Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе «Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»
Оценка 4.8

Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе «Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»

Оценка 4.8
docx
28.06.2021
Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе «Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»
урок 6.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:[email protected]

 

 

Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе

«Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»

Разработала занятие

учитель-логопед

Ахмедова Назибат Аликулиевна

 

Форма проведения: коррекционное занятие.

Время проведения:   40 минут.

На наглядных примерах демонстрируются: предметные и сюжетные картинки, рисунки, задания с использованием наглядного материала

Используются приемы: беседа, самостоятельная творческая работа, проблемно-поисковые ситуации. В процессе занятия выясняется, умеют ли учащиеся правильно артикулировать рассматриваемые на занятии звуки, правильно употреблять их в письменной речи и в звукопроизношении. Для закрепления навыков правильного употребления звуков учащимся предлагаются различные приемы работы на занятии при помощи готовых словесных конструкций.

Тема: Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»

Игра: «Цветик  - шестицветик».

Цель:   автоматизация и дифференциация звуков«Л» и «ЛЬ» в слогах, в словах, в   предложениях.

Задачи:

1.Коррекционно – образовательные:

- Закрепить знание о механизме образования звуков звуки «л - ль», его акустических особенностях;

- учить умению применять полученные знания мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение,

-  расширить лексический запас слов по теме антонимы.

2. Коррекционно – развивающие:

-развивать артикуляторную моторику,сенсо-моторные функции;

-коррегировать и развивать фонематическое восприятие,познавательные процессы,

-  развивать функции словообразования и словоизменения;

3. Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать желание произносить звуки «л-ль»;

- воспитывать интерес к занятию.

4. Краткоеописание хода урока/занятия/мероприятия

Логопед вывешивает заранее приготовленный цветик - шестицветик на магнитной доске. В начале занятия участникам раздаются разноцветные лепестки. Каждый ученик выбирает понравившийся цвет лепестка, тем самым выражая свое настроение.

Далее предлагаются детям артикуляционная гимнастика и упражнение по развитию фонематического слуха.  Для того, чтобы перейти к теме урока , зачитывается стихотворение, дети по очереди отрывают лепестки. Работая над темой  учитель предлагает ряд дидактических игр, таких как :игра – противоположности ,игра:« Замени звук» , игра « Собери слово из слогов», игра « Найди меня», игра « Исправь ошибки», игра «Приготовь сок, логопаты антонимы, расшифровывают слова. Данные виды работ обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности в процессе занятия, помогают творчески их применять в меняющихся условиях и обстоятельствах. Одним из средств повышения эффективности занятия являются физминутки и динамические паузы. Поэтому в занятие включена физминутка на автоматизацию и дифференциацию звуков « л», «ль», под музыку Е. Железновой  дети повторяют слова и выполняют движения за логопедом. На третьем этапе дети самостоятельно анализируют занятие, дают оценку собственной работе и выбирают себе лепесток. И как итог на экране появляются зашифрованные слова, дети разгадывают и получают приз, логопед благодарит всех за работу.

5.Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся/воспитанники/обучающиеся в ходе урока/занятия/мероприятия

Планируемые результаты:
Предметные:

Уметь определять наличие звука в словах, фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

Анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их;

Владеть лексическим словарём по теме «Антонимы», различать звуки по твердости и мягкости.

Личностные:                                                                                                                              

Воспитать потребность в речевом общении, навык самоконтроля,

уважительные отношения к сотоварищам, умение работать в паре.

Метапредметные:

Расширить кругозор по теме «Антонимы»;

Обогатить словарный запас за счёт обучения словообразования;

Уметь применять новые знания в различных учебных ситуациях.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

Личностные УУД: уметь устанавливать связи между темой занятия и итогами занятия, ориентироваться в межличностных отношениях и социальных ролях в ходе занятия.  

Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу и определять последовательность целей занятия, прогнозировать результаты.

Коммуникативные УУД: уметь выявить, идентифицировать   тему занятия, поиск и оценка способов разрешения задачи.

Познавательные УУД: уметь выделять  и формулировать познавательные цели, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, понимать и оценивать поставленную задачу.

Методические приемы:

упражнения;

игровая мотивация;

игры;

поощрения.

Материалы и оборудование:

мяч;

цветик –шестицветик;

картинки, в названии которых присутствуют звуки «Л, Ль»;

синие и зеленые колокольчики; наборы для составления схем;

карточки с заданиями;

зеркало

ИКТ: компьютер,  интерактивная доска, презентация по теме.

 

Ход урока.

Организационный момент.

- приветствие, психологический настрой детей.

- Чему учимся на логопедических занятиях?

 (Четко говорить, без ошибок читать и писать).

Игра «Для нас на уроке «важнее всего». Ответы «да», «нет».

Лениться - …

К знаниям стремиться - …

Сладко зевать - …

На вопросы отвечать - …

Быть невнимательным - …

Очень старательным - …

Соседу по парте мешать - …

Если трудно ему – помогать …

Хихикать, без дела болтать - …

Слушать, смотреть, размышлять - …

Значит наши главные действия на занятии:смотрим, слушаем, думаем, правильно говорим.

 Основная часть.

     1. Сообщение темы занятия.

       Логопед: Сегодня на занятии мы продолжим правильно произносить и различать звуки «Л и ЛЬ.».

2.Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).

– Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику:

“Улыбка”

“Вкусное варенье”

«Пароход»

«Индюк»

 «Болтушка»

«Качели»

«Приклей конфетку»

«Чашечка»

     3. Разбор артикуляции звуков.

Логопед:  Когда мы произносим звуки Л и ЛЬ, что делают губы и язычок?

- Губы улыбаются, язык поднимается за верхние зубки к бугорочкам.

Логопед: Но в чем их отличие?

 - Когда мы произносим звук ЛЬ, язычок больше прижимается к бугорочкам.

Логопед: Дайте характеристику звуков.

- Звук Л  - согласный, твердый, звонкий.

- Звук  ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.

Логопед:  И цветовые сигналы у них разные.

Л – синий кружок с колокольчиком.

ЛЬ – зеленый кружок с колокольчиком.

     4.  Развитие фонематического восприятия.

Логопед:  Я буду медленно  читать рассказ, а вы должны правильно разложить колокольчики: в правую сторону , если услышите слова с твердым звуком Л ( синий колокольчик), а в левую , если услышите слова с мягким звуком Ль ( зеленый колокольчик). Будьте внимательны!

 Мы жили в селе, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Однажды я рано встал, чтобы пойти за земляникойи заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, лугбыл опять весь золотой. К вечеру лугопять позеленел. Тогда я пошёл,отыскал одуванчик, и оказалось,что он сжал свои лепестки, как всё равно,если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.

-Сколько синих колокольчиков? 22

-Сколько зеленых колокольчиков? 10

- Молодцы, ребята!

 5.  Игра «Цветик - шестицветик».

Вырос волшебный цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

На доске висит цветик – шестицветик с разноцветными лепестками.

- Назовите цвета лепестков(  желтый, золотой, зеленый, малиновый, голубой,  белый) сердцевина ( салатовый).

Вы отрываете лепесток, называете цвет и выполняете задание, которое находится с обратной стороны лепестка. В середине вас ждет приз.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

1 ученик: белый лепесток, с обратной стороны лепесток черный.

- В какую игру мы будем играть?

Игра – противоположности:


Безделье – дело

Великан – лилипут

Болтун – молчун

Глубина - мель

Тяжелый – легкий

Слабый – сильный

Большой – маленький

Волевой - безвольный

Далеко – близко

Глубоко – мелко

Вблизи – вдали

Кисло - сладко

Выключать – включать

Расплетать – заплетать

Залезать- вылезать

Молчать - болтать


 

- Молодцы, вы были внимательны и правильно подобрали слова.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

     2 ученик:

- какой ты выбрал лепесток? (малиновый)

Игра « Собери слово из слогов».

Прочитай слова. Проверь по картинке.


ни, ка, клуб( клубника)

на, ма, ли ( малина)

пла, вок, по( поплавок )

нец, мла,де ( младенец )

ни, ха, сло( слониха )

фла, го, мин( фламинго)

пуш, хло, ка( хлопушка)

над, мо, ли( лимонад )

не, пла, та( планета)

клад, ка, за( закладка )



Проводится работа над значением каждого слова.



Физминуткас движением под  музыку Е.Железновой

Ли- ли-ли -ли  улетели журавли.

Ло-ло-ло–ло  все дорожки замело.

Ля- ля – ля - ля  побелела вся земля.

Лю-лю-лю-люНовй год встречать люблю.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

1 ученик:

- какой ты выбрал лепесток? ( желтый )

Игра « Найди меня»

Логопед: закрась квадратик, который соответствует месту звуков «л» или «ль» в слове – названии картинки. Назови звук. Запиши слова.

Картинки со схемами: лама, слон, осел, лиса, волк, лев. Приложение - 1

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

2 ученик

- какой ты выбрал лепесток? (голубой). Упражнение по преобразованию слов

Игра:« Замени звук» (с мячом).«Мяч скорее ты лови, твёрдый мягким замени».

Логопед:  Послушай и замени звук «Л» на звук «ЛЬ». Какое слово получилось?

лук  –  люк          угол    -   уголь

дал  –  даль          пыл    -   пыль

ел    –  ель            галка –   галька

был – быль          юла    -   Юля

цел  - цель            мел    -   мель

Словарная работа: уточнение значений слов: даль, пыл, галька, быль, мель.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

1 ученик:

- какой ты выбрал лепесток? ( золотой ).

Игра « Исправь ошибки»

Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.

В огороде вырос молодой люк.

Около дорожки железный лук.

Машина привезла черный угол.

Мячик закатился в уголь.

Корабль сел на мел.

Ученик взял мель.

Миша кашу ель.

В лесу растет высокая ел.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

2 ученик

- какой по цвету твой лепесток? ( зеленый)

- Что нарисовано? ( соковыжималка). Будем получать соки.

Игра «Приготовь сок»

Картинки: ( лимон, клюква, земляника, голубика, малина, слива, апельсин, яблоко, свекла, клубника).



Из лимона – лимонный сок

Из клюквы – клюквенный сок

Из земляники – земляничный сок

Из картофеля - картофельный

Из малины – малиновый сок

Из сливы – сливовый сок

Из апельсина – апельсиновый сок

Из яблока – яблочный сок

Из свеклы – свекольный сок

Из клубники – клубничный сок



     III. Итоги занятия.

Переворачивайте сердцевину.

- Какого цвета сердцевина? ( Салатового).Зашифрованы слова.Приложение 2

 Слова: апельсин( 1,17,6,13,30,19,10,15), яблоко (33,2,13,16,12,16)

Получите свои призы ( апельсин и яблоко).

Логопед:Ребята, вы сегодня выполняли много заданий. Ктовспомнит, какие упражнениябыли выполнены?

Дети перечисляют.

Логопед: А для чего мы все это делали?

Дети: Мы учились различать звуки на слух, в звукопроизношении.

Логопед: Правильно! Это очень важно уметь различать и правильно произносить  звуки, чтобы речь наша была правильной и красивой, а на письмебыло меньше ошибок.

Оцените свою работу на занятии.

Отметьте настроение в конце занятия.

Приложение 1

                                          

 

 

                                      Анимашки "ВОЛКИ". Обсуждение на LiveInternet - Российский Се…

                                        Фотографии - Каталог файлов - фотостудия ВАШУРIНЪ

                                      

 

 


                                       http://img-fotki.yandex.ru/get/5806/cadi-1986.636/0_85461_4f1042f6_XL

 


                                    raubkatze3

                                    

 Приложение 2

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

 

яблоко
33,2,13,16,12,16
1,17,6,13,30,19,10,15 апельсин
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:[email protected]

 

Отзыв коллег на открытое занятие

учителя-логопеда

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

«Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»

2 класс

 

На занятии реализовывались общие и специальные принципы обучения детей с нарушениями речи: принцип систематичности и последовательности; принцип научности в обучении; принцип доступности. На занятии были использованы следующие виды деятельности: дидактическая игра ( игра «Подскажи словечко», «Собери слова», «Составь правильно предложение»), слушание литературного произведения ( рассказ «На фестивале»), динамическая пауза подобрана в соответствии с темой занятия. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение . Каждый вид деятельности сопровождался либо наглядностью (картинный план) или показом (письмо букв на доске), или четкой инструкцией ( работа в тетрадях) и индивидуальные карточки с заданиями для самостоятельной работы. Все виды деятельности на занятии связаны с темой логопедического занятия и программным материалом по русскому языку во классе.    В ходе занятия чувствовалось, что Назибат Аликулиевна знает все страхи и  эмоциональные особенности детей- это помогало осуществить дифференциальный и индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания адресовались разным детям, сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой. В ходе занятия студентка особенно следила за четким проговариванием детей, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно. Дети в процессе занятия проявляли заинтересованность, были активными, но каждый по-своему: одни хотели обратить на себя внимание, старались быть на виду, другим нравился сам процесс, но отвечать не спешили и не всегда могли дать правильный ответ. На занятии дети проявили умение работать в соответствии с полученными инструкциями ( артикуляционные упражнения, работа в тетради). Каждый ребенок старался первым выполнить свое задание. На занятии для развития внимания, памяти, мышления, восприятия логопед использовал дидактические игры («Цепочка слогов», «Доскажи словечко», «Собери слова»). Большой объем игрового и наглядного материала на занятии не случайно: повышенная истощаемость внимания, выражается в низкой работоспособности, трудность в переключении с одного вида деятельности на другой. Наблюдались дети, которые проявляли сразу интерес к наглядному материалу, сразу принимались за выполнение работы не дожидаясь инструкции и как следствие — допускали ошибки

Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, последние задания показали, что цели занятия достигнуты. Занятие было четко продумано, темп ведения занятия менялся: спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь студента были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе. Занятие подготовлено и проведено на высоком уровне, с использование различных методов и приемов логопедической работы. Задания подготовлены с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:[email protected]

 

Отзыв родителей на открытое занятие

учителя-логопеда

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

«Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»

2 класс

Изложение изучаемого материала было доступным. Прослеживалась связь нового и ранее изученным. Был проведен массаж лица, массаж мелкой моторики пальцев рук, дыхательная гимнастика. Задание на развитие фонематического слуха - закончить слово нужным звуком Л; собрать вещи в сумку, в названиях которых есть звук Л. Были включены задания на правильное произношение звуков «Скажи правильно», игра «Скажи ласково», изменяя слова; «Расскажи красиво». Была организована и самостоятельная работа учащихся и по необходимости учителем-логопедом была оказана помощь детям при выполнении аппликации поздравительной открытки для мамы. Все занятие со стороны логопеда велся контроль за четкостью и внятностью речи. Была хорошая эмоциональная подача материала. Дети активны, проявляли интерес. Со стороны учителя –логопеда проводилась работа над ошибочными ответами учащихся. Применялись разнообразные приемы и методы. Смена видов деятельности. Была создана атмосфера доброжелательности. Также элементы творчества самого педагога. Считаю цели и задачи поставленные мной были достигнуты.

 

 

 

Родители учащихся 2 класса


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Замени звук» , игра « Собери слово из слогов», игра «

Замени звук» , игра « Собери слово из слогов», игра «

Л, Ль»; синие и зеленые колокольчики; наборы для составления схем; карточки с заданиями; зеркало

Л, Ль»; синие и зеленые колокольчики; наборы для составления схем; карточки с заданиями; зеркало

Логопед: И цветовые сигналы у них разные

Логопед: И цветовые сигналы у них разные

Проводится работа над значением каждого слова

Проводится работа над значением каждого слова

Игра «Приготовь сок» Картинки: ( лимон, клюква, земляника, голубика, малина, слива, апельсин, яблоко, свекла, клубника)

Игра «Приготовь сок» Картинки: ( лимон, клюква, земляника, голубика, малина, слива, апельсин, яблоко, свекла, клубника)

III. Итоги занятия. Переворачивайте сердцевину

III. Итоги занятия. Переворачивайте сердцевину

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, последние задания показали, что цели занятия достигнуты

Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, последние задания показали, что цели занятия достигнуты

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2021