Конспект открытого урока по литературному чтению в 4А классе
Тема: «Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!»
Цель: закрепить знания учащихся по теме «Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!»
Задачи:
§ проверить знания учащихся по прочитанным рассказам раздела;
§ актуализировать знания о событиях, героях и авторах рассказов;
§ учить анализировать и сравнивать похожие рассказы, определять их основную мысль, мораль;
§ отработать навык беглого чтения;
§ развивать связную речь учащихся при самостоятельных ответах в процессе построения сложных распространенных предложений;
§ развивать логическое мышление, память, внимание;
§ воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Оборудование: учебник, презентация, маршрутные листы, деформированные пословицы, слова-черты характера, напечатанные на полосках желтого цвета, красные ручки, карточки для исправления ошибок.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд)
- Прозвенел звонок – начинается урок.
Чтоб урок прошёл прекрасно,
Хорошо, отлично, классно
Говорю вам пожеланье:
Я желаю вам удачи,
я желаю вам добра.
Я желаю вам терпенья и,
конечно же, уменья.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и Ольге Геннадьевне. Присаживайтесь.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в необычную страну – «Страну невыученных уроков» (Доска)
- Как вы думаете, почему она так называется? (потому, что все герои этого раздела уроки не учили)
- А пригласили нас туда не просто так! Дело в том, что герои прочитанных нами рассказов: Витя Зубов, Денис Кораблев и мальчик, который никакой горчицы не ел, убежали от своих авторов. Дети книги читают мало, вот герои их и покинули. Загрустили авторы и просят нас им помочь! Поможем?
2. Актуализация знаний.
- А чтобы проверить перед столь сложным испытанием свои силы, предлагаю вам восстановить пословицы, чтобы узнать, о чем они нам так хотели сказать.
- У вас на столах лежат маршрутные листы. Сейчас мы поработаем в паре. Соедините подходящие по смыслу части из двух столбиков. (Слайд)
- Давайте прочитаем составленные пословицы («Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки», «Откладывай безделье, да не откладывай дело»). (Слайд)
- Как вы их понимаете? Чему они нас учат? (не терять время попусту)
- А какая пословица является названием изученного нами раздела? («Делу время – потехе час!») (Доска) (Слайд)
- Как вы понимаете эту пословицу? Чему она учит нас? (значение этой пословицы в том, что на труд нужно отделять больше времени, чем забавам и потехам)
- Кто сформулирует тему урока? (обобщающий урок по разделу «Делу время - потехе час») (Доска) (Слайд)
- А какие задачи можем перед собой поставить? (проверим, насколько мы были внимательны, что мы узнали из этого раздела и кто лучше знает материал.)
3. Работа по теме урока.
- Ребята, давайте вспомним, какие рассказы мы свами прочитали в этом разделе? (Сказка о потерянном времени, Главные реки, Никакой горчицы я не ел) (Доска)
- Перед вами в маршрутных листах портреты писателей, чьи произведения мы сегодня будем анализировать.
- Это: Виктор Юзефович Драгунский, Виктор Владимирович Голявкин и Евгений Львович Шварц.
Соотнесите портреты с фамилиями, именами и отчествами (Слайд)
Ключ: 1-Б; 2-В; 3-А (Слайд)
«Кто какое произведение написал» (Слайд)
- Я предлагаю вам вспомнить, кто какое произведение написал, и записать в таблицу.
Автор произведения |
Название произведения |
Герой произведения |
Евгений Львович Шварц |
«Сказка о потерянном времени» |
Петя Зубов |
Виктор Юзефович Драгунский |
«Главные реки» |
Денис Кораблев |
Виктор Владимирович Голявкин |
«Никакой я горчицы не ел» |
Мальчик, который никакой горчицы не ел |
- Ребята, а чему вас научила история, которая приключилась с Петей Зубовым? («Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет») (Сл)
- А какой вывод можно сделать, услышав историю Дениски Кораблева? (Хочешь - не хочешь, нравится - не нравится, а уроки надо делать всегда! До самой старости!) (Сл)
- А чему нас научила ситуация, приключившаяся с героем рассказа «Никакой горчицы я не ел?» (Если ты не ходишь в школу, то ты грустный и несчастный, потому что после школы ребята выбегают счастливыми. Ведь намного интереснее учиться в школе, чем просто бродить по улицам) (Слайд)
- Молодцы!
«Узнай произведение»
- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Волшебный цветок». Вам нужно оторвать лепесток, прочитать отрывок из изученного произведения. Назвать автора и произведение. (Дети срывают по одному лепестку, на которых записаны отрывки произведений, зачитывают и отгадывают произведение и автора)
1.Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное ничему не успел научиться. |
«Сказка о потерянном времени» Е. Шварц |
2. Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно – настоящие, не третьеклассники. |
«Сказка о потерянном времени» Е. Шварц |
3. Хотя мне идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а уроки учить надо. Это закон. |
«Главные реки» В. Драгунский |
4. Я утром немного заспался, и, когда вскочил времени оставалось чуть, чуть.. Но я читал, как ловко одеваются пожарные - у них ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, я пол- лета тренировался быстро одеваться. |
«Главные реки» В. Драгунский
|
5. У меня сразу испортилось настроение, потому, что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не захотелось вылезать из-за своей родимой парты |
«Главные реки» В. Драгунский |
6. Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок. |
«Главные реки» В. Драгунский |
7. Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело |
«Никакой горчицы я не ел» В. Голявкин |
8. Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Ещё круг проехать что ли? Не время пока идти домой. Рановато. |
«Никакой горчицы я не ел» В. Голявкин. |
9. Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно |
«Никакой горчицы я не ел» В. Голявкин |
«Найди ошибку»
- Какие вы молодцы! Герои рассказов плохо учились в школе, прогуливали, не делали уроков и вот, что из этого вышло. Предлагаю Вам немного побыть настоящими учителями (детям выдаются красные ручки) и поработать в группе. Найдите в тексте ошибки и исправьте их. Будьте внимательны! (Слайд)
«Ученик третьего класса Денис Кораблев в «Сказке о потерянном времени», автором которой является Е.Л. Шварц, постоянно опаздывал в школу, поэтому быстро стал стареньким дедушкой.
Мальчик, который никакой горчицы не ел, долго запускал змея, поэтому не сделал уроки, и Раиса Петровна поставила ему двойку.
В.Ю. Драгунский рассказал нам о Мишке, который гулял по мостовой, вместо того, чтобы идти в школу.
(Ученикам выдаются карточки с ошибками. Ребята работают в группах)
После исправления ошибок зачитывается правильный вариант.
- Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием.
4. Закрепление по теме урока.
- Смотрите, нам сегодня в окошко, несмотря на зиму, светит солнышко. В классе стало тепло, наши авторы улыбнулись, ведь герои их произведений найдены! Они-то теперь точно не будут убегать из своих книг, раз есть такие замечательные читатели, как Вы.
- А как вы думаете, какие черты характера нужны ребятам, чтобы успешно учиться в школе? Выберете их. (Ребята находят в классе черты характера и выбирают необходимые, объясняя свой выбор).
Ответственность Безразличие
Внимательность
Неопрятность
Настойчивость
Ленивость
Целеустремленность
Решительность
Послушание
Дружелюбность
Отзывчивость
Грамотность
Самостоятельность
Дисциплинированность
Смелость
Сила воли
Рассеянность
Нерешительность
Решительность
Упрямство
Сдержанность
Несдержанность
Трусость
Безволие
- Ребята, смотрите, какое у нас получилось красивое солнышко? Какое у вас настроение возникает, глядя на него? Почему? (счастливо на душе, потому что солнце яркое и веселое и урок был необычный)
- Так в школе интересно, весело или грустно и скучно учиться? (Ответы детей).
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
-Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постаралась.
Вам понравилось, друзья?
- Достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку зрения. (Мы рассуждали, сравнивали, анализировали и делали выводы)
- Чему научили вас эти рассказы?
- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НЕ ПРОПАЛО ЛИ НАШЕ ВРЕМЯ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ДАРОМ?
- Что главное мы должны с вами запомнить? (Делу время – потехе час)
- Раздел «Делу время – потехе час» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность. Думайте ВСЕГДА, как вам самим сделать так, чтобы ни одна минута не пропадала даром – ведь иначе и вам может грозить то, что случилось с нашими героями. Как часто мы тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много. А пословица нам напоминает, что нельзя тратить драгоценное время.
6. Домашнее задание (дифференцированное задание)
· Составьте памятку «Почему важно и нужно учиться в школе»
· Написать мини-сочинение «Почему важно и нужно ходить в школу?»
· Найти пословицы и поговорки, которые отражают смысл названия раздела.
· Подготовиться к проверочной работе по разделу «Делу время – потехе час»
Ведут часы секундам счет.
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет. …
СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК.
А сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру: я читаю вопрос, а вы должны дать быстрый ответ в прыжке с поднятыми руками!
· Что не умели ценить герои произведения Шварца? (время)
· Какой год шёл Дениске Кораблёву, когда он догадался, что уроки всё- таки надо учить? (девятый)
· Какую оценку получил Денис Кораблев? (двойку)
· В каком классе учился Петя Зубов? (в третьем)
· Почему Денис Кораблев не выучил уроки? (гонял змея)
· Как называется главная река Америки? (Миссисипи)
· Сколько пионеров заколдовали злые волшебники (4)
· Как звали любимую учительницу Дениса Кораблева (Раиса Ивановна)
· «А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос». (Денис Кораблев «Главные реки»)
· «Сел на трамвай, до кольца доехал. Все равно идти некуда». (Мальчик «Никакой горчицы я не ел»)
· «Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею». (Петя Зубов «Сказка о потерянном времени»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.