конспект ООД "Свойства воздуха"

  • docx
  • 11.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект НОД Свойства воздуха Романовой С.Н..docx

 

Ход НОД:

Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Воспитатель: Что вы знаете о воздухе?

Дети: Он невидим, прозрачный, бесцветный.

Воспитатель: Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? Дети:  Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать.

-Воспитатель: Без еды человек может прожить несколько недель, без воды несколько дней, а без воздуха? Давайте попробуем задержать дыхание и посмотрим сколько кто выдержит (СЕКУНДОМЕР ЗАСЕЧЬ)

Воспитатель:  Какой вывод можно сделать?

Дети вывод: Человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы  будем делать опыты, как настоящие учёные.

Коллеги, заседание научной лаборатории позвольте считать открытым. На повестке дня следующая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем - это доказать, давайте докажем что воздух всё-таки есть! Возьмите лупу и давайте поищем воздух(ЛУПА). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Вот полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.

Воспитатель: Что теперь находится в пакете?

Дети:  Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.

Воспитатель: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что случилось с пакетом?

Дети: Пакет опять стал тоненьким.

Воспитатель: Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети  вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Опыт 2. «Тонет - не тонет». (Апельсин в кожуре и без неё, чашка с водой. Апельсин чищенный должен утонуть, а в кожуре плавать, потому что в кожуре есть воздух).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Что мы с вами узнали?

Дети:  Что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Воспитатель: А как мы можем доказать, что воздух есть в каждом предмете?

Опыт 3. Пузырьки воздуха

Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Опустить в воду пустую бутылку) Что мы видим в воде?

Дети: Из бутылки выходят пузыри.

Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?

Дети: Воздух!

Опыт 4. Есть ли воздух в стаканчике? (стаканчик, салфетка, кусочек пластилина, миска с водой)

- Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну стаканчика.

Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим его прямо вертикально и опускаем в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Затем стаканчик вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт. Что же случилось с салфеткой?

Дети: Она сухая.

Воспитатель: Почему? Как вы считаете?

Дети вывод: Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стаканчике, он не пускал туда воду.

Воспитатель: а теперь  снова опустим стакан в миску с водой, но теперь немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись?

Дети: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Убрать емкость с водой

Опыт 5. Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой. стаканчики с водой и трубочки

Дети  берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель:  Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Опыт 6.Летает – не летает. (Лист бумаги, самолетики)

Воспитатель: вот лист бумаги, давайте заставим его полететь ( бросает лист), Летит?

Дети: нет

Воспитатель: воздух не держит лист, а если мы этот лист сложим определенным образом (сложить самолетик), посмотрите - полетел, почему?

Дети: крылья

Воспитатель: А кто и что еще летает при помощи крыльев?

Дети: Птицы, самолеты, дельтоплан.

Опыт 7. Вкус воздуха. (Апельсин)

Воспитатель: Скажите, а воздух имеет вкус?

Дети: нет.

Воспитатель: Мы можем его попробовать?

Дети: да.

Воспитатель: Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете?

Дети: нет.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?

Дети вывод: значит воздух не имеет вкуса.

 Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Дети: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.

Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?

Дети: свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.

Воспитатель:  Предлагаю в этом убедиться (начать чистить апельсин). Чем запахло?

Дети вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

 

Воспитатель: Коллеги, наше научное заседание подходит к концу. Давайте ещё раз расскажем об открытиях, которые мы сделали.

Дети: - что воздух постоянно нас окружает;

- что воздух легче воды;

- что воздух есть внутри предметов;

- что воздух есть внутри людей;

- что без воздуха не возможна жизнь;

- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- что ветер - движение воздуха.

Воспитатель: Коллеги, вы все молодцы! Я поздравляю вас с открытиями. Нобелевская премия нам с вами обеспечена! Всем спасибо за продуктивную работу. Вы заслужили свою награду.  Продолжайте свой путь, но зацепите друг друга за талию и двигайтесь к следующей станции как большой поезд.