Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»
Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18 Телефоны: (88722) 69-15-15
Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com Электронный адрес:ege200651@yandex.ru
Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе
«Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»
Разработала занятие
учитель-логопед
Ахмедова Назибат Аликулиевна
Форма проведения: коррекционное занятие.
Время проведения: 40 минут.
На наглядных примерах демонстрируются: предметные и сюжетные картинки, рисунки, задания с использованием наглядного материала
Используются приемы: беседа, самостоятельная творческая работа, проблемно-поисковые ситуации. В процессе занятия выясняется, умеют ли учащиеся правильно артикулировать рассматриваемые на занятии звуки, правильно употреблять их в письменной речи и в звукопроизношении. Для закрепления навыков правильного употребления звуков учащимся предлагаются различные приемы работы на занятии при помощи готовых словесных конструкций.
Тема: Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»
Игра: «Цветик - шестицветик».
Цель: автоматизация и дифференциация звуков«Л» и «ЛЬ» в слогах, в словах, в предложениях.
Задачи:
1.Коррекционно – образовательные:
- Закрепить знание о механизме образования звуков звуки «л - ль», его акустических особенностях;
- учить умению применять полученные знания мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение,
- расширить лексический запас слов по теме антонимы.
2. Коррекционно – развивающие:
-развивать артикуляторную моторику,сенсо-моторные функции;
-коррегировать и развивать фонематическое восприятие,познавательные процессы,
- развивать функции словообразования и словоизменения;
3. Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать желание произносить звуки «л-ль»;
- воспитывать интерес к занятию.
4. Краткоеописание хода урока/занятия/мероприятия
Логопед вывешивает заранее приготовленный цветик - шестицветик на магнитной доске. В начале занятия участникам раздаются разноцветные лепестки. Каждый ученик выбирает понравившийся цвет лепестка, тем самым выражая свое настроение.
Далее предлагаются детям артикуляционная гимнастика и упражнение по развитию фонематического слуха. Для того, чтобы перейти к теме урока , зачитывается стихотворение, дети по очереди отрывают лепестки. Работая над темой учитель предлагает ряд дидактических игр, таких как :игра – противоположности ,игра:« Замени звук» , игра « Собери слово из слогов», игра « Найди меня», игра « Исправь ошибки», игра «Приготовь сок, логопаты антонимы, расшифровывают слова. Данные виды работ обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности в процессе занятия, помогают творчески их применять в меняющихся условиях и обстоятельствах. Одним из средств повышения эффективности занятия являются физминутки и динамические паузы. Поэтому в занятие включена физминутка на автоматизацию и дифференциацию звуков « л», «ль», под музыку Е. Железновой дети повторяют слова и выполняют движения за логопедом. На третьем этапе дети самостоятельно анализируют занятие, дают оценку собственной работе и выбирают себе лепесток. И как итог на экране появляются зашифрованные слова, дети разгадывают и получают приз, логопед благодарит всех за работу.
5.Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся/воспитанники/обучающиеся в ходе урока/занятия/мероприятия
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь определять наличие звука в словах, фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
Анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их;
Владеть лексическим словарём по теме «Антонимы», различать звуки по твердости и мягкости.
Личностные:
Воспитать потребность в речевом общении, навык самоконтроля,
уважительные отношения к сотоварищам, умение работать в паре.
Метапредметные:
Расширить кругозор по теме «Антонимы»;
Обогатить словарный запас за счёт обучения словообразования;
Уметь применять новые знания в различных учебных ситуациях.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс
Личностные УУД: уметь устанавливать связи между темой занятия и итогами занятия, ориентироваться в межличностных отношениях и социальных ролях в ходе занятия.
Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу и определять последовательность целей занятия, прогнозировать результаты.
Коммуникативные УУД: уметь выявить, идентифицировать тему занятия, поиск и оценка способов разрешения задачи.
Познавательные УУД: уметь выделять и формулировать познавательные цели, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, понимать и оценивать поставленную задачу.
Методические приемы:
упражнения;
игровая мотивация;
игры;
поощрения.
Материалы и оборудование:
мяч;
цветик –шестицветик;
картинки, в названии которых присутствуют звуки «Л, Ль»;
синие и зеленые колокольчики; наборы для составления схем;
карточки с заданиями;
зеркало
ИКТ: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме.
Ход урока.
Организационный момент.
- приветствие, психологический настрой детей.
- Чему учимся на логопедических занятиях?
(Четко говорить, без ошибок читать и писать).
Игра «Для нас на уроке «важнее всего». Ответы «да», «нет».
Лениться - …
К знаниям стремиться - …
Сладко зевать - …
На вопросы отвечать - …
Быть невнимательным - …
Очень старательным - …
Соседу по парте мешать - …
Если трудно ему – помогать …
Хихикать, без дела болтать - …
Слушать, смотреть, размышлять - …
Значит наши главные действия на занятии:смотрим, слушаем, думаем, правильно говорим.
Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня на занятии мы продолжим правильно произносить и различать звуки «Л и ЛЬ.».
2.Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).
– Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику:
“Улыбка”
“Вкусное варенье”
«Пароход»
«Индюк»
«Болтушка»
«Качели»
«Приклей конфетку»
«Чашечка»
3. Разбор артикуляции звуков.
Логопед: Когда мы произносим звуки Л и ЛЬ, что делают губы и язычок?
- Губы улыбаются, язык поднимается за верхние зубки к бугорочкам.
Логопед: Но в чем их отличие?
- Когда мы произносим звук ЛЬ, язычок больше прижимается к бугорочкам.
Логопед: Дайте характеристику звуков.
- Звук Л - согласный, твердый, звонкий.
- Звук ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.
Логопед: И цветовые сигналы у них разные.
Л – синий кружок с колокольчиком.
ЛЬ – зеленый кружок с колокольчиком.
4. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Я буду медленно читать рассказ, а вы должны правильно разложить колокольчики: в правую сторону , если услышите слова с твердым звуком Л ( синий колокольчик), а в левую , если услышите слова с мягким звуком Ль ( зеленый колокольчик). Будьте внимательны!
Мы жили в селе, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Однажды я рано встал, чтобы пойти за земляникойи заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, лугбыл опять весь золотой. К вечеру лугопять позеленел. Тогда я пошёл,отыскал одуванчик, и оказалось,что он сжал свои лепестки, как всё равно,если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.
-Сколько синих колокольчиков? 22
-Сколько зеленых колокольчиков? 10
- Молодцы, ребята!
5. Игра «Цветик - шестицветик».
Вырос волшебный цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки,
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
На доске висит цветик – шестицветик с разноцветными лепестками.
- Назовите цвета лепестков( желтый, золотой, зеленый, малиновый, голубой, белый) сердцевина ( салатовый).
Вы отрываете лепесток, называете цвет и выполняете задание, которое находится с обратной стороны лепестка. В середине вас ждет приз.
Лепесток лети-лети и игру нам принеси.
1 ученик: белый лепесток, с обратной стороны лепесток черный.
- В какую игру мы будем играть?
Игра – противоположности:
Безделье – дело
Великан – лилипут
Болтун – молчун
Глубина - мель
Тяжелый – легкий
Слабый – сильный
Большой – маленький
Волевой - безвольный
Далеко – близко
Глубоко – мелко
Вблизи – вдали
Кисло - сладко
Выключать – включать
Расплетать – заплетать
Залезать- вылезать
Молчать - болтать
- Молодцы, вы были внимательны и правильно подобрали слова.
Лепесток лети-лети и игру нам принеси.
2 ученик:
- какой ты выбрал лепесток? (малиновый)
Игра « Собери слово из слогов».
Прочитай слова. Проверь по картинке.
ни, ка, клуб( клубника)
на, ма, ли ( малина)
пла, вок, по( поплавок )
нец, мла,де ( младенец )
ни, ха, сло( слониха )
фла, го, мин( фламинго)
пуш, хло, ка( хлопушка)
над, мо, ли( лимонад )
не, пла, та( планета)
клад, ка, за( закладка )
Проводится работа над значением каждого слова.
Физминуткас движением под музыку Е.Железновой
Ли- ли-ли -ли улетели журавли.
Ло-ло-ло–ло все дорожки замело.
Ля- ля – ля - ля побелела вся земля.
Лю-лю-лю-люНовй год встречать люблю.
Лепесток лети-лети и игру нам принеси.
1 ученик:
- какой ты выбрал лепесток? ( желтый )
Игра « Найди меня»
Логопед: закрась квадратик, который соответствует месту звуков «л» или «ль» в слове – названии картинки. Назови звук. Запиши слова.
Картинки со схемами: лама, слон, осел, лиса, волк, лев. Приложение - 1
Лепесток лети-лети и игру нам принеси.
2 ученик
- какой ты выбрал лепесток? (голубой). Упражнение по преобразованию слов
Игра:« Замени звук» (с мячом).«Мяч скорее ты лови, твёрдый мягким замени».
Логопед: Послушай и замени звук «Л» на звук «ЛЬ». Какое слово получилось?
лук – люк угол - уголь
дал – даль пыл - пыль
ел – ель галка – галька
был – быль юла - Юля
цел - цель мел - мель
Словарная работа: уточнение значений слов: даль, пыл, галька, быль, мель.
Лепесток лети-лети и игру нам принеси.
1 ученик:
- какой ты выбрал лепесток? ( золотой ).
Игра « Исправь ошибки»
Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.
В огороде вырос молодой люк.
Около дорожки железный лук.
Машина привезла черный угол.
Мячик закатился в уголь.
Корабль сел на мел.
Ученик взял мель.
Миша кашу ель.
В лесу растет высокая ел.
Лепесток лети-лети и игру нам принеси.
2 ученик
- какой по цвету твой лепесток? ( зеленый)
- Что нарисовано? ( соковыжималка). Будем получать соки.
Игра «Приготовь сок»
Картинки: ( лимон, клюква, земляника, голубика, малина, слива, апельсин, яблоко, свекла, клубника).
Из лимона – лимонный сок
Из клюквы – клюквенный сок
Из земляники – земляничный сок
Из картофеля - картофельный
Из малины – малиновый сок
Из сливы – сливовый сок
Из апельсина – апельсиновый сок
Из яблока – яблочный сок
Из свеклы – свекольный сок
Из клубники – клубничный сок
III. Итоги занятия.
Переворачивайте сердцевину.
- Какого цвета сердцевина? ( Салатового).Зашифрованы слова.Приложение 2
Слова: апельсин( 1,17,6,13,30,19,10,15), яблоко (33,2,13,16,12,16)
Получите свои призы ( апельсин и яблоко).
Логопед:Ребята, вы сегодня выполняли много заданий. Ктовспомнит, какие упражнениябыли выполнены?
Дети перечисляют.
Логопед: А для чего мы все это делали?
Дети: Мы учились различать звуки на слух, в звукопроизношении.
Логопед: Правильно! Это очень важно уметь различать и правильно произносить звуки, чтобы речь наша была правильной и красивой, а на письмебыло меньше ошибок.
Оцените свою работу на занятии.
Отметьте настроение в конце занятия.
Приложение 1
Приложение 2
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ё |
ж |
з |
и |
й |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
к |
л |
м |
н |
о |
п |
р |
с |
т |
у |
ф |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
х |
ц |
ч |
ш |
щ |
ъ |
ы |
ь |
э |
ю |
я |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.
Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»
Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18 Телефоны: (88722) 69-15-15
Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com Электронный адрес:ege200651@yandex.ru
Отзыв коллег на открытое занятие
учителя-логопеда
Ахмедовой Назибат Аликулиевны
«Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»
2 класс
На занятии реализовывались общие и специальные принципы обучения детей с нарушениями речи: принцип систематичности и последовательности; принцип научности в обучении; принцип доступности. На занятии были использованы следующие виды деятельности: дидактическая игра ( игра «Подскажи словечко», «Собери слова», «Составь правильно предложение»), слушание литературного произведения ( рассказ «На фестивале»), динамическая пауза подобрана в соответствии с темой занятия. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение . Каждый вид деятельности сопровождался либо наглядностью (картинный план) или показом (письмо букв на доске), или четкой инструкцией ( работа в тетрадях) и индивидуальные карточки с заданиями для самостоятельной работы. Все виды деятельности на занятии связаны с темой логопедического занятия и программным материалом по русскому языку во классе. В ходе занятия чувствовалось, что Назибат Аликулиевна знает все страхи и эмоциональные особенности детей- это помогало осуществить дифференциальный и индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания адресовались разным детям, сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой. В ходе занятия студентка особенно следила за четким проговариванием детей, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно. Дети в процессе занятия проявляли заинтересованность, были активными, но каждый по-своему: одни хотели обратить на себя внимание, старались быть на виду, другим нравился сам процесс, но отвечать не спешили и не всегда могли дать правильный ответ. На занятии дети проявили умение работать в соответствии с полученными инструкциями ( артикуляционные упражнения, работа в тетради). Каждый ребенок старался первым выполнить свое задание. На занятии для развития внимания, памяти, мышления, восприятия логопед использовал дидактические игры («Цепочка слогов», «Доскажи словечко», «Собери слова»). Большой объем игрового и наглядного материала на занятии не случайно: повышенная истощаемость внимания, выражается в низкой работоспособности, трудность в переключении с одного вида деятельности на другой. Наблюдались дети, которые проявляли сразу интерес к наглядному материалу, сразу принимались за выполнение работы не дожидаясь инструкции и как следствие — допускали ошибки
Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, последние задания показали, что цели занятия достигнуты. Занятие было четко продумано, темп ведения занятия менялся: спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь студента были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе. Занятие подготовлено и проведено на высоком уровне, с использование различных методов и приемов логопедической работы. Задания подготовлены с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Директор МБОУ «Лицей №51» ____________Ильясов В. И.
Зам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»
Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18 Телефоны: (88722) 69-15-15
Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com Электронный адрес:ege200651@yandex.ru
Отзыв родителей на открытое занятие
учителя-логопеда
Ахмедовой Назибат Аликулиевны
«Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»
2 класс
Изложение изучаемого материала было доступным. Прослеживалась связь нового и ранее изученным. Был проведен массаж лица, массаж мелкой моторики пальцев рук, дыхательная гимнастика. Задание на развитие фонематического слуха - закончить слово нужным звуком Л; собрать вещи в сумку, в названиях которых есть звук Л. Были включены задания на правильное произношение звуков «Скажи правильно», игра «Скажи ласково», изменяя слова; «Расскажи красиво». Была организована и самостоятельная работа учащихся и по необходимости учителем-логопедом была оказана помощь детям при выполнении аппликации поздравительной открытки для мамы. Все занятие со стороны логопеда велся контроль за четкостью и внятностью речи. Была хорошая эмоциональная подача материала. Дети активны, проявляли интерес. Со стороны учителя –логопеда проводилась работа над ошибочными ответами учащихся. Применялись разнообразные приемы и методы. Смена видов деятельности. Была создана атмосфера доброжелательности. Также элементы творчества самого педагога. Считаю цели и задачи поставленные мной были достигнуты.
Родители учащихся 2 класса
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.