ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1
Конспект открытого интегрированного урока
на тему:
«Путешествие в зимний лес»
Разработали: учитель биологии
Яричевская Лариса Ивановна,
учитель музыки
Удодова Галина Константиновна.
Новочеркасск, 2020г.
Открытый интегрированный урок в 5 классе
(природоведение + музыка).
Цель урока: |
Формирование умений устанавливать взаимосвязь между зимними изменениями в неживой природе и жизнью растений и животных леса (изменениями в живой природе). Познакомить детей с признаками зимы через художественно-поэтические образы музыкальных произведений П. И. Чайковского. |
Задачи: |
Образовательная: -расширить и систематизировать имеющиеся знания о зимней поре года; о лесе и его обитателях; -способствовать формированию умения составлять связные высказывания о зиме, ее признаках и месяцах; -научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных в лесу; -дать представления о том, как зимуют растения и животные леса и какую помощь им оказывают люди; - познакомить с произведениями П.И. Чайковского, живописно иллюстрирующими зимние месяцы. Коррекционно-развивающие: -развивать и активизировать у обучающихся познавательный интерес к предмету природоведение; - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; -развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания; - развивать способность видеть, сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; -развивать музыкальные способности; -развивать связную речь; -обогащать активный и пассивный словарь; -способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию, наблюдательности, сообразительности. Воспитательные: -способствовать воспитанию понимания ценностей и красоты родной природы; -воспитывать в детях чувство красоты природы и музыки, обогащать музыкальные впечатления детей. - воспитывать бережное отношение к лесу, желание помочь животным, птицам в трудные времена. |
Оборудование: |
· Экран, ноутбук, проектор, музыкальный центр. · Презентация «Путешествие в зимний лес» · Иллюстрации к игре «Оденься на прогулку» · Интерактивная игра «Закончи пословицу о зиме».
|
Методы обучения: |
· наглядный, · словесный, · практический. |
Педагогические технологии: |
· информационно-коммуникационные, · коррекционно-развивающие, · игровые, · личностно-ориентированные, · здоровьесберегающие технологии. |
Планируемые результаты:
|
Предметные: -умеют называть основные особенности зимы, как времени года и названия зимних месяцев; -умеют различать хвойные и лиственные породы деревьев; -умеют перечислять изменения, происходящие зимой в неживой природе; умеют перечислять изменения, происходящие зимой в живой природе; - умеют определять свое отношение к окружающему миру: оценивать правильность поведения людей зимой, помогающих птицам и животным. Личностные: -проявляют познавательный интерес к изучению нового; -имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД: -организуют свою деятельность, готовят рабочее место; -высказывают свое предположение на основе работы с иллюстрациями на экране; -определяют и формулируют цель деятельности на уроке. Познавательные: общеучебные - добывают новые знания: находят ответы на вопросы; -используют свой жизненный опыт из собственных наблюдений за объектами природы; -используют информацию, полученную на уроке; - устанавливают причинно-следственные связи; -характеризуют время года; -понимают информацию, представленную в вербальной форме. Коммуникативные: -совместно раскрывают поставленную цель урока; - строят монологические высказывания; -аргументировано отвечают на вопросы; - адекватно используют речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, монолог). |
План урока:
|
I.Организационный момент. II. Целеполагание и мотивация. III.Актуализация опорных знаний и постановка проблемы. IV.Совместное «открытие» новых знаний. V. Применение новых знаний. VI.Итог урока. VII.Рефлексия |
Ход урока.
I.Оргмомент.
Цель: активизация внимания. настрой на работу.
Учитель биологии:
-Дети вам тепло?
-В классе светло?
-Прозвенел уже звонок?
-Начался уже урок?
-Хотите учиться?
-Значит можно всем садиться!
- Здравствуйте, наш сегодняшний урок отличается от других. Он потребует внимания, сосредоточенности, ответственности, так как мы отправляемся в волшебное путешествие. И очень важно, чтобы все вернулись в целости и сохранности.
II. Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы.
Цель: организация познавательной деятельности обучающихся. Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе прослушивания в соответствии с целевой установкой
Учитель биологии:
- Ведущим путешествия сегодня буду я, а вы станете любознательными путешественниками. Сопровождать в пути вас будет ваш учитель музыки – Галина Константиновна.
(Работа с презентацией «Путешествие в зимний лес»)
- Посмотрите на экран, послушайте и догадайтесь, куда мы пойдём? Догадались? Почему вы так решили, что увидели? Правильно, мы отправляемся в путешествие в гости к зимнему лесу. Слайд 2.
- Итак, тема нашего урока «Путешествие в зимний лес». Слайд 3.
Я приглашаю вас, ребята,
в зимний лес,
Где много разных сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама !!!
Красавица, волшебница-зима!
Учитель музыки:
- Дети, а вам знакома музыка, которую вы сейчас услышали, из какого она произведения? (Ответы детей) Правильно, из балета «Щелкунчик». А кто написал это произведение, какого композитора вы видите сейчас на экране (Ответы детей, П. И. Чайковского). Правильно! Замечательный русский композитор П.И. Чайковский - певец природы. Любуясь красотой природы и стремясь передать свое настроение в музыке, композитор написал пьесы для фортепьяно, которые объединил в альбом и назвал его «Времена года». Дети, какой сейчас месяц зимы – февраль. Верно! А какой древний славянский языческий праздник мы встречаем в феврале? (Ответы детей: Масленицу) Правильно, с 24 февраля начинается масленичная неделя. Петру Ильичу Чайковскому тоже нравился этот радостный праздник, и поэтому композитор отобразил его в миниатюре с названием «Февраль. Масленица». Эпиграф к этой пьесе: «Скоро масленицы бойкой закипит широкий пир.» (Звучит музыка П. И. Чайковского).
- Дети, а вам понравилось это произведение? Какие музыкальные инструменты прозвучали в нём? (Ответы детей: переливы бубенцов, скрипки, тарелки и др.)
Учитель биологии:
- Путешествовать по лесу мы будем пешком. Дети, как вы думаете, почему?
Дети: -Чтобы не потревожить животных и птиц, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.
Учитель биологии:
-Правильно! Цель нашего путешествия: раскрыть тайны зимнего леса, которые он хранит для любознательных путешественников. Чтобы вы смогли открыть эти тайны волшебница – Зима придумала множество заданий, с которыми вам придется справиться.
1 Задание: «Зимний календарь» (работа с презентацией - зимний календарь).
Учитель биологии:
- Перед тем, как отправиться в лес, дети, нам нужно вспомнить:
1. Сколько времён года вы знаете? (Ответы детей: 4 времени года – зима. Весна, лето и осень) Слайд 3.
- Послушайте стихотворение. Слайд 4. О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Ответы детей: о зиме. Обучающиеся 3-4 группы работают с раздаточным материалом – картинки «Времена года»)
2. Сколько сыновей у матушки зимы? Слайд 5.
- Подумайте и назовите зимние месяцы! (Ответы обучающихся: декабрь, январь, февраль) Какое время года перед зимой? Какое время года следует за зимой? (Ответы детей: осень, весна)
2 Задание: «Признаки зимы». (Работа с презентацией) Слайд 6.
Учитель биологии:
- Скажите, ребята, а что изменилось в природе с приходом зимы? (Работа с презентацией). Подумайте и назовите признаки зимы. (Ответы детей)
- Молодцы! Вот теперь мы можем отправиться в путешествие по зимнему лесу, но, прежде, нам надо одеться по сезону!
3 Задание: «Оденься по погоде!» Слайды 7-16.
Учитель биологии:
- Внимание на экран. Нужно выбрать правильную последовательность одевания зимней одежды. (Обучающиеся выполняют задание).
- Молодцы! Теперь отправляемся в путь.
4 Задание: «Поэтическая минутка». Слайд 17.
Учитель биологии:
- Посмотрите, дети, как чудесен зимний лес. Сколько здесь удивительного! А вы знаете стихи о зимнем лесе? (Дети читают стихи Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимой…»)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
1 стоянка – «Музыка зимнего леса». Слайд 18.
Учитель музыки:
- Ребята, а сейчас вы познакомитесь с ещё одним произведением П.И. Чайковского из одноимённого балета Щелкунчик, «Еловый лес зимой». Слушайте, и музыка унесёт вас далеко – далеко. Мы полетим над сонным заснеженным лесом, насладимся чистым воздухом леса и удивительной гармонией зимних пейзажей. Ведь П. И. Чайковский языком музыки рассказывал о природе нашей Родины, о русской зиме. (Звучит музыкальный видеосюжет «Зима в еловом лесу», дети слушают).
III. Физкультминутка на опушке леса. Слайд 19. (Учитель музыки проводит музыкальную физминутку в зимнем лесу).
- Дети, вы замёрзли в зимнем лесу? Давайте согреемся! Встаньте в ряд!
IV. Совместное «открытие» новых знаний.
Цель: систематизировать и получить новые знания о зиме, о неживой и живой природе с наступлением этого времени года. Коррекция мыслительных операций на логическое восприятие и умение делать выводы.
5 Задание - групповая работа.
Учитель биологии:
-А кого мы можем встретить в зимнем лесу, назовите обитателей леса? (Ответы детей: растения, животные, птицы). Правильно! Чтобы выполнить следующее задание. Надо разделиться на 3 группы. (Дети делятся на 3 группы).
1. «Деревья зимой в лесу» – 1 группа наблюдает за тем, как зимуют деревья в лесу.
2. «Животные зимой в лесу» –2 группа наблюдает за тем, как зимуют звери в лесу.
3. «Птицы зимой» – 3 группа наблюдает за тем, как зимуют птицы в лесу.
1группа. Учитель биологии:
- Какие деревья встречаются в лесу?
- Какие изменения происходят в жизни растений? Слайды 21-22.
(Ответы обучающихся)
- Как изменился лес с наступлением зимы? Как выглядят лиственные деревья?
- Зимой у лиственных деревьев прекращается сокодвижение. Они «засыпают». От морозов их защищают кора и снег.
- Как выглядят хвойные деревья?
- Как правильно сказать о зимнем лесе? Он умер или спит? (Ответы детей: спит).
2 группа. Учитель биологии:
- Какие животные обитают в лесу? Слайды 23-25.
(Ответы детей: лоси, кабаны, зайцы, медведи, волки, лисицы, куницы, соболи и т.д.)
-Какие изменения происходят в жизни животных?
- Зимой многие дикие животные погружаются в спячку (ежик, медведь, барсук). К зиме у лисы, волка, зайца, белки меняется шерсть, она становится более теплой. Волк и лиса питаются слабыми и больными животными. Заяц питается корой деревьев.
- Какого цвета шуба у зайца зимой?
- Зачем он меняет цвет?
- Какие ещё животные меняют свою окраску зимой?
- Что страшнее для животных леса зимой - холод или голод? (Ответы детей: голод)
3 группа. Учитель биологии:
- Какие птицы населяют лес? Слайды 26-27. (Ответы детей: глухарь, тетерев, дятел, синица, сова, ворона, галка, клёст, воробей, поползень и т.д.)
- Каких птиц можно встретить Зимой? (Ответы детей: воробей, ворона, галка, снегирь, синица, клест, поползень, глухарь, тетерев). Правильно! Это зимующие птицы. Снегирь. Прилетает к нам только зимой. Он зовется снегирем, потому что появляется вместе со снегом. Летом он живет далеко на севере, где очень холодно. Питаются растительной пищей, насекомые попадаются лишь случайно.
- Какие изменения происходят в жизни птиц?
- Почему птицам трудно зимой? Чем опасна зима для птиц?
- Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух, для них теплая одежда, а птичья кровь горяча и поэтому мороз птицам не так страшен. А страшен – голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать. Зимой птиц мало. Птицы прилетают ближе к жилью человека, в поисках корма. Многие птицы леса зимой питаются семенами хвойных растений (клёст, дятел и др.).
V. Самостоятельное применение знаний.
Цель: закрепление знаний и умений, необходимых для работы обучающихся по новому материалу, развитие умения применять знания в жизни.
Учитель биологии:
- Как люди помогают животным и птицам зимой в лесу? Слайды 28-29
- Продолжаем тихо двигаться по зимнему лесу. Итак, мы с вами выяснили, что животные зимой в лесу также часто страдают от недостатка естественных кормов. Здесь на помощь зверушкам должен прийти человек. Лесники - это люди, хорошо знающие всех обитателей леса и старающиеся помочь им в трудное время. Их основное дело - забота о лесе.
- Какая помощь оказывается животным леса зимой?
-Какая помощь оказывается птицам зимой?
(Ответы детей. Работа с презентацией)
Чтобы повысить шансы лесных обитателей на выживание в условиях снегов и морозов, важно создавать специальные подкормочные площадки. Последние делают в виде деревянных яслей с навесом, куда укладывают сено, зерновые и овощи. К подобным кормушкам при дефиците пропитания с радостью приходят косули, олени, лоси, дикие кабаны. Организовывают подкормочные площадки как можно ближе к звериным тропам. Кабанам дают комбикорм, картофель, свеклу. Их тоже рассыпают поближе к звериным тропам.
Учитель биологии:
- Молодцы, ребята! Вот и подошло наше путешествие к концу, вы удачно справились со всеми заданиями. Как видите, зимний лес может многое вам рассказать. Нужно только прислушаться, приглядеться, и тогда вам откроются лесные тайны. Я уверена. Что вы всегда будете бережно относиться к природным богатствам леса, будете подкармливать птиц зимой. Вы утомились? Давайте отдохнём – 2 стоянка «Замок матушки Зимы» - игра «Закончи пословицу о зиме». Слайды 30-37
VI. Итог урока.
Цель: Подведение итогов выполненной работы.
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
Отвечают, дополняя друг друга. |
- Итак, наш урок подошел к концу. - У кого в гостях мы были? - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Молодцы! - Сегодня мы путешествовали по дивному зимнему лесу! Нас окружала чарующая природа и музыка. А природа и музыка – это всё прекрасное, что окружает нас. |
|
VII. Рефлексия.
Цель: Осуществление учащимися рефлексии, контроля и оценки процессов и результатов
деятельности.
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
Учащиеся анализируют свою работу. |
Поднимите жетон зелёного цвета, если вам всё на уроке понравилось, и было понятно. Жёлтого цвета – если понравилось, но в чём–то вы затруднялись. Красного – если не понравилось, было скучно, непонятно. |
Жетоны, зелёного, желтого и красного цвета. |
VIII. Оценивание.
Цель: Оценивание деятельности учащихся.
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
Слушают, выставляют оценки. |
Сегодня на уроке активно работали, делали правильные выводы, помогали товарищам: … Они получают оценку 5. Активно работали, но иногда ошибались: … получают оценку 4. Работали, но не всегда проявляли инициативу … получают оценку 3. |
Фамилии детей: |
Литература
· Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». - М, «Вако», 2004
· Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. - М, «Омега», 1997
· Грехова Л.И. Учебно-методическое пособие. В союзе с природой. М, «ЦГЛ», 2002
· Ляшенко Е. А. Программа курса «Школа юного краеведа». - Волгоград «Учитель»,2007
· Хлебосолова О. А., Хлебосолов Е. И. Учебник «Природоведение». - М, «Владос», 2004
· Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса живой природы». - М, «Белый город», 2009
· Энциклопедия «Я познаю мир». – М, «Астрель», 2001
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.