Тема: «Волшебница вода».
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе
знакомства со свойствами и состояниями воды в окружающей среде.
Задачи:
образовательные:
-формировать представление о свойствах и состоянии воды (лед, снег, жидкость),
-создать целостное представление о воде как о природном явлении,
-дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе,
- правилах обращения с водой в быту и в природе;
развивающие:
- развивать мыслительную активность, диалогическую речь, творческое воображение,
умение самостоятельно делать выводы,
-обогащать и активизировать словарь;
воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к воде, природе, интерес к окружающему миру,
умение работать в коллективе, сообща.
Словарная работа: прозрачная, светлая, превращается,
разноцветная, жидкость, бесцветная, безвкусная, опыт, растворитель.
Методические приёмы: сюрпризный момент (появление капельки и
превращение детей в капельки); практические: (опыты с водой, снегом, льдом);
наглядные: рассматривание предметных картинок живых и неживых предметов,
презентации «О воде детям»), словесные: беседа, вопросы поискового характера.
Оборудование: пластиковые стаканчики по количеству детей,
одноразовые трубочки по количеству детей, вода, молоко, сахар, соль, ложка,
снег, лед, гуашь разных цветов; шапочки капельки по количеству детей,
магнитофон с записью голоса капельки, звуков воды, голубая ткань.
Предварительная работа:
1.Чтение художественной литературы (потешки, загадки о воде, рассказ М.
Пришвина «Живая вода».
2. Разучивание стихотворения «Мы привыкли, что вода-наша спутница всегда»).
3.Наблюдения за водой в быту и в природе, за облаками, дождем, снегом.
4.Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде»;
5.Прослушивание музыкальных произведений: А. Филиппенко «Дождик», А.
Александрова «Дождик накрапывает».
ХОД НОД:
1.Организационный момент.
Звучит аудиозапись «Звуки воды».
Воспитатель: - Ребята, у меня для вас есть сюрприз (показывает
пузырек с водой). Давайте посмотрим, что здесь внутри. Закройте глазки, а руки
вытяните вперед ладошками вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку
капельку воды из пипетки).
Воспитатель: - Что у вас на ладошках? (Капелька воды).
Правильно, это капелька, сегодня она пришла к нам в гости.
Голос капельки из аудиозаписи:
Я водяная Капелька,
Я очень всем нужна,
Покапаю, покапаю,
Получится вода.
Воспитатель: - Кому же нужна вода? Давайте из этих картинок
выберем тех, кому нужна вода и разложим их на нашей водичке. (Дети перечисляют,
кому нужна вода, выбирают из предложенных картинок, с изображением живых и
неживых предметов.)
Подводим итог: вода необходима всему живому. Без воды не было бы жизни на
земле.
Воспитатель: - Мы услышали, как шумит вода, давайте вместе с
водичкой споем её песенку «Ш-Ш-Ш». (Дети повторяют «ш-ш-ш»).
Голос капельки из аудиозаписи:
-Ребята, а вы хотите стать капельками и отправиться со мной в Царство воды? -
Повторяйте за мной:
Глазки ручками закрыли,
Тихо-тихо повторили:
Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.
Раз, два, три…Стали капельками мы.
(присели, воспитатель одевает на голову шапочки капелек).
Воспитатель: - Капелька пригласила нас в Царство воды, чтобы
мы узнали, какая вода, как она и где живет.
2 Познавательно-исследовательская деятельность.
Опыт № 1 «Вода – жидкость»
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить
аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: - Что происходит с водой?
Воспитатель: - Почему она льётся? Вода льётся, потому что она
жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая). Поскольку вода жидкая, ее можно наливать,
переливать, её называют жидкостью.
Опыт №2 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: - Дети, скажите, есть ли у воды вкус? Правильно у
чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием
пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Воспитатель: - Что будет, если мы в воду добавим соль? Какая
станет вода? А если мы в воду добавим лимон? А если мы в воду добавим сахар?
Давайте проверим. Положите в воду ложку сахарного песка. Размешайте и
попробуйте, какая вода на вкус?
Опыт № 3 «Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба
стаканчика положены ложки.
Воспитатель: - В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в
стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Воспитатель: - Дорогие капельки, предлагаю вам подумать, что
было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с
кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных
реках?
Воспитатель: - Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не
пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если
не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные
питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это
говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя. Даже самый белый чистый снег
грязнее водопроводной воды. Это талая вода, не пригодная к питью человеку.
Талой водой хорошо поливать растения, её можно давать животным.
Опыт №4: «Вода – растворитель»
На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.
Воспитатель: - Теперь сами попробуйте растворить краски в
воде. Что произошло с водой? (Ответы детей). Какую краску растворяли, такой
цвет и получился. Значит вода растворитель.
Опыт № 5: «Вода холодная, тёплая, горячая»
На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.
Воспитатель: - Предлагает детям протянуть руки, поливает на
руки поочередно из двух чайников и вместе с детьми определяет температуру воды.
Вода бывает холодная, тёплая. А из этого чайника (третьего) я вам на руки
поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой
чайник?
Воспитатель: - Какая в нем вода? (Горячая). Как вы думаете,
можно ли трогать руками горячую воду? Почему?
Воспитатель: - Правильно, дети. Так какая может быть вода?
(ответы детей).
Опыт № 6 «Какие предметы тонут в воде, а какие-нет»
Опускать в надувной бассейн предметы из разных материалов: деревянный кубик,
металлическая ложка, стеклянный и пластмассовый шарики, шишки, камешки.
Воспитатель: Дети, что тонет сразу, что нет. Почему?
Вывод: тонет то, что тяжелее.
Воспитатель: - Волшебные капельки, для вас у меня есть еще
один сюрприз. (Показывает поднос со снегом)
Воспитатель: – Что это? (снег), но мне кажется, что здесь не
только снег, но еще и …вода. Почему? А если мы нальем воду и поставим ее в
холодильник, то она замерзнет и будет лед.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: - Уважаемые капельки, проделав наши опыты, мы с вами узнали много
интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? Правильно,
вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может
растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей.
Воспитатель: давайте для нашей гостьи капельки прочитаем
стихотворение.
Дети читают стихотворение:
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: - Наша гостья капелька приготовила для вас
подарок - мультфильм «Волшебница вода». (Просмотр презентации «Волшебница
вода») .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.