Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «В поисках Капитошки».

  • docx
  • 21.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие по речевому развитию.docx

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе на тему: «В поисках Капитошки».

 

Возрастная группа: старшая.

Форма НОД: развивающая образовательная ситуация.

Форма организации: подгрупповая.

Цель: развитие связной речи детей.

Программные  задачи:

1.      Познавательное развитие:

развивать  умения обследовать предметы с помощью различных анализаторов;     систематизировать полученную информацию; развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов технологии ТРИЗ; развивать фонематический слух, мелкую моторику.

2.      Речевое развитие:

развивать умение задавать вопросы и отвечать на них полным предложением; составлять описательный рассказ с опорой на картинки – имена признаков; образовывать относительные прилагательные; обогащать словарь детей определениями, сравнительными оборотами.

3.      Художественно – эстетическое развитие:

развивать эстетический вкус, подбирая различные сочетания материалов при составлении композиции из готовых форм; развивать творческие способности детей.

4.      Социально – коммуникативное развитие:

воспитывать творческую активность, самостоятельность, взаимопонимание, ответственность; развивать умение работать в группе; совершенствовать навыки самооценки.

5.      Физическое развитие:

способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей.

Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Капитошка» и «Капитошка, возвращайся!»; беседа о характерах героев.

Методы и приемы: проблемный, игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесная, дидактическая игра, элементы технологий ТРИЗ и Н.А.Песняевой.

Оборудование: контейнеры с водой разной формы, волшебный мешочек, игрушки, предметные картинки, ткань разных цветов, песок, галька, ракушки, магнитная доска, маркер, раскраски, мультимедийная презентация.

Словарь: слова – антонимы (добрый-злой, большой-маленький и т.д.); прилагательные (круглый, квадратный и пр.)

Планируемые результаты: дети активно участвуют в беседе; проявляют эмоциональное отношение к героям мультфильма; игровые действия сопровождают речью; используют все части речи, активно занимаются словотворчеством, ис­пользуют синонимы и антонимы.

Ход НОД

I. Организационный момент.

Ребята, мы пришли на музыкальное занятие, а здесь какие-то лужи на полу. Откуда они могли взяться? Обратите внимание, лужи необычные, разной формы. Эта лужа какая? (Круглая). А эта? (Квадратная) и т.д.

II. Сообщение темы занятия.

 Кто бы мог с нами так пошутить, наделать луж и спрятаться? (Предположения детей). (Слайд 1. Включается песенка Капитошки). Чья это песенка? (Капитошки). А кто это? Вот проказник, где же он? Вы его видите? Спрятался, наверное. (Слайд 2). Смотрите, волчонок тоже расстроен, что не может найти Капитошку. Что же делать, как помочь волчонку? (Найти Капитошку). Не грусти, волчонок, мы найдем твоего друга.

III. Основная часть.

            Как вы думаете, где нужно искать Капитошку? (Ответы детей). Конечно, его надо искать там, где есть вода. (Слайд 3). Может быть, он спрятался в луже? Посмотрите, там кто-то живет. Да это же дождевой червячок! Давайте спросим у него, нет ли в этой лужице Капитошки. (Дети задают вопрос червячку).

(Слайд4). Червячок: Я не знаю, кто это. С чем его можно сравнить?

Логопед: Поможем червячку узнать Капитошку? Я буду рисовать схему, а вы мне помогайте (рис. 1). Капитошка какой? (Круглый). Круглый, как что? (как мяч, шарик и т.д.). Еще он какой (Разноцветный). Разноцветный, как что? (Как радуга, цветок и т.д.). (Схема на магнитной доске).

  К              http://receptzdorovy.com/d/vega-501-55__gal__1.jpg         

Р

  

http://mojomums.co.uk/wp-content/uploads/2012/06/Wall-Glamour-Rainbow.jpg

Рис. 1

Молодцы, а теперь объединим слова «радуга» и «мяч», что получится? (Радужный мяч). На кого похож Капитошка? (Капитошка похож на радужный мяч). (Даны примерные ответы детей, сравнения могут быть любыми).

(Слайд5). Червячок: Капитошки нет в моей лужице.

Логопед: Ну что ж, не будем огорчаться, подумаем, где же он еще мог спрятаться. Чтобы это узнать, я предлагаю поиграть в игру. У меня есть волшебный мешочек. В нем игрушки насекомых и фрукты. Вспомним, где растут фрукты? А где живут насекомые?

На столе две картинки: луг и дерево. Если вы узнаете на ощупь насекомое, поселите его на луг, а если фрукт – повесьте на дерево. (Слайд 6).

(В волшебном мешочке есть дополнительный мешочек, в котором находятся игрушки обитателей моря. Дети распределяют игрушки по игровым полям, логопед незаметно открывает второй мешочек, и дети достает игрушки – обитатели моря).

Логопед: Что случилось, почему ты не поселил рыбку в ее домик? (Здесь нет домика рыбки). А что же нам делать? (Рассуждения детей).

Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите то, что вам нужно для того, чтобы сделать море. (Ткань разных цветов, баночки с песком, ракушками, галькой). Теперь мы можем поселить рыб в их домики. А вы догадались, где еще можно поискать Капитошку? (В море). Но как же мы его найдем в таком количестве воды? Наверное, нам понадобится помощь. Кто из обитателей моря всегда спешит людям на помощь? (Дельфин).

(Слайд 7). Ну конечно! Давайте у него спросим, не видел ли он Капитошку. (Дети задают вопрос дельфину).

(Слайд 8). Дельфин: А какой он? Опишите его.

Логопед: Ребята, давайте расскажем дельфину о Капитошке. А поможет нам волшебный цветок. (Цветок ТРИЗ – рис. 2). (Дети составляют описательный рассказ по схеме-плану).

Надпись: План рассказа.
1.Глаз – видимые признаки предмета.
2. Нос – чем он пахнет.
3. Рот – какой предмет на вкус.
4. Ухо – какие звуки может издавать.
5. Рука – манипуляции с предметом.

Рис. 2

(Слайд 9). Дельфин: Нет, в море я его не встречал.

Логопед: в море Капитошки тоже нет. Где же его искать? (Шум дождя). Что это за звук? (Дождь капает). А откуда капает дождь? Может быть, мы у тучки спросим про Капитошку? (Дети задают вопрос тучке).

(Слайд 10). Тучка: Капитошки у меня нет. Я знаю только злую тетю его друга, волчонка. А Капитошка такой же злой, как она?

Логопед: Нет, тучка, что ты! Ребята, давайте расскажем тучке, что Капитошка и тетя волчонка совсем не похожи. Я расскажу про тетю волчонка, а вы про Капитошку. (Слайд 11).

Логопед: Это тетя волчонка.

Дети: А это Капитошка.

Логопед: Тетя волчонка большая.

Дети: А Капитошка маленький.

Логопед: У тети волчонка большие лапы и огромная пасть.

Дети: А у Капитошки маленькие ручки и глазки.

Логопед: Тетя волчонка одета в красное платье, на голове черная шляпка.

Дети: У Капитошки нет одежды, на голове берет.

Логопед: Тетя волчонка очень злая. Она хочет, чтобы все вокруг были злыми.

Дети: Капитошка очень добрый. Он хочет чтобы все были добрыми.

Логопед: Молодцы, ребята! Вот видишь, тучка, они совсем не похожи.

(Слайд 12). Тучка: У меня нет Капитошки. Мне пора, до свидания!

(Слайд 13). Вторая тучка: Сестрица! Капитошка у меня!

(Слайд 14). (Отрывок из мультфильма «Капитошка»)

(Слайд 15). Вот и Капитошка нашелся! Не зря мы его искали. Посмотрите, как рад волчонок! Им будет очень весело вместе.

            IV. Итог. Рефлексия.

            А вам понравилось наше приключение? Что с нами сегодня случилось? Почему мы начали искать Капитошку? (Чтобы помочь волчонку). Конечно, мы же верные друзья, а друзья всегда приходят на помощь. Если вам было интересно, возьмите раскраску с Капитошкой, а если не понравилось наше приключение, возьмите раскраску, где нарисована злая тетя волчонка.