Ход НОД:
Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
Воспитатель: Что вы знаете о воздухе?
Дети: Он невидим, прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? Дети: Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать.
-Воспитатель: Без еды человек может прожить несколько недель, без воды несколько дней, а без воздуха? Давайте попробуем задержать дыхание и посмотрим сколько кто выдержит (СЕКУНДОМЕР ЗАСЕЧЬ)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети вывод: Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные.
Коллеги, заседание научной лаборатории позвольте считать открытым. На повестке дня следующая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем - это доказать, давайте докажем что воздух всё-таки есть! Возьмите лупу и давайте поищем воздух(ЛУПА). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Вот полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.
Воспитатель: Что теперь находится в пакете?
Дети: Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.
Воспитатель: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет опять стал тоненьким.
Воспитатель: Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Опыт 2. «Тонет - не тонет». (Апельсин в кожуре и без неё, чашка с водой. Апельсин чищенный должен утонуть, а в кожуре плавать, потому что в кожуре есть воздух).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Что мы с вами узнали?
Дети: Что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Воспитатель: А как мы можем доказать, что воздух есть в каждом предмете?
Опыт 3. Пузырьки воздуха
Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Опустить в воду пустую бутылку) Что мы видим в воде?
Дети: Из бутылки выходят пузыри.
Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?
Дети: Воздух!
Опыт 4. Есть ли воздух в стаканчике? (стаканчик, салфетка, кусочек пластилина, миска с водой)
- Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну стаканчика.
Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим его прямо вертикально и опускаем в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
Затем стаканчик вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт. Что же случилось с салфеткой?
Дети: Она сухая.
Воспитатель: Почему? Как вы считаете?
Дети вывод: Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стаканчике, он не пускал туда воду.
Воспитатель: а теперь снова опустим стакан в миску с водой, но теперь немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Убрать емкость с водой
Опыт 5. Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой. стаканчики с водой и трубочки
Дети берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Опыт 6.Летает – не летает. (Лист бумаги, самолетики)
Воспитатель: вот лист бумаги, давайте заставим его полететь ( бросает лист), Летит?
Дети: нет
Воспитатель: воздух не держит лист, а если мы этот лист сложим определенным образом (сложить самолетик), посмотрите - полетел, почему?
Дети: крылья
Воспитатель: А кто и что еще летает при помощи крыльев?
Дети: Птицы, самолеты, дельтоплан.
Опыт 7. Вкус воздуха. (Апельсин)
Воспитатель: Скажите, а воздух имеет вкус?
Дети: нет.
Воспитатель: Мы можем его попробовать?
Дети: да.
Воспитатель: Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете?
Дети: нет.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?
Дети вывод: значит воздух не имеет вкуса.
Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Дети: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.
Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?
Дети: свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться (начать чистить апельсин). Чем запахло?
Дети вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Воспитатель: Коллеги, наше научное заседание подходит к концу. Давайте ещё раз расскажем об открытиях, которые мы сделали.
Дети: - что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
Воспитатель: Коллеги, вы все молодцы! Я поздравляю вас с открытиями. Нобелевская премия нам с вами обеспечена! Всем спасибо за продуктивную работу. Вы заслужили свою награду. Продолжайте свой путь, но зацепите друг друга за талию и двигайтесь к следующей станции как большой поезд.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.