Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе «Петр Великий»
Оценка 4.7

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе «Петр Великий»

Оценка 4.7
docx
21.05.2021
Конспект открытого урока  по окружающему миру в 4 классе «Петр Великий»
4 класс.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им. Ш.М.Шамхалова

огрн 1020501840589, инн 0536006276  368273, Республика Дагестан, район Хунзахский,

село Тануси, улица Шамхалова, дом 1, тел.89886348899 e-mail tanusi-2008@yandex.ru

 

Конспект открытого урока

 по окружающему миру в 4 классе

«Петр Великий»

 

Разработала урок

учитель начальных классов

Гаджиева Парсихат Магомедовна

 

Цель: сформировать у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, дать представление о реформах Петра.

Задачи: 

1. Образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого, с его реформами

2. Развивающая – развивать познавательные способности учащихся, устную речь и коммуникативные умения

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Оборудование: презентация, видеофильм «Санкт-Петербург и пригороды», мультимедийный проектор, плакат « Пётр Первый», карточки для игры  « Найди пару», выставка книг о Петре Первом.

Педагогические технологии: информационно - коммуникативные,

                                                     групповые, проектные

                                              Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности

   Учитель читает стихотворение:

Познание – великая страна

Как бесконечность глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти.

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит

                                  (Б.Искаков)

Здравствуйте, ребята. . Возьмите за руку своего соседа по парте,  улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и мысленно пожелайте удачи. 

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в историческое путешествие по «реке времени».  Путешествовать будем группами. Пусть этот урок откроет вам много нового. Но сначала вспомним тему прошлого урока «Патриоты России».

 

2. Актуализация знаний (тест - слайды 2 - 12)

1.     Как в XVII веке называли нашу страну?

а) Древняя Русь

б) Московское государство

в) Россия

 

2.     Когда польские захватчики выступили против России?

а) в XI веке

б) в XIV веке

в) в XVI веке

г) в XVII веке

3. Где укрылись польские захватчики?

а) в Новгороде

б) в Киеве

в) в Москве

г) в Рязани

4. Кто призвал народ к сопротивлению врагам?

а) Иван Федоров

б) Дмитрий Донской

в) Иван Грозный

г) Кузьма Минин

5. Кем был Кузьма Минин, начавший собирать ополчение?

а) торговым человеком

б) князем

в) полководцем

6. В каком городе стало собираться народное ополчение?

а) в Москве

б) в Нижнем Новгороде

в) в Смоленске

7. Кто встал во главе русского войска?

а) Кузьма Минин

б) Иван Грозный

в) Александр Невский

г) Дмитрий Пожарский

8. Когда была одержана победа над поляками?

а) в 1604 году

б) в 1610 году

в) в 1612 году

г) в 1613 году

9. В каком городе стоит памятник Минину и Пожарскому?

а) в Нижнем Новгороде

б) в Санкт-Петербурге

в) в Москве

10. В какой день в нашей стране празднуется день освобождения от польских захватчиков?

а) День народного единства (4 ноября)

б) День защитников Отечества (23 февраля)

в) День независимости России (12 июня)

г) День победы русских полков в Куликовской битве (21 сентября)

                                         ( проверка тестов)

   - В какой из групп совпадают ответы с ответами на экране?

 

3. Мотивация учебной деятельности

Учитель - Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головы выше любой толпы, среди которой ему приходилось стоять. (Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,711 метра – побольше 71 см). Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII  веке.

- Как вы думаете, о ком идет речь? (О царе Петре I)

/Открывается  портрет Петра I и плакат « Пётр Великий/

4. Объявление темы урока.

   -Тема нашего урока: «Петр Великий» (слайд 13)

На уроке вы познакомитесь с жизнью Петра I, с его реформами. В конце урока вы ответите мне на вопрос:

          -Почему в истории России царя Петра I назвали « Великим»?

 

  5. Изучение нового материала  (заслушиваются сообщения учеников)

                                    (слайд 14)

          Ученик 1:

Петр родился 30 мая 1672 года.

О его детстве я узнал из книги Н.Головина «Моя первая русская история. В 4 года он остался без отца и свое детство провел с матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском.

Наталья Кирилловна нежно любила своего сына, берегла его и заботилась о том, чтобы сделался добрым и умным  мальчиком. Царевич Петр рос не по дням, а по часам: в девять лет  казался пятнадцатилетним юношей. Был он высок ростом и очень красив лицом. Умно и весело смотрели его большие черные глаза, волосы его вились черными локонами.

      Петр I стал царем в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Царями России были провозглашены сразу два мальчика: Петр и его брат Иван, которому было 16 лет. Иван был очень болезненным, Петр слишком юным, поэтому государственными делами заправляла старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по закону того времени в России женщина не могла наследовать престол.

Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости.

Раз московские купцы подарили ему на именины саблю. С тех пор он не расставался с нею. Набрал он себе много товарищей, потому что принимал играть всех мальчиков, которые приходили к нему, даже незнатного рода. Учил их маршировать :  раз, два! раз, два! Учил их строить игрушечные крепости и брать их.

 С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь образовывал «потешные» полки. (слайд 15)

 На реке Яузе была построена «потешная крепость» Плесбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Со временем детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.

Ученик 2:

Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли.

         Об этом я узнал  из книги И.Е. Гусева « Флот Петра Первого».

На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке.

В 1688г. в Измайлове в одном из амбаров своего двоюродного деда боярина Н.И. Романова Петр обнаружил старое судно - небольшой английский ботик.( слайд 16)

 Голландец  Тиммерман, обучавший его арифметике, геометрии , астрономии, артиллерии и другим наукам, объяснил , что этот ботик ходит под парусами , причем не только по ветру, но и против ветра. Это известие, по словам самого Петра, его « в великое удовольствие привело и якобы неимоверно». Впоследствии ботик получил прозвище « дедушка русского флота». Ботик отремонтировали.

  Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса.

  На маленькой подмосковной Яузе плавать было очень трудно, не хватало   простора. И тогда 16-летний Петр, увлеченный своей новой затеей, перебрался на более глубокое, Плещеево озеро (близ города Переславля- Залесского). Здесь началась постройка первых судов «потешной» флотилии.

В следующем году Петр посетил Архангельск – настоящий порт, где познакомился с голландскими, английскими и иных стран кораблями. Петр I принял решение поехать за границу учиться морскому делу, строительству кораблей.

                               ( слайд 17)

В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царь Петр I, отправившийся в заграничное путешествие.

Всю жизнь Петр учился. Хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Петр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.

Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жестокая расправа ожидала тех, кто осмеливался его ослушаться.

Ученик 3:

При Петре I Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий того времени.

                                 (слайд 18)

Возникли школы, училища и Академия наук.

                                  (слайд 19)

Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Первая газета называлась «Ведомости». Появился первый музей «Кунсткамера».

                               (слайд 20)

Мы празднуем Новый год 1 января – это Петр I ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова.

                                (слайд 21)

Петр ввел новые обычаи: брить бороды, носить европейскую (короткую) одежду.

                               (слайд 22)

 Он создал большую регулярную армию, которая пополнялась рекрутами из крестьян и горожан.

                               ( слайд 23)

Военная служба была пожизненной. Армия имела единое вооружение, единую форму одежды, обучалась по единому уставу.

Я читал книгу Сергея Алексеева «Петр Первый»

В рассказе «Сено, солома!» я узнал о том, что однажды Петр ехал мимо солдатских казарм. Смотрит – солдаты ходить строем учатся. А молодой поручик подает им какие-то необычные команды:

-Сено, солома! - Сена , солома!

Петр Первый не понял, что же это значит?

Разглядел царь: на левой ноге у солдат сено привязано, а на правой ноге - солома. Возмутился царь, подозвал к себе поручика Вяземского. А тот сказал:

-Это чтобы солдатам, легче учиться было. Ведь они деревенские! Подивился царь, усмехнулся.

А вскоре Петр принимал парад. Лучше всех шла рота поручика Вяземского.

                                 (слайд 24)

6. Физкультминутка

(с исполнением русской народной песни   «Солдатушки, бравы ребятушки»

 

7. Изучение нового материала (продолжение)

Учитель- Отдавая должное деятельной энергии Петра Первого, нельзя забывать , что многие его реформы были введены силой, его указы в большинстве жестоки и, « кажется , написаны кнутом».

 

Ученик 4:

                В конце XVII века выход в Балтийское море был закрыт     враждующими с Россией государствами.

В 1700 году Петр Первый заключил союз с датским и польским королями и объявил войну шведам.

                                       (слайд 25)

Эта война длилась более 20 лет и получила название Северной.

Был создан могучий военный флот.

                                       (слайд 26)

27 июня 1709 года состоялось величайшее сражение XVIII века под Полтавой.

                                        (слайд 27)

Об этом сражении я прочитала в книге Якова Гордина «Полтавская битва».

У города Полтавы сошлись два войска: русское и шведское. Петр сказал своим солдатам: «Воины, помните, что вы сражаетесь за свою родину и весь русский народ.

Будьте храбры, товарищи. Я буду с вами. Знайте, что мне жизнь не дорога. Хочу только добра и славы для России».

Началась битва; Петр был везде, где кипел бой: пули свистели кругом него  и несколько раз прострелили его шляпу. Но бог хранил его. Скоро Карл 12, шведский король, который командовал шведской армией, был ранен, и шведы побежали. Много шведских генералов попалось в плен русским. После битвы царь Петр пригласил их к себе в палатку, возвратил им отнятые у них шпаги, а затем сел за стол и посадил с собой пленников.

« Вы – мои учителя,- сказал он, - вы научили меня сражаться».

 

 В Полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю, и она могла свободно торговать с другими государствами.

 

Учитель

На берегах Невы Петр I заложил крепость, которую назвал Санкт - Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Только не подумайте, что царь назвал город в свою честь: город носит имя ангела-хранителя царя – апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на европейский манер? Потому, что в отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский. В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата ее основания – 16 мая 1703 года – считается днем рождения города.       

                                    (слайд 28)

Город строили тысячи и тысячи  мужчин, которых сгоняли со всей России, ежегодно до 30 тысяч крестьян, а еще пленные шведы.   Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали , стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Петр работал вместе со всеми. И конечно, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.

Пушкин в поэме «Медный всадник» писал о Петре:

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно:

Ногою твердой встать при море

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам…

В короткий срок возник большой город  с прекрасными дворцами и парками. Петр перевел в Петербург столицу России. Вскоре Петербург стал важнейшим морским портом России.

 

8.     Просмотр фрагмента видеофильма «Санкт-Петербург и пригороды»

-Какие достопримечательности  Санкт- Петербурга вы запомнили из фильма? ( Кунсткамера, дворец князя Меньшикова, здание Академии художеств, Адмиралтейство, Зимний дворец (Эрмитаж), Александровская колонна ( монумент Александру I), Триумфальная арка, памятник Петру I «Медный всадник», Исаакиевский собор)

 

9.Декламация отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». «Люблю тебя, Петра творенье»

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

 

10. Изучение нового материала

Учитель - Петр Первый был предан России. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Россия в результате этой многогранной деятельности Петра Первого превратилась в великую державу. В 1721 году Петр Первый получил титул императора. Россия была провозглашена империей - так называли большие и сильные государства.

Ответьте на вопрос:

-Почему в истории России царя Петра Первого назвали « Великим»?

 

11. Работа с учебником.

-Откройте учебник. Рассмотрим иллюстрации (стр.95 - 99)

 

12. Закрепление изученного (работа в группах)

                       Игра « Найди пару»

-Нужно соотнести даты и события, термины и их определения.

Победит  команда, которая быстрее всех и правильнее  найдет все пары.

Ботик - «Дедушка русского флота»

Кунсткамера  - Первый музей

1700г. - Начало Северной войны

1703г - День рождения Санкт- Петербурга

«Ведомости» - Первая русская газета

1721г. - Россия стала империей

 

13.Работа в тетради (стр. 31-35) (по группам)

 

14.Подведение итогов урока.

- О каком царе вы узнали сегодня на уроке?

 

15. Выставление отметок.

 

16. Д. з. стр. 94-100

 

17. Рефлексия.

-А сейчас возьмите лист самооценки и оцените свою работу, работу группы, понравился ли вам урок ( поставьте + или -)

 

18. Обобщение.

 -Много ярких людей было в нашей истории. Но нет среди них фигуры , равной Петру Первому.

 Пусть  в вашей памяти Пётр Первый останется как величайший правитель России.

 

 

Директор МКОУ  "Танусинская СОШ им. Ш. М. Шамхалова"  

___________Абдулкадыров М.М.

  

Заместитель директора по УВР                        Дибиров О.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им. Ш.М.Шамхалова

огрн 1020501840589, инн 0536006276  368273, Республика Дагестан, район Хунзахский,

село Тануси, улица Шамхалова, дом 1, тел.89886348899 e-mail tanusi-2008@yandex.ru

 

Отзыв коллег

на открытый урок окружающего мира

в 4 классе на тему: «Петр Великий»

учителя начальных классов

Гаджиевой Парсихат Магомедовны

 

При проведении урока Парсихат Магомедовна использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС. Это информационно-коммуникативные технологии, что позволило сделать урок ярким, материал урока интересным и лёгким для восприятия. Также это дало возможность наглядно продемонстрировать отдельные моменты с эффектом «полного погружения» (за счет комплексного использования визуальной составляющей и звука). Парсихат Магомедовна использовала компьютерную презентацию почти на всех этапах урока, а также были использованы аудио запись и видео ролик.

Парсихат Магомедовна ещё была использована на этапах актуализации знаний и при мотивации учебной деятельности технология проблемного обучения. Это постановка проблемной ситуации (ребятам было дано задание: подумать и определить, кому же из императоров принадлежат туфли), что требует от детей ведения творческого поиска, слаженного взаимодействия и командной работы. Для этого класс был разделён на две группы. И через выдвижение предположений, ребята нашли пути выхода из данной ситуации.

Парсихат Магомедовна были использованы здоровьесберегающие технологии - на этапе самоопределения к деятельности. Это психологический настрой на начало урока или организационный момент. Также в течение этапа открытия нового знания, в связи с частой сменой видов деятельности была проведена физкультминутка. Это способствовало снизить уровень переутомления обучающихся, тем самым повысить показатели внимательности и концентрации внимания во время изучения новой темы.

Чтобы добиться цели урока, Парсихат Магомедовна к каждому этапу подобрала задания, которые логически связаны с темой урока. Практически все задания имеют поисковую направленность:

Это тест, самопроверка которого производится листом накладкой.

Это задание, при котором нужно было ответить на вопросы через аудио письмо от Петра 1.

Просмотр видео ролика, после которого нужно было выполнить задания в рабочей тетради на основе увиденного и услышанного.

Использование бумажных наглядных пособий: фотографий императора и изображений некоторых предметов в натуральную величину (туфли Петра 1).

Также дети самостоятельно изучали предложенный текст, делали выводы, работали с иллюстрациями, далее осуществляли текущий контроль действий, соотносили запланированный и полученный результаты. Таким образом на уроке был реализован системно-деятельностный подход к обучению.

Все вопросы и задания соответствовали возрастным особенностям обучающихся и были направлены на достижение метапредметных, предметных и личностных результатов.

Материал урока был доступным, легким, интересным для учащихся.

В ходе урока были организованы индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы учащихся.

Наиболее эффективной оказалась  групповая форма работы,  потому что при совместной деятельности ученики выясняли друг у друга всё, что им было не ясно, особенно слабые ученики, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы. 

Соотношение деятельности учитель-ученик  соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении. В процессе работы осуществлялось постоянное взаимодействие между Парсихат Магомедовной и детьми, а также учеников между собой. Стилем общения было конструктивное сотрудничество. Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику класса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Распределение времени было рациональное. Парсихат Магомедовне удалось  уложиться по времени и вести урок было легко. Учащиеся включались в работу активно.  Дети не перегружены.

 

 

 

 

 

Директор МКОУ  "Танусинская СОШ им. Ш. М. Шамхалова"  

___________Абдулкадыров М.М.

  

Заместитель директора по УВР                        Дибиров О.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им. Ш.М.Шамхалова

огрн 1020501840589, инн 0536006276  368273, Республика Дагестан, район Хунзахский,

село Тануси, улица Шамхалова, дом 1, тел.89886348899 e-mail tanusi-2008@yandex.ru

 

Отзыв родителей

на открытый урок окружающего мира

в 4 классе на тему: «Петр Великий»

учителя начальных классов

Гаджиевой Парсихат Магомедовны

 

Перед началом работы с помощью музыки учащиеся должны были настроится

эмоционально на работу. В начале урока была проведена актуализация знаний у

учащихся, которые понадобились им для изучения новой темы. Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив изучения нового материала. Дети сами сформулировали тему урока и задачу. Тема урока установлена через работу со словарём и иллюстрацией.

Теоретический материал, использованный на уроке, был понятен и доступен для усвоения он был подобран в соответствии с возрастной категорией детей.

Презентацию, которую Парсихат Магомедовна использовала, мотивировала ребят на работу, вызывала большой интерес, способствовала усвоению знаний, т.к. была задействована не только слуховая, но и зрительная, и эмоциональная память. Просмотр видео ролика, после которого нужно было выполнить задания в рабочей тетради на основе увиденного и услышанного. Также дети самостоятельно изучали предложенный текст, делали выводы, работали с иллюстрациями, далее осуществляли текущий контроль действий, соотносили запланированный и полученный результаты.

На протяжении всего занятия Парсихат Магомедовна старалась удерживать внимание и интерес детей к данной теме. Поскольку мы путешествовали, то изучение нового материала шло в форме аналитической беседы, которая занимает большое место в структуре данного урока. И это не случайно, т.к. ребёнок этого возраста в ходе аналитической беседы не только учится отвечать на вопросы учителя, но и общается, учится элементам дискуссии и в тоже время опирается на полученные ранее знания. Мотивируя ребят на работу на уроке, Парсихат Магомедовна заботилась о психологическом комфорте ребят за счёт доброжелательного общения, уважения к личности каждого ребёнка.

 

 

Родители 4 класса

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им

Актуализация знаний (тест - слайды 2 - 12) 1

Актуализация знаний (тест - слайды 2 - 12) 1

День независимости России (12 июня) г)

День независимости России (12 июня) г)

С 1683 года в селе Преображенском под

С 1683 года в селе Преображенском под

Мы празднуем Новый год 1 января – это

Мы празднуем Новый год 1 января – это

Началась битва; Петр был везде, где кипел бой: пули свистели кругом него и несколько раз прострелили его шляпу

Началась битва; Петр был везде, где кипел бой: пули свистели кругом него и несколько раз прострелили его шляпу

Александру I), Триумфальная арка, памятник

Александру I), Триумфальная арка, памятник

Подведение итогов урока. - О каком царе вы узнали сегодня на уроке? 15

Подведение итогов урока. - О каком царе вы узнали сегодня на уроке? 15

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им

Также дети самостоятельно изучали предложенный текст, делали выводы, работали с иллюстрациями, далее осуществляли текущий контроль действий, соотносили запланированный и полученный результаты

Также дети самостоятельно изучали предложенный текст, делали выводы, работали с иллюстрациями, далее осуществляли текущий контроль действий, соотносили запланированный и полученный результаты

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Танусинская средняя общеобразовательная школа" им
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2021