Конспект открытого интегрированного урока (природоведение+музыка) в 5 классе "Путешествие в зимний лес"
Оценка 4.9

Конспект открытого интегрированного урока (природоведение+музыка) в 5 классе "Путешествие в зимний лес"

Оценка 4.9
doc
13.02.2020
Конспект открытого интегрированного урока (природоведение+музыка) в 5 классе "Путешествие в зимний лес"
ОТКР. УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС.doc

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

 

 

 

Конспект открытого интегрированного урока

на тему:

«Путешествие в зимний лес»

 

Разработали: учитель биологии

Яричевская Лариса Ивановна,

 учитель музыки

Удодова Галина Константиновна.

Новочеркасск, 2020г.

Открытый интегрированный урок в 5 классе

(природоведение + музыка).

Цель урока:

Формирование умений устанавливать взаимосвязь между зимними изменениями в неживой природе и жизнью растений и животных леса (изменениями в живой природе).  Познакомить детей с признаками зимы через художественно-поэтические образы музыкальных произведений П. И. Чайковского.

Задачи:

Образовательная:

-расширить и систематизировать имеющиеся знания о зимней поре года; о лесе и его обитателях;

-способствовать формированию умения составлять связные высказывания о зиме, ее признаках и месяцах;

-научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных в лесу;

-дать представления о том, как зимуют растения и животные леса и какую помощь им оказывают люди;

- познакомить с произведениями П.И. Чайковского, живописно иллюстрирующими зимние месяцы.

Коррекционно-развивающие:

-развивать и активизировать у обучающихся познавательный интерес к предмету природоведение;

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

-развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания;

- развивать способность видеть, сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

-развивать музыкальные способности;

 -развивать связную речь;

 -обогащать активный и пассивный словарь;

-способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию, наблюдательности, сообразительности.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию понимания ценностей и красоты родной природы;

-воспитывать в детях чувство красоты природы и музыки, обогащать музыкальные впечатления детей.

- воспитывать бережное отношение к лесу, желание помочь животным, птицам в трудные времена.

Оборудование:

·       Экран, ноутбук, проектор, музыкальный центр.

·       Презентация «Путешествие в зимний лес»

·       Иллюстрации к игре «Оденься на прогулку»

·       Интерактивная игра «Закончи пословицу о зиме».

 

Методы обучения:

·       наглядный,

·       словесный,

·       практический.

Педагогические технологии:

·       информационно-коммуникационные,

·        коррекционно-развивающие,

·       игровые,

·       личностно-ориентированные,

·        здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты:

 

Предметные: 

-умеют называть основные особенности зимы, как времени года и названия зимних месяцев;

-умеют различать хвойные и лиственные породы деревьев;

-умеют перечислять изменения, происходящие зимой в неживой природе;

умеют перечислять изменения, происходящие зимой в живой природе;

- умеют определять свое отношение к окружающему миру: оценивать правильность поведения людей зимой, помогающих птицам и животным.

Личностные: 

-проявляют познавательный интерес к изучению нового;

-имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

 -организуют свою деятельность, готовят рабочее место;

-высказывают свое предположение на основе работы с иллюстрациями на экране;

-определяют и формулируют цель деятельности на уроке.

Познавательные: 

общеучебные 

добывают новые знания: находят ответы на вопросы; 

-используют свой жизненный опыт из собственных наблюдений за объектами природы;

-используют информацию, полученную на уроке;

- устанавливают причинно-следственные связи;

-характеризуют время года;

-понимают информацию, представленную в вербальной форме.

Коммуникативные: 

-совместно раскрывают поставленную цель урока;

- строят монологические высказывания;

-аргументировано отвечают на вопросы;

- адекватно используют речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, монолог).

План урока:

 

I.Организационный момент.

II. Целеполагание и мотивация.

III.Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.

IV.Совместное «открытие» новых знаний.

V. Применение новых знаний.

VI.Итог урока.

VII.Рефлексия

 

Ход урока.

 

I.Оргмомент.

Цель: активизация внимания. настрой на работу.

Учитель биологии:

-Дети вам тепло?

-В классе светло?

-Прозвенел уже звонок?

-Начался уже урок?

-Хотите учиться?

-Значит можно всем садиться!

- Здравствуйте, наш сегодняшний урок отличается от других.  Он потребует внимания, сосредоточенности, ответственности, так как мы отправляемся в волшебное путешествие. И очень важно, чтобы все вернулись в целости и сохранности.

 

II. Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы.

Цель: организация познавательной деятельности обучающихся. Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе прослушивания в соответствии с целевой установкой

 

Учитель биологии:

-                   Ведущим путешествия сегодня буду я, а вы станете любознательными путешественниками. Сопровождать в пути вас будет ваш учитель музыки – Галина Константиновна.

 (Работа с презентацией «Путешествие в зимний лес»)

-                   Посмотрите на экран, послушайте и догадайтесь, куда мы пойдём? Догадались? Почему вы так решили, что увидели? Правильно, мы отправляемся в путешествие в гости к зимнему лесу. Слайд 2.

Итак, тема нашего урока «Путешествие в зимний лес». Слайд 3.

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес, 
Где много разных сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама !!!
Красавица, волшебница-зима!

 Учитель музыки:

  - Дети, а вам знакома музыка, которую вы сейчас услышали, из какого она произведения? (Ответы детей) Правильно, из балета «Щелкунчик». А кто написал это произведение, какого композитора вы видите сейчас на экране (Ответы детей, П. И. Чайковского). Правильно! Замечательный русский композитор П.И. Чайковский - певец природы. Любуясь красотой природы и стремясь передать свое настроение в музыке, композитор написал пьесы для фортепьяно, которые объединил в альбом и назвал его «Времена года». Дети, какой сейчас месяц зимы – февраль. Верно! А какой древний славянский языческий праздник мы встречаем в феврале? (Ответы детей: Масленицу) Правильно, с 24 февраля начинается масленичная неделя. Петру Ильичу Чайковскому тоже нравился этот радостный праздник, и поэтому композитор отобразил его в миниатюре с названием «Февраль. Масленица». Эпиграф к этой пьесе: «Скоро масленицы бойкой закипит широкий пир.» (Звучит музыка П. И. Чайковского).

- Дети, а вам понравилось это произведение? Какие музыкальные инструменты прозвучали в нём? (Ответы детей: переливы бубенцов, скрипки, тарелки и др.)

Учитель биологии:

- Путешествовать по лесу мы будем пешком. Дети, как вы думаете, почему?

Дети: -Чтобы не потревожить животных и птиц, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.

Учитель биологии:

-Правильно! Цель нашего путешествия: раскрыть тайны зимнего леса, которые он хранит для любознательных путешественников. Чтобы вы смогли открыть эти тайны волшебница – Зима придумала множество заданий, с которыми вам придется справиться.

 

1 Задание: «Зимний календарь» (работа с презентацией - зимний календарь).

Учитель биологии:

- Перед тем, как отправиться в лес, дети, нам нужно вспомнить:

1.  Сколько времён года вы знаете? (Ответы детей: 4 времени года – зима. Весна, лето и осень) Слайд 3.

- Послушайте стихотворение. Слайд 4. О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Ответы детей: о зиме. Обучающиеся 3-4 группы работают с раздаточным материалом – картинки «Времена года»)

2. Сколько сыновей у матушки зимы? Слайд 5.

- Подумайте и назовите зимние месяцы! (Ответы обучающихся: декабрь, январь, февраль) Какое время года перед зимой? Какое время года следует за зимой? (Ответы детей: осень, весна)

        2 Задание: «Признаки зимы». (Работа с презентацией) Слайд 6.

Учитель биологии:

- Скажите, ребята, а что изменилось в природе с приходом зимы? (Работа с презентацией).  Подумайте и назовите признаки зимы. (Ответы детей)

- Молодцы! Вот теперь мы можем отправиться в путешествие по зимнему лесу, но, прежде, нам надо одеться по сезону!

 

3 Задание: «Оденься по погоде!» Слайды 7-16.

Учитель биологии:

- Внимание на экран. Нужно выбрать правильную последовательность одевания зимней одежды. (Обучающиеся выполняют задание).

- Молодцы! Теперь отправляемся в путь.

 

4 Задание: «Поэтическая минутка». Слайд 17.

Учитель биологии:

- Посмотрите, дети, как чудесен зимний лес. Сколько здесь удивительного! А вы знаете стихи о зимнем лесе? (Дети читают стихи Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимой…»)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он,  околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

 

1 стоянка – «Музыка зимнего леса». Слайд 18.

Учитель музыки:

- Ребята, а сейчас вы познакомитесь с ещё одним произведением П.И. Чайковского из одноимённого балета Щелкунчик, «Еловый лес зимой». Слушайте, и музыка унесёт вас далеко – далеко. Мы полетим над сонным заснеженным лесом, насладимся чистым воздухом леса и удивительной гармонией зимних пейзажей. Ведь П. И. Чайковский языком музыки рассказывал о природе нашей Родины, о русской зиме. (Звучит музыкальный видеосюжет «Зима в еловом лесу», дети слушают).

 

III. Физкультминутка на опушке леса. Слайд 19. (Учитель музыки проводит музыкальную физминутку в зимнем лесу).

- Дети, вы замёрзли в зимнем лесу? Давайте согреемся! Встаньте в ряд!

 

IV. Совместное «открытие» новых знаний.

Цель: систематизировать и получить новые знания о зиме, о неживой и живой природе с наступлением этого времени года. Коррекция мыслительных операций на логическое восприятие и умение делать выводы.

 

5 Задание - групповая работа.

Учитель биологии:

-А кого мы можем встретить в зимнем лесу, назовите обитателей леса?  (Ответы детей: растения, животные, птицы). Правильно! Чтобы выполнить следующее задание. Надо разделиться на 3 группы. (Дети делятся на 3 группы).

1.     «Деревья зимой в лесу» – 1 группа наблюдает за тем, как зимуют деревья в лесу.

2.     «Животные зимой в лесу» –2 группа наблюдает за тем, как зимуют звери в лесу.

3.     «Птицы зимой» – 3 группа наблюдает за тем, как зимуют птицы в лесу.

1группа. Учитель биологии:

- Какие деревья встречаются в лесу?

- Какие изменения происходят в жизни растений? Слайды 21-22.

 (Ответы обучающихся)

- Как изменился лес с наступлением зимы? Как выглядят лиственные деревья?

- Зимой у лиственных деревьев прекращается сокодвижение. Они «засыпают». От морозов их защищают кора и снег.

- Как выглядят хвойные деревья?

- Как правильно сказать о зимнем лесе? Он умер или спит? (Ответы детей: спит).

2 группа. Учитель биологии:

- Какие животные обитают в лесу? Слайды 23-25.

 (Ответы детей: лоси, кабаны, зайцы, медведи, волки, лисицы, куницы, соболи и т.д.)

-Какие изменения происходят в жизни животных?

- Зимой многие дикие животные погружаются в спячку (ежик, медведь, барсук). К зиме у лисы, волка, зайца, белки меняется шерсть, она становится более теплой. Волк и лиса питаются слабыми и больными животными. Заяц питается корой деревьев.

- Какого цвета шуба у зайца зимой?

- Зачем он меняет цвет?

- Какие ещё животные меняют свою окраску зимой?

- Что страшнее для животных леса зимой - холод или голод? (Ответы детей: голод)

 

3 группа. Учитель биологии:

- Какие птицы населяют лес? Слайды 26-27. (Ответы детей: глухарь, тетерев, дятел, синица, сова, ворона, галка, клёст, воробей, поползень и т.д.)

- Каких птиц можно встретить Зимой? (Ответы детей: воробей, ворона, галка, снегирь, синица, клест, поползень, глухарь, тетерев). Правильно! Это зимующие птицы. Снегирь. Прилетает к нам только зимой. Он зовется снегирем, потому что появляется вместе со снегом. Летом он живет далеко на севере, где очень холодно. Питаются растительной пищей, насекомые попадаются лишь случайно.

- Какие изменения происходят в жизни птиц?

- Почему птицам трудно зимой? Чем опасна зима для птиц?

- Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух, для них теплая одежда, а птичья кровь горяча и поэтому мороз птицам не так страшен. А страшен – голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать. Зимой птиц мало. Птицы прилетают ближе к жилью человека, в поисках корма. Многие птицы леса зимой питаются семенами хвойных растений (клёст, дятел и др.).

 

V. Самостоятельное применение знаний.

Цель: закрепление знаний и умений, необходимых для работы обучающихся по новому материалу, развитие умения применять знания в жизни.

Учитель биологии:

- Как люди помогают животным и птицам зимой в лесу? Слайды 28-29

- Продолжаем тихо двигаться по зимнему лесу. Итак, мы с вами выяснили, что животные зимой в лесу также часто страдают от недостатка естественных кормов. Здесь на помощь зверушкам должен прийти человек. Лесники - это люди, хорошо знающие всех обитателей леса и старающиеся помочь им в трудное время. Их основное дело - забота о лесе

- Какая помощь оказывается животным леса зимой?

-Какая помощь оказывается птицам зимой?

(Ответы детей. Работа с презентацией)

  Чтобы повысить шансы лесных обитателей на выживание в условиях снегов и морозов, важно создавать специальные подкормочные площадки. Последние делают в виде деревянных яслей с навесом, куда укладывают сено, зерновые и овощи. К подобным кормушкам при дефиците пропитания с радостью приходят косули, олени, лоси, дикие кабаны. Организовывают подкормочные площадки как можно ближе к звериным тропам. Кабанам дают комбикорм, картофель, свеклу. Их тоже рассыпают поближе к звериным тропам.

 

Учитель биологии:

- Молодцы, ребята! Вот и подошло наше путешествие к концу, вы удачно справились со всеми заданиями. Как видите, зимний лес может многое вам рассказать. Нужно только прислушаться, приглядеться, и тогда вам откроются лесные тайны. Я уверена. Что вы всегда будете бережно относиться к природным богатствам леса, будете подкармливать птиц зимой. Вы утомились? Давайте отдохнём – 2 стоянка «Замок матушки Зимы» - игра «Закончи пословицу о зиме». Слайды 30-37

VI. Итог урока.

Цель: Подведение итогов выполненной работы.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Отвечают, дополняя друг друга.

- Итак, наш урок подошел к концу.

- У кого в гостях мы были?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Молодцы!

- Сегодня мы путешествовали по дивному зимнему лесу! Нас окружала чарующая природа и музыка. А природа и музыка – это всё прекрасное, что окружает нас.

 

VII. Рефлексия.

Цель: Осуществление учащимися рефлексии, контроля и оценки процессов и результатов  

деятельности.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся анализируют свою работу.

Поднимите жетон зелёного цвета, если вам всё на уроке понравилось, и было понятно.

Жёлтого цвета – если понравилось, но в чём–то вы затруднялись.

Красного – если не понравилось, было скучно, непонятно.

Жетоны, зелёного, желтого и красного цвета.

VIII. Оценивание.

Цель: Оценивание деятельности учащихся.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Слушают, выставляют оценки.

Сегодня на уроке активно работали, делали правильные выводы, помогали товарищам: … Они получают оценку 5.

Активно работали, но иногда ошибались: … получают оценку 4.

Работали, но не всегда проявляли инициативу … получают оценку 3.

Фамилии детей:

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

                                                                          Литература

·        Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». - М, «Вако», 2004

·        Васильев Ю.Р.  Занимательное природоведение. -  М, «Омега», 1997

·        Грехова Л.И. Учебно-методическое пособие. В союзе с природой. М, «ЦГЛ», 2002

·        Ляшенко Е. А. Программа курса «Школа юного краеведа». - Волгоград «Учитель»,2007

·        Хлебосолова О. А., Хлебосолов Е. И. Учебник «Природоведение». - М, «Владос», 2004

·        Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса живой природы». - М, «Белый город», 2009

·        Энциклопедия «Я познаю мир». – М, «Астрель», 2001


·       

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

Открытый интегрированный урок в 5 классе (природоведение + музыка)

Открытый интегрированный урок в 5 классе (природоведение + музыка)

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные, · коррекционно-развивающие, · игровые, · личностно-ориентированные, · здоровьесберегающие технологии

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные, · коррекционно-развивающие, · игровые, · личностно-ориентированные, · здоровьесберегающие технологии

План урока: I .Организационный момент

План урока: I .Организационный момент

Красавица, волшебница-зима!

Красавица, волшебница-зима!

Какое время года перед зимой? Какое время года следует за зимой? (Ответы детей: осень, весна) 2

Какое время года перед зимой? Какое время года следует за зимой? (Ответы детей: осень, весна) 2

Щелкунчик, «Еловый лес зимой».

Щелкунчик, «Еловый лес зимой».

Какие птицы населяют лес? Слайды 26-27

Какие птицы населяют лес? Слайды 26-27

VI . Итог урока. Цель: Подведение итогов выполненной работы

VI . Итог урока. Цель: Подведение итогов выполненной работы

Литература · Брыкина

Литература · Брыкина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020