Конспект открытого урока по изобразительному искусству "Краски осени"

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 03.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок Краски осени.doc

 

ТЕМА  УРОКА:  «КРАСКИ ОСЕНИ» (тематическое  рисование)

УЧИТЕЛЬ:  ИВАНОВА  СВЕТЛАНА  АЛЕКСАНДРОВНА.

 

 


Тема  урока: « Краски  осени» (тематическое рисование)

 

Цели урока:1.Углубить  умение изображать по памяти,  представлению и на основе наблюдений  сюжеты из окружающей  жизни; учить  передавать перспективу.

2.Развивать восприятие и передачу пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов в окраске осенних деревьев.

3.Расширять  знания о разнообразии художественных приемов; освоение  нового приема в работе с красками (прием «тычка»)

4.Воспитывать художественный вкус, чувство цвета.

Воспитывать у детей  чувство любви и бережного отношения к родной природе.

 

Оборудование урока:

Изобразительный ряд: Репродукция И.И. Левитана «Золотая осень»; образец педагогического рисунка «Краски осени»(акварель); осенний букет из веток рябины, клена, березы, осенних цветов-хризантем.

 

Литературный ряд:  стихотворения об осени разных авторов Ф.И.Тютчева «Листья», И.Бунина «Осень», А..Балонского...  «Кружат листья…»,Э.Федоровской «Осень на опушке …», А. Твардовского «Меж редеющих  верхушек» и т.д.

 

План урока.

1.Проверка организации рабочего места.

2.Беседа  о красках осени с использованием  произведений классической литературы.

3.Освоение нового художественного приема – техника «тычка».

4.Показ последовательности рисования осеннего пейзажа.

5.Самостоятельное рисование  детьми осеннего  пейзажа с использованием техники «тычка».

5.Подведение итогов урока. Коллективное обсуждение  детских  работ.Анализ работ учителем. Оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  урока.

1. Проверка  организации рабочего места.

Проверка наличия альбомов, красок, кистей (жесткой и мягкой)

2.Беседа о  красках осени  с использованием  произведений классической литературы   и   картины  И.Левитана «Золотая осень».

 

    Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается сухая и теплая погода, и лес оденется  в яркие  золотые цвета, то сама красота  осенней природы  вызывает  чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя  на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А.С.Пушкина:

                             Люблю я пышное природы увяданье,

                             В багрец и  золото одетые леса,

                             В их сенях ветра  шум и свежее дыханье…

 

План  беседы по картине.

 

 

1.Какое впечатление производит на вас левитановская картина? Что в ней особенно красиво?

 

2.Почему  осень  называют золотой?

 

3.Когда  лес бывает  золотым, таким, как  он изображен  на картине Левитана, в начале  осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?

 

4.Все ли деревья  осенью  одеваются  в золотые  листья? Назовите, какие деревья остаются  зимой зелеными?

 

5.Сравните ближние  березки с березкой, которая стоит  у поворота реки.  Почему окраска у них разная?

 

6.Почему  вода в речке у левого берега  темная, а дальше  становится светло-голубая?

 

7.Хотели  бы вы узнать побольше о художнике?

 

Историческая справка.   Исаак  Ильич Левитан (1860-1900) очень любил  родную страну. Его картины  учат нас видеть и понимать всю красоту и обаяние русской природы.

    Левитан  рано  остался  сиротой. Его детство  было столь безрадостным, что он не любил даже  вспоминать свои детские годы.

    Когда он учился в Москве (в Училище  живописи, ваяния и зодчества),  ему часто приходилось голодать. Больше трех копеек в день он не мог  расходовать на свое питание. Ночевать он был вынужден в Училище, так как не имел своего угла.

    Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все  красивое.

    К  себе и к своей  работе он относился  очень  строго, ему  всегда  казалось, что  можно сделать  лучше, удачнее. Случалось  так,  что он  уничтожал  не  только этюды, но и свои картины, будучи недоволен ими.

    Левитан  оставил нам богатое художественное  наследие: Многие его  картины, этюды и рисунки  находятся  в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт –Петербурге и в других  музеях  нашей  страны.

    Современники называли  Левитана  поэтом  русской природы.

 

 

 

Чтение  учителем стихотворения З.Федоровской «Осень»

                             Осень  на опушке краски разводила

                             По  листве  тихонько  кистью  проводила.

                             Пожелтел орешник, и зардели клены,

                             В  пурпуре  осинки, только дуб зеленый.

                             Утешает осень: «Не жалейте  лета!

                             Посмотрите, роща  в золото одета».

Давайте  вспомним  произведения  литературы  русских классиков, в которых есть описание красок осени.

 

Чтение  стихотворений  об осени детьми.

                             Кружат листья над дорожкой.

                             Лес прозрачен и багрян.

                             Хорошо  бродить  с лукошком

                             Вдоль  опушек и полян!

                             Мы идем,  и под ногами

                             Слышен  шорох золотой.

                             Пахнет  влажными грибами,

                             Пахнет  свежестью лесной.

                                                                            А.  Балонский  

 

                             Лес, точно терем расписной –

                             Лиловый, золотой, багряный.

                             Веселой, пестрою  стеной

                             Стоит над  светлою поляной.

                                                                              И. Бунин

 

                             Меж  редеющих верхушек

                             Показалась синева.                                                                                                                                                                     

                             Зашумела  у опушек

                             Ярко-желтая  листва.                                                                                 

                             Птиц не слышно.

                             Треснет  мелкий

                             Обломившийся сучок,

                             И, хвостом мелькая, белка

                             Легкий  делает прыжок.

                             Стала  ель в лесу заметней.

                             Бережет густую  тень.

                             Подосиновик последний

                             Сдвинул шапку набекрень.

                                                                           А.  Твардовский 

И   т.д.

( Название красок  выписывается на доске)

 

 

3. Педагогический рисунок.

Освоение  нового  художественного приема ( техника «тычка»)

 

Учитель объясняет последовательность  выполнения рисунка и показывает на образцах.

 

Работа ведется без применения карандаша – одной кистью.

 

Концом большой жесткой кисти  производятся  тычкообразные  прикосновения  кисти  к бумаге. Кисть при этом  - полусухая ( краски тогда  выглядят ярче и не расплываются) Начинается  работа  сверху – вниз. (сначала – небо, потом – деревья, наконец – земля) При  этом  вспоминаются краски осени, о которых  узнали  из стихотворений. Таким  образом  заполняется весь лист.

 

Затем  тонкой кистью  производится уточнение деталей.( Стволы деревьев, отдельные листочки, ягодки и т. д. )

 

Далее  детям предлагается  творческая работа – заполнить  землю  дополнительными  деталями: грибами, опавшими листьями,  упавшими ягодами и т. д.

 

4. Самостоятельное  рисование  детьми. ( творческая  работа)

 

5.Подведение итогов урока. Выставка детских  работ. Коллективное  обсуждение работ. Анализ работ учителем. Оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 


Посмотрите также