга») 8 слайд потом убавить звук, когда мы сядем в корабль 9 слайд - Нам нужно плыть дальше, занимаем места на корабле. - Куда же мы плывем дальше? (смотрим карту, на экране появляется Африка, выходим) 10 слайд - Покажите на глобусе, где расположен материк Африка. Какой тут климат? Как называется самая большая пустыня в мире? (Пустыня Сахара) Какие животные обитают в Африке? Как животные и растения приспосабливаются к жарким условиям Африки? (Они могут долгое время обходится без воды, некоторые ведут ночной образ жизни или впадают в спячку, а дневные животные в основном находятся под тенью деревьев. Маленькие обитатели пустынь от жары прячутся в песке, зарываясь в него. Растения способны запасать влагу в стеблях, а их листья преобразованы в колючки, способные выдержать пустынную жару). 11 слайд - На этом материке нас встречает лев Алекс, но что – то он грустный (прикладываю льва к уху и слушаю). Алекс говорит, что сейчас наступил период засухи, а во всех водоемах вода стала очень грязной, от этой грязной воды у всех детенышей разболелись животы. 12 слайд - Вот ужас, вот беда, что же делать нам друзья? Ведь эта вода из реки может к людям попасть, что же тогда будет? (Надо помочь животным Африки, очистить воду). - Смотрите, в этих стаканчиках вода из самой длинной реки Африки, Нил. Можно такую воду пить людям и животным? Почему? Может, кто-то знает, как можно очистить воду? Очистить воду мы сможем с помощью фильтра. Из чего мы сделаем фильтр? (вата, бинт и воронка) Опыт №3. Берем воронку и кладем в нее: одни дети вату, другие свернутый в несколько слоев бинт. Затем, кладем воронку на пустую баночку и аккуратно, не спеша выливаем грязную воду из стаканчика в фильтр. Какой фильтр лучше справился с очисткой воды? Что стало грязным? Какой вывод можно сделать? (вата задерживает грязь лучше, чем бинт). - Мы с вами такие молодцы, очистили часть вода, но ведь Нил большой, грязной воды в нем много. Что нам нужно сделать, чтобы жители Африки могли сами очищать воду? (нарисовать для них схему-ключ, рисуем) - Эти схемы оставим для Африканцев, а ключ возьмем с собой. - Продолжим путешествие? Занимайте места. 13 слайд - Куда же мы поплывем дальше? (рассматриваем карту, в детский сад, на экране плывет корабль) 14 слайд - Вот мы и приплыли на континент, который называется Евразия. На нем расположена РФ и наш детский сад, но чтобы нам попасть в детский сад, нужно прочитать заклинание: 1,2,3,4,5 вот и в садике опять! (забираем с собой ключи) 15 слайд - Где же здесь клад спрятан? (подходит к кладу, пытаемся открыть не открывается) Ребята, чтобы сундук с кладом открыть надо ключи собрать! (собирают ключ-пазл) 3. Итоговый этап - Что мы делали, перед тем как получили первый ключ? (помогали Умке выяснить, почему Медведи не покрываются льдов вынырнув из воды) И Что мыс вами выяснили? (Что у медведей тело и шерсть покрыта жиров, которая отталкивает воду и не пропускает тепло) - Что мы узнали, получив второй ключ? (что северное сияние движение заряженных солнечных частиц, столкнувшихся с частицами кислорода, которое заставляют их светиться) - Чем мы занимались, чтобы получить третий ключ? (очищали воду для животных и людей Африки) Что мы выяснили? (что вата лучше очищает воду, чем бинт) - Смотрите, ребята, сундук открылся, а в нем записка! Читаем: «Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания! Все, что вы сегодня выполняли и узнали и есть самая большая ценность, которая вам пригодится в будущем! Но если вы ходите, стать еще умней и познакомиться с другими континентами мира, то в сундуке есть еще одна карта путешественника». - Вы хотите продолжить кругосветное путешествие по материкам мира? Тогда сегодня отдохнем, а завтра снова отправимся в путь! 4. Рефлексивный этап. - Ну что же, ребята, кому понравилось наше кругосветное путешествие, протяните руки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину. Тот, кто узнал сегодня что-то новое, покажите «класс» - Ребята, мы все молодцы, мне было очень приятно с вами путешествовать!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.