Конспект открытого урока по литературному чтению в 4А классе на тему: Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!»
Оценка 4.7

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4А классе на тему: Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!»

Оценка 4.7
docx
08.02.2023
Конспект  открытого  урока  по литературному чтению в  4А классе на тему: Обобщающий  урок  по  разделу «Делу время – потехе  час!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4А классе.docx

Конспект  открытого  урока  по литературному   чтению в  4А классе

Тема: «Обобщающий  урок  по  разделу «Делу время – потехе  час!»

Цель: закрепить  знания учащихся по теме «Обобщающий  урок  по  разделу «Делу время – потехе  час!»

Задачи:

§  проверить знания учащихся по прочитанным рассказам  раздела;

§  актуализировать знания о событиях, героях и авторах рассказов;

§  учить анализировать и сравнивать похожие рассказы, определять их основную мысль, мораль;

§  отработать навык беглого чтения;

§  развивать связную речь учащихся при самостоятельных ответах в процессе построения сложных распространенных предложений;

§  развивать логическое мышление, память, внимание;

§  воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование: учебник, презентация, маршрутные листы, деформированные пословицы, слова-черты характера, напечатанные на полосках желтого цвета,  красные ручки, карточки для исправления ошибок.

Ход  урока

1.     Организационный момент. (Слайд)

- Прозвенел звонок – начинается урок.

Чтоб урок прошёл прекрасно,

Хорошо, отлично, классно

Говорю вам пожеланье:

Я желаю вам удачи,

я желаю вам добра.

Я желаю вам терпенья и,

конечно же, уменья.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и Ольге Геннадьевне. Присаживайтесь.

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в необычную страну –  «Страну невыученных уроков» (Доска)

- Как вы думаете, почему она так называется? (потому, что все герои этого раздела  уроки не учили)

- А пригласили нас туда не просто так! Дело в том, что герои прочитанных нами рассказов:  Витя Зубов, Денис Кораблев и мальчик, который никакой горчицы не ел, убежали от своих авторов. Дети книги читают мало, вот герои их и покинули. Загрустили авторы и просят нас им помочь! Поможем?

2.     Актуализация знаний.

- А чтобы проверить перед столь сложным испытанием свои силы, предлагаю вам восстановить пословицы, чтобы узнать, о чем они нам так хотели сказать.

- У вас на столах лежат маршрутные листы. Сейчас мы поработаем в паре. Соедините подходящие по смыслу части из двух столбиков. (Слайд)

- Давайте прочитаем составленные пословицы («Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки», «Откладывай безделье, да не откладывай дело»). (Слайд)

- Как вы их понимаете? Чему они нас учат?  (не терять время попусту)

- А какая пословица является названием изученного нами раздела? («Делу время – потехе час!») (Доска) (Слайд)

- Как вы понимаете эту пословицу? Чему она учит нас? (значение этой пословицы в том, что на труд нужно отделять больше времени, чем забавам и потехам)

- Кто сформулирует тему урока? (обобщающий урок по разделу «Делу время - потехе час») (Доска) (Слайд)

- А какие задачи можем перед собой поставить? (проверим, насколько мы были внимательны, что мы узнали из этого раздела и кто лучше знает материал.)

3.     Работа по теме урока.

- Ребята, давайте вспомним, какие рассказы мы свами прочитали в этом разделе? (Сказка о потерянном времени, Главные реки, Никакой горчицы я не ел) (Доска)

- Перед вами в маршрутных листах портреты писателей, чьи произведения мы сегодня будем анализировать.

- Это: Виктор Юзефович Драгунский, Виктор Владимирович Голявкин и Евгений Львович Шварц.

Соотнесите портреты с фамилиями, именами и отчествами (Слайд)

Ключ: 1-Б; 2-В; 3-А (Слайд)

«Кто какое произведение написал» (Слайд)

- Я предлагаю вам вспомнить, кто какое произведение написал, и записать в таблицу.

  • Виктор Юзефович Драгунский «Главные реки»
  • Виктор Владимирович Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
  • Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»

Автор произведения

Название произведения

Герой произведения

Евгений Львович Шварц

«Сказка о потерянном времени»

Петя Зубов

Виктор Юзефович Драгунский

«Главные реки»

Денис Кораблев

Виктор Владимирович Голявкин

«Никакой я горчицы не ел»

Мальчик, который никакой горчицы не ел

 

- Ребята, а чему вас научила история, которая приключилась с Петей Зубовым? («Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет») (Сл)

- А какой вывод можно сделать, услышав историю Дениски Кораблева? (Хочешь - не хочешь, нравится - не нравится, а уроки надо делать всегда! До самой старости!) (Сл)

- А чему нас научила ситуация, приключившаяся с героем рассказа «Никакой горчицы я не ел?» (Если ты не ходишь в школу, то ты грустный и несчастный, потому что после школы ребята выбегают счастливыми. Ведь намного интереснее учиться в школе, чем просто бродить по улицам) (Слайд)

- Молодцы!

«Узнай произведение»

- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Волшебный цветок». Вам нужно оторвать лепесток, прочитать отрывок из изученного произведения. Назвать автора и произведение. (Дети срывают по одному лепестку, на которых записаны отрывки произведений, зачитывают и отгадывают произведение и автора)

1.Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное ничему не успел научиться.

«Сказка о потерянном времени»

Е. Шварц

2. Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно – настоящие, не третьеклассники.

«Сказка о потерянном времени»

Е. Шварц

3. Хотя мне идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а уроки учить надо. Это закон.

«Главные реки»

 В. Драгунский

4. Я утром немного заспался, и, когда вскочил времени оставалось чуть, чуть.. Но я читал, как ловко одеваются пожарные - у них ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, я пол- лета тренировался быстро одеваться.

 

«Главные реки»

 В. Драгунский

 

5. У меня сразу испортилось настроение, потому, что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не захотелось вылезать из-за своей родимой парты

«Главные реки»

В. Драгунский

6. Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок.

«Главные реки»

В. Драгунский

7. Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело

«Никакой горчицы я не ел»

В. Голявкин

8. Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Ещё круг проехать что ли? Не время пока идти домой. Рановато.

«Никакой горчицы я не ел»

 В. Голявкин.

9. Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно

«Никакой горчицы я не ел»

В. Голявкин

 

«Найди ошибку»

- Какие вы молодцы! Герои рассказов плохо учились в школе, прогуливали, не делали уроков и вот, что из этого вышло. Предлагаю Вам немного побыть настоящими учителями (детям выдаются красные ручки) и поработать в группе. Найдите в тексте ошибки и исправьте их. Будьте  внимательны! (Слайд)

 «Ученик третьего класса Денис Кораблев в «Сказке о потерянном времени», автором которой является Е.Л. Шварц, постоянно опаздывал в школу, поэтому быстро стал стареньким дедушкой.

Мальчик, который никакой горчицы не ел, долго запускал змея, поэтому не сделал уроки, и Раиса Петровна поставила ему двойку.

В.Ю. Драгунский рассказал нам о Мишке, который гулял по мостовой, вместо того, чтобы идти в школу.

 (Ученикам выдаются карточки с ошибками. Ребята работают в группах)

После исправления ошибок зачитывается правильный вариант.

- Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием.

4.     Закрепление по теме урока.

- Смотрите, нам сегодня в окошко, несмотря на зиму, светит солнышко. В классе стало тепло, наши авторы улыбнулись, ведь герои  их произведений найдены! Они-то теперь точно не будут убегать из своих книг, раз есть такие замечательные читатели, как Вы.

- А как вы думаете, какие черты характера нужны ребятам, чтобы успешно учиться в школе? Выберете их. (Ребята находят в классе черты характера и выбирают необходимые, объясняя свой выбор).


Ответственность          Безразличие

Внимательность

Неопрятность

Настойчивость

Ленивость

Целеустремленность

Решительность

Послушание

Дружелюбность

Отзывчивость

Грамотность

Самостоятельность

Дисциплинированность

Смелость

Сила воли

Рассеянность

Нерешительность

Решительность

Упрямство

Сдержанность

Несдержанность

Трусость

 Безволие


 

- Ребята, смотрите, какое у нас получилось красивое солнышко? Какое у вас настроение возникает, глядя на него? Почему? (счастливо на душе, потому что солнце яркое и веселое и урок был необычный)

- Так в школе интересно, весело или грустно и скучно учиться? (Ответы детей).

     5.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

-Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постаралась.

Вам понравилось, друзья?

- Достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку зрения. (Мы рассуждали, сравнивали, анализировали и делали выводы)

- Чему  научили вас эти рассказы?

- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НЕ ПРОПАЛО ЛИ НАШЕ ВРЕМЯ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ДАРОМ?

- Что главное мы должны с вами запомнить? (Делу время – потехе час)

- Раздел «Делу время – потехе час» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность. Думайте ВСЕГДА, как вам самим сделать так, чтобы ни одна минута не пропадала даром – ведь иначе и вам может грозить то, что случилось с нашими героями. Как часто мы тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много. А пословица нам напоминает, что  нельзя тратить драгоценное время.

6. Домашнее задание (дифференцированное задание)

·        Составьте памятку «Почему важно и нужно учиться в школе»

·        Написать мини-сочинение «Почему важно и нужно ходить в школу?»

·        Найти пословицы и поговорки, которые отражают смысл названия раздела.

·        Подготовиться к проверочной работе по разделу «Делу время – потехе час»


Ведут часы секундам счет.

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет. …

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК.


А сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру: я читаю вопрос, а вы должны дать быстрый ответ в прыжке с поднятыми руками!

·        Что не умели ценить герои произведения Шварца? (время)

·        Какой год шёл Дениске Кораблёву, когда он догадался, что уроки всё- таки надо учить? (девятый)

·        Какую оценку получил Денис Кораблев? (двойку)

·        В каком классе учился Петя Зубов? (в третьем)

·        Почему Денис Кораблев не выучил уроки? (гонял змея)

·        Как называется главная река Америки? (Миссисипи)

·        Сколько пионеров заколдовали злые волшебники (4)

·        Как звали любимую учительницу Дениса Кораблева (Раиса Ивановна)

·        «А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос». (Денис Кораблев  «Главные реки»)

·        «Сел на трамвай, до кольца доехал. Все равно идти некуда». (Мальчик «Никакой горчицы я не ел»)

·        «Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею». (Петя Зубов «Сказка о потерянном времени»)

 

 

 


 

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4А классе

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4А классе

Как вы думаете, почему она так называется? ( потому, что все герои этого раздела уроки не учили) -

Как вы думаете, почему она так называется? ( потому, что все герои этого раздела уроки не учили) -

Кто какое произведение написал» (Слайд) -

Кто какое произведение написал» (Слайд) -

Хотя мне идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить

Хотя мне идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить

Ученикам выдаются карточки с ошибками

Ученикам выдаются карточки с ошибками

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НЕ ПРОПАЛО ЛИ

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НЕ ПРОПАЛО ЛИ

А сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру: я читаю вопрос, а вы должны дать быстрый ответ в прыжке с поднятыми руками! ·

А сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру: я читаю вопрос, а вы должны дать быстрый ответ в прыжке с поднятыми руками! ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2023