Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе «Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»

  • docx
  • 28.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 6.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:ege200651@yandex.ru

 

 

Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе

«Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»

Разработала занятие

учитель-логопед

Ахмедова Назибат Аликулиевна

 

Форма проведения: коррекционное занятие.

Время проведения:   40 минут.

На наглядных примерах демонстрируются: предметные и сюжетные картинки, рисунки, задания с использованием наглядного материала

Используются приемы: беседа, самостоятельная творческая работа, проблемно-поисковые ситуации. В процессе занятия выясняется, умеют ли учащиеся правильно артикулировать рассматриваемые на занятии звуки, правильно употреблять их в письменной речи и в звукопроизношении. Для закрепления навыков правильного употребления звуков учащимся предлагаются различные приемы работы на занятии при помощи готовых словесных конструкций.

Тема: Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»

Игра: «Цветик  - шестицветик».

Цель:   автоматизация и дифференциация звуков«Л» и «ЛЬ» в слогах, в словах, в   предложениях.

Задачи:

1.Коррекционно – образовательные:

- Закрепить знание о механизме образования звуков звуки «л - ль», его акустических особенностях;

- учить умению применять полученные знания мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение,

-  расширить лексический запас слов по теме антонимы.

2. Коррекционно – развивающие:

-развивать артикуляторную моторику,сенсо-моторные функции;

-коррегировать и развивать фонематическое восприятие,познавательные процессы,

-  развивать функции словообразования и словоизменения;

3. Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать желание произносить звуки «л-ль»;

- воспитывать интерес к занятию.

4. Краткоеописание хода урока/занятия/мероприятия

Логопед вывешивает заранее приготовленный цветик - шестицветик на магнитной доске. В начале занятия участникам раздаются разноцветные лепестки. Каждый ученик выбирает понравившийся цвет лепестка, тем самым выражая свое настроение.

Далее предлагаются детям артикуляционная гимнастика и упражнение по развитию фонематического слуха.  Для того, чтобы перейти к теме урока , зачитывается стихотворение, дети по очереди отрывают лепестки. Работая над темой  учитель предлагает ряд дидактических игр, таких как :игра – противоположности ,игра:« Замени звук» , игра « Собери слово из слогов», игра « Найди меня», игра « Исправь ошибки», игра «Приготовь сок, логопаты антонимы, расшифровывают слова. Данные виды работ обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности в процессе занятия, помогают творчески их применять в меняющихся условиях и обстоятельствах. Одним из средств повышения эффективности занятия являются физминутки и динамические паузы. Поэтому в занятие включена физминутка на автоматизацию и дифференциацию звуков « л», «ль», под музыку Е. Железновой  дети повторяют слова и выполняют движения за логопедом. На третьем этапе дети самостоятельно анализируют занятие, дают оценку собственной работе и выбирают себе лепесток. И как итог на экране появляются зашифрованные слова, дети разгадывают и получают приз, логопед благодарит всех за работу.

5.Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся/воспитанники/обучающиеся в ходе урока/занятия/мероприятия

Планируемые результаты:
Предметные:

Уметь определять наличие звука в словах, фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

Анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их;

Владеть лексическим словарём по теме «Антонимы», различать звуки по твердости и мягкости.

Личностные:                                                                                                                              

Воспитать потребность в речевом общении, навык самоконтроля,

уважительные отношения к сотоварищам, умение работать в паре.

Метапредметные:

Расширить кругозор по теме «Антонимы»;

Обогатить словарный запас за счёт обучения словообразования;

Уметь применять новые знания в различных учебных ситуациях.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

Личностные УУД: уметь устанавливать связи между темой занятия и итогами занятия, ориентироваться в межличностных отношениях и социальных ролях в ходе занятия.  

Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу и определять последовательность целей занятия, прогнозировать результаты.

Коммуникативные УУД: уметь выявить, идентифицировать   тему занятия, поиск и оценка способов разрешения задачи.

Познавательные УУД: уметь выделять  и формулировать познавательные цели, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, понимать и оценивать поставленную задачу.

Методические приемы:

упражнения;

игровая мотивация;

игры;

поощрения.

Материалы и оборудование:

мяч;

цветик –шестицветик;

картинки, в названии которых присутствуют звуки «Л, Ль»;

синие и зеленые колокольчики; наборы для составления схем;

карточки с заданиями;

зеркало

ИКТ: компьютер,  интерактивная доска, презентация по теме.

 

Ход урока.

Организационный момент.

- приветствие, психологический настрой детей.

- Чему учимся на логопедических занятиях?

 (Четко говорить, без ошибок читать и писать).

Игра «Для нас на уроке «важнее всего». Ответы «да», «нет».

Лениться - …

К знаниям стремиться - …

Сладко зевать - …

На вопросы отвечать - …

Быть невнимательным - …

Очень старательным - …

Соседу по парте мешать - …

Если трудно ему – помогать …

Хихикать, без дела болтать - …

Слушать, смотреть, размышлять - …

Значит наши главные действия на занятии:смотрим, слушаем, думаем, правильно говорим.

 Основная часть.

     1. Сообщение темы занятия.

       Логопед: Сегодня на занятии мы продолжим правильно произносить и различать звуки «Л и ЛЬ.».

2.Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).

– Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику:

“Улыбка”

“Вкусное варенье”

«Пароход»

«Индюк»

 «Болтушка»

«Качели»

«Приклей конфетку»

«Чашечка»

     3. Разбор артикуляции звуков.

Логопед:  Когда мы произносим звуки Л и ЛЬ, что делают губы и язычок?

- Губы улыбаются, язык поднимается за верхние зубки к бугорочкам.

Логопед: Но в чем их отличие?

 - Когда мы произносим звук ЛЬ, язычок больше прижимается к бугорочкам.

Логопед: Дайте характеристику звуков.

- Звук Л  - согласный, твердый, звонкий.

- Звук  ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.

Логопед:  И цветовые сигналы у них разные.

Л – синий кружок с колокольчиком.

ЛЬ – зеленый кружок с колокольчиком.

     4.  Развитие фонематического восприятия.

Логопед:  Я буду медленно  читать рассказ, а вы должны правильно разложить колокольчики: в правую сторону , если услышите слова с твердым звуком Л ( синий колокольчик), а в левую , если услышите слова с мягким звуком Ль ( зеленый колокольчик). Будьте внимательны!

 Мы жили в селе, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Однажды я рано встал, чтобы пойти за земляникойи заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, лугбыл опять весь золотой. К вечеру лугопять позеленел. Тогда я пошёл,отыскал одуванчик, и оказалось,что он сжал свои лепестки, как всё равно,если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.

-Сколько синих колокольчиков? 22

-Сколько зеленых колокольчиков? 10

- Молодцы, ребята!

 5.  Игра «Цветик - шестицветик».

Вырос волшебный цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

На доске висит цветик – шестицветик с разноцветными лепестками.

- Назовите цвета лепестков(  желтый, золотой, зеленый, малиновый, голубой,  белый) сердцевина ( салатовый).

Вы отрываете лепесток, называете цвет и выполняете задание, которое находится с обратной стороны лепестка. В середине вас ждет приз.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

1 ученик: белый лепесток, с обратной стороны лепесток черный.

- В какую игру мы будем играть?

Игра – противоположности:


Безделье – дело

Великан – лилипут

Болтун – молчун

Глубина - мель

Тяжелый – легкий

Слабый – сильный

Большой – маленький

Волевой - безвольный

Далеко – близко

Глубоко – мелко

Вблизи – вдали

Кисло - сладко

Выключать – включать

Расплетать – заплетать

Залезать- вылезать

Молчать - болтать


 

- Молодцы, вы были внимательны и правильно подобрали слова.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

     2 ученик:

- какой ты выбрал лепесток? (малиновый)

Игра « Собери слово из слогов».

Прочитай слова. Проверь по картинке.


ни, ка, клуб( клубника)

на, ма, ли ( малина)

пла, вок, по( поплавок )

нец, мла,де ( младенец )

ни, ха, сло( слониха )

фла, го, мин( фламинго)

пуш, хло, ка( хлопушка)

над, мо, ли( лимонад )

не, пла, та( планета)

клад, ка, за( закладка )



Проводится работа над значением каждого слова.



Физминуткас движением под  музыку Е.Железновой

Ли- ли-ли -ли  улетели журавли.

Ло-ло-ло–ло  все дорожки замело.

Ля- ля – ля - ля  побелела вся земля.

Лю-лю-лю-люНовй год встречать люблю.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

1 ученик:

- какой ты выбрал лепесток? ( желтый )

Игра « Найди меня»

Логопед: закрась квадратик, который соответствует месту звуков «л» или «ль» в слове – названии картинки. Назови звук. Запиши слова.

Картинки со схемами: лама, слон, осел, лиса, волк, лев. Приложение - 1

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

2 ученик

- какой ты выбрал лепесток? (голубой). Упражнение по преобразованию слов

Игра:« Замени звук» (с мячом).«Мяч скорее ты лови, твёрдый мягким замени».

Логопед:  Послушай и замени звук «Л» на звук «ЛЬ». Какое слово получилось?

лук  –  люк          угол    -   уголь

дал  –  даль          пыл    -   пыль

ел    –  ель            галка –   галька

был – быль          юла    -   Юля

цел  - цель            мел    -   мель

Словарная работа: уточнение значений слов: даль, пыл, галька, быль, мель.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

1 ученик:

- какой ты выбрал лепесток? ( золотой ).

Игра « Исправь ошибки»

Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.

В огороде вырос молодой люк.

Около дорожки железный лук.

Машина привезла черный угол.

Мячик закатился в уголь.

Корабль сел на мел.

Ученик взял мель.

Миша кашу ель.

В лесу растет высокая ел.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

2 ученик

- какой по цвету твой лепесток? ( зеленый)

- Что нарисовано? ( соковыжималка). Будем получать соки.

Игра «Приготовь сок»

Картинки: ( лимон, клюква, земляника, голубика, малина, слива, апельсин, яблоко, свекла, клубника).



Из лимона – лимонный сок

Из клюквы – клюквенный сок

Из земляники – земляничный сок

Из картофеля - картофельный

Из малины – малиновый сок

Из сливы – сливовый сок

Из апельсина – апельсиновый сок

Из яблока – яблочный сок

Из свеклы – свекольный сок

Из клубники – клубничный сок



     III. Итоги занятия.

Переворачивайте сердцевину.

- Какого цвета сердцевина? ( Салатового).Зашифрованы слова.Приложение 2

 Слова: апельсин( 1,17,6,13,30,19,10,15), яблоко (33,2,13,16,12,16)

Получите свои призы ( апельсин и яблоко).

Логопед:Ребята, вы сегодня выполняли много заданий. Ктовспомнит, какие упражнениябыли выполнены?

Дети перечисляют.

Логопед: А для чего мы все это делали?

Дети: Мы учились различать звуки на слух, в звукопроизношении.

Логопед: Правильно! Это очень важно уметь различать и правильно произносить  звуки, чтобы речь наша была правильной и красивой, а на письмебыло меньше ошибок.

Оцените свою работу на занятии.

Отметьте настроение в конце занятия.

Приложение 1

                                          

 

 

                                      Анимашки "ВОЛКИ". Обсуждение на LiveInternet - Российский Се…

                                        Фотографии - Каталог файлов - фотостудия ВАШУРIНЪ

                                      

 

 


                                       http://img-fotki.yandex.ru/get/5806/cadi-1986.636/0_85461_4f1042f6_XL

 


                                    raubkatze3

                                    

 Приложение 2

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

 

яблоко
33,2,13,16,12,16
1,17,6,13,30,19,10,15 апельсин
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:ege200651@yandex.ru

 

Отзыв коллег на открытое занятие

учителя-логопеда

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

«Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»

2 класс

 

На занятии реализовывались общие и специальные принципы обучения детей с нарушениями речи: принцип систематичности и последовательности; принцип научности в обучении; принцип доступности. На занятии были использованы следующие виды деятельности: дидактическая игра ( игра «Подскажи словечко», «Собери слова», «Составь правильно предложение»), слушание литературного произведения ( рассказ «На фестивале»), динамическая пауза подобрана в соответствии с темой занятия. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение . Каждый вид деятельности сопровождался либо наглядностью (картинный план) или показом (письмо букв на доске), или четкой инструкцией ( работа в тетрадях) и индивидуальные карточки с заданиями для самостоятельной работы. Все виды деятельности на занятии связаны с темой логопедического занятия и программным материалом по русскому языку во классе.    В ходе занятия чувствовалось, что Назибат Аликулиевна знает все страхи и  эмоциональные особенности детей- это помогало осуществить дифференциальный и индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания адресовались разным детям, сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой. В ходе занятия студентка особенно следила за четким проговариванием детей, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно. Дети в процессе занятия проявляли заинтересованность, были активными, но каждый по-своему: одни хотели обратить на себя внимание, старались быть на виду, другим нравился сам процесс, но отвечать не спешили и не всегда могли дать правильный ответ. На занятии дети проявили умение работать в соответствии с полученными инструкциями ( артикуляционные упражнения, работа в тетради). Каждый ребенок старался первым выполнить свое задание. На занятии для развития внимания, памяти, мышления, восприятия логопед использовал дидактические игры («Цепочка слогов», «Доскажи словечко», «Собери слова»). Большой объем игрового и наглядного материала на занятии не случайно: повышенная истощаемость внимания, выражается в низкой работоспособности, трудность в переключении с одного вида деятельности на другой. Наблюдались дети, которые проявляли сразу интерес к наглядному материалу, сразу принимались за выполнение работы не дожидаясь инструкции и как следствие — допускали ошибки

Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, последние задания показали, что цели занятия достигнуты. Занятие было четко продумано, темп ведения занятия менялся: спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь студента были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе. Занятие подготовлено и проведено на высоком уровне, с использование различных методов и приемов логопедической работы. Задания подготовлены с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.

Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

 

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18                                          Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com                  Электронный адрес:ege200651@yandex.ru

 

Отзыв родителей на открытое занятие

учителя-логопеда

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

«Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»

2 класс

Изложение изучаемого материала было доступным. Прослеживалась связь нового и ранее изученным. Был проведен массаж лица, массаж мелкой моторики пальцев рук, дыхательная гимнастика. Задание на развитие фонематического слуха - закончить слово нужным звуком Л; собрать вещи в сумку, в названиях которых есть звук Л. Были включены задания на правильное произношение звуков «Скажи правильно», игра «Скажи ласково», изменяя слова; «Расскажи красиво». Была организована и самостоятельная работа учащихся и по необходимости учителем-логопедом была оказана помощь детям при выполнении аппликации поздравительной открытки для мамы. Все занятие со стороны логопеда велся контроль за четкостью и внятностью речи. Была хорошая эмоциональная подача материала. Дети активны, проявляли интерес. Со стороны учителя –логопеда проводилась работа над ошибочными ответами учащихся. Применялись разнообразные приемы и методы. Смена видов деятельности. Была создана атмосфера доброжелательности. Также элементы творчества самого педагога. Считаю цели и задачи поставленные мной были достигнуты.

 

 

 

Родители учащихся 2 класса


 

Скачано с www.znanio.ru